издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Вплавь за резидентами

Для ОЭЗ подыскивают инвесторов

Инициаторы создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа в Иркутской области и Республике Бурятия озадачились поисками резидентов. В среду проекты представили потенциальным инвесторам на круглом столе «Развитие рекреационного потенциала территорий». Высокий статус мероприятию придал заместитель главы Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Дмитрий Федоткин, а необычность – то, что презентация прошла на теплоходе «Империя», на котором участники доплыли из Листвянки в Большое Голоустное, где разместится зона. Впрочем, любоваться красотами пришлось издалека – подойти ближе мешала мель. Издалека предпочитают заходить и потенциальные резиденты, которые пока не дают конкретных обещаний. Впрочем, на большом теплоходе нашему корреспонденту ЕЛЕНЕ ЛИСОВСКОЙ удалось найти представителей четырёх компаний, которые готовы вложить свои деньги в особую зону.

Теплоход для инвесторов

Сначала предполагалось, что на презентации должны присутствовать глава Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) Андрей Алпатов и первый заместитель главы администрации Иркутской области Юрий Параничев. Но вместо Алпатова прибыл его заместитель Дмитрий Федоткин, региональную власть представляли директор департамента инвестиционного развития и национальных проектов Иркутской области Андрей Пуцик и руководитель областного агентства по туризму Ирина Рютина.

Нынешняя презентация рассчитана на потенциальных резидентов зон, сказал позже журналистам Андрей Пуцик. Поэтому в числе приглашённых были руководители туристических компаний региона, представители инвестиционных и промышленных компаний, банков, гостиничных сетей. Чтобы наладить связь с потенциальными инвесторами из-за рубежа, пригласили представителей Государственного банка развития КНР, генерального консула КНР в Иркутске Го Мин и представителя Генерального консульства Кореи на Дальнем Востоке Пак Кун Ву.

Паркетная дорога

Презентацию ОЭЗ Иркутской области и Республики Бурятия Дмитрий Федоткин проводил порядка двух часов. По его словам, иркутская зона стала единственной из семи российских, название которой было предложено самими жителями. «Ворота Байкала», по мнению Дмитрия Федоткина, отвечают двум важным требованиям. Во-первых, в названии зоны присутствует слово «Байкал», во-вторых, оно отражает концепцию зоны: именно с Большого Голоустного должно начинаться знакомство туристов с великим озером. Коллеги из Бурятии в названии тоже отдали дань концептуальной составляющей. Их «Байкальская гавань» подразумевает то, что в зоне будет активно развиваться портовая инфраструктура.

Оказалось, что заместитель главы РосОЭЗ неоднократно поднимался над Большим Голо-устным на вертолёте. И, по его признанию, был поражён живописностью этого места. Один из снимков посёлка с высоты птичьего полёта, использованных в презентации, Федоткин сделал собственноручно. В ближайшие годы в Голоустном начнётся стройка. ОЭЗ раскинется на 1590 га, здесь расположится 11 гостиничных комплексов на 1700 номеров, в их числе по пять отелей категории три и четыре звезды вместимостью 750 и 850 мест, один 5-звёздочный отель на 150 мест. Будут построены виллы на 100 номеров, где смогут разместиться 3600 человек. При условии 50%-ной загрузки разработчики рассчитывают на поток туристов в 90 тыс. человек в год. Средний расчётный срок пребывания составляет 7 дней. В особой зоне планируется развивать приключенческий, этно-, деловой туризм, а также услуги по релаксации, инфраструктуру для занятия спортом. Территориально зона будет поделена на две части: в первой разместятся гостиничные и SPA-комплексы, во второй, рассчитанной на тех, кто приехал на выходные, – аква-парк, развлекательные комплексы и отель.

Единственным моментом в презентации, который вызвал неоднозначную реакцию участников, стал срок реконструкции дороги от Иркутска до Большого Голоустного. Сейчас часть трассы покрыта грунтом. Но РосОЭЗ удалось добиться того, что реконструкция дороги станет одним из приоритетных проектов для Минтранса, похвастал Федоткин. До 2012 года на строительство будет выделено 2,2 млрд. рублей. Дорога будет открыта только после того, как завершится основной процесс строительства. В противном случае её испортит тяжёлая техника, подчеркнул замглавы РосОЭЗ. Этот тезис насторожил главу Голоустненского муниципального образования Дмитрия Себекина. На правах строителя с многолетним стажем он заявил, что существующая дорога не предусматривает нагрузок от строительной техники и перед началом активного строительства необходимо создать новую магистраль. Дмитрий Федоткин проявил себя как тонкий дипломат и ответил, что пока окончательного решения о сроках строительства не принято, значит, к вопросу можно будет вернуться.

Зона «с изюминкой»

Рассказывая о проекте «Байкальская гавань», замглавы РосОЭЗ два раза упомянул об «изюминках проекта». Таковой должен стать разводной мост в местечке «Турка» — одной из пяти ключевых точек будущей зоны. Концепция территории «Турки» — рыбацкий посёлок с узкими улочками, набережной, собственным портом, беседками для отдыха. Здесь же разместится гостиница четыре звезды на 100 номеров и коттеджный посёлок на 100 домов. «Изюминка» местечка «Пески» — посёлок из 150 юрт. Как заверил Дмитрий Федоткин, уровень размещения и сервиса в них будет соответствовать 4 звёздам. Рядом с юртами запланированы парк приключений и стоянка для любителей караванинга – путешествий в домах на колёсах. Предполагается, что в год «Турка» и «Пески» будут принимать до 30 тыс. туристов при средней загрузке в 59%. Средний срок пребывания туристов там составит пять дней. Кроме «Турки» и «Песков», в «Байкальскую гавань» войдут ещё три ключевые точки — «Гремячинск», «Гора Бычья» и «Бухта Безымянная». Общая площадь всех участков – 3 283 га.

Почти даром

Особенность особой экономической зоны в том, что она создаётся на условиях государственно-частного партнёрства, подчёркивают идеологи проекта. На 1 рубль государственных инвестиций планируется привлечь 5 рублей из кармана частных инвесторов. При этом государство обещает возвести за свой счёт необходимую инфраструктуру – транспортную и коммуникационную. Стоимость внутренней инфраструктуры для проекта зоны «Ворота Байкала» составляет 5 млрд. рублей, для «Байкальской гавани» — 3,5 млрд. рублей. При этом все туристические объекты будут возводиться за счёт резидентов, которым предоставят особые налоговые условия, в их числе – снижение ставки налога на прибыль, освобождение от налога на имущество на пять лет.

Резидентов Дмитрий Федоткин пообещал освободить от платежей за землю на три года. Если резидент вложит в зону 15 млн. евро, то срок бесплатного пользования землёй составит 5 лет, 30 млн. евро – 8 лет. Вложивший 50 млн. евро сможет забыть о платежах за землю на 15 лет. Впрочем, все налоговые предложения для резидентов будут действительны только на срок существования зоны – до 2020 года. С учётом того, что зоны на Байкале должны заработать к 2012 году, получать прибыль в льготных условиях резиденты смогут восемь лет. Однако подавать свои бизнес-планы в РосОЭЗ потенциальным резидентам заместитель руководителя агентства настоятельно рекомендовал уже сейчас.

Между тем опрошенные «Конкурентом» представители компаний пока не спешат делать громких заявлений о своём участии, мотивируя неопределённость тем, что конкретные решения будут приняты после разработки плана планировки территории. По словам генерального директора компании «Гранд Байкал» Виктора Григорова, концепция спортивной деревни в ОЭЗ созвучна с проектом строительства сети малых отелей в Большом Голоустном. Его «Гранд Байкал» разработал ещё до того, как окончательно была определена территория ОЭЗ. «Сейчас мы думаем о том, как можно реализовать этот проект в особой туристической зоне, — отметил Виктор Григоров. – Когда будет проект планировки, мы сможем приступить к бизнес-плану». Примерная стоимость проекта компании – 250 млн. рублей.

В течение месяца планируют принять решение по участию в проекте в сети «Холидей Инн». Как сообщила «Конкуренту» глава депертамента по строительству отелей Челябинского филиала «Холидей Инн» Ольга Бокова, иркутский регион, наряду с Пермью и Уфой, интересен компании. «После презентации наша компания более серьёзно отнесётся к идее разместить свои объекты в зоне», — отметила она. Не исключено, что будет построен не только отель 3 звезды или 4 звезды, но и SPA-комплекс и конференц-зал. У компании есть опыт возведения комплекса площадью 1,5 тыс. кв. метров в Челябинске. Строительством торгово-развлекательного центра и гостиницы в турзоне может заняться и группа компаний «Фортуна», сообщил нашей газете заместитель генерального директора ГК «Фортуна» по стратегическому развитию Михаил Замаратский.

Группа компаний «Истлэнд» решит, станет или нет резидентом зоны, после того, как будет получена более детальная информация по проекту, сообщила исполнительный директор ГК «Истлэнд» Анастасия Зотова. По её словам, компания будет участвовать в проекте – как резидент или в другом качестве. При этом зона и Большое Голоустное интересуют «Истлэнд» не только как территория, где может быть задействован её флот и построен порт, но и как место для возведения собственных объектов размещения.

Не исключено, что список потенциальных резидентов определится уже в ближайшие месяцы. По словам руководителя филиала ОАО «ОЭЗ» в Иркутской области Александра Зинченко, итоги конкурса на выбор подрядчика, который будет разрабатывать проект планировки зоны в Большом Голоустном, планируется подвести через 7-10 дней. В конкурсе приняли участие шесть компаний, в основном это проектные институты – «Иркутскгипробум», «Гражданпроект», «Сибгипробум», «Гипродорнии», а также НПО «Земля» и «Связьтехкомплект». На разработку проекта планировки зоны Иркутской области из федерального бюджета в нынешнем году будет выделено 50 млн. рублей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры