издательская группа
Восточно-Сибирская правда

ВСЖД повезёт новую нефть. Чтобы увеличить объёмы перевозок

На этой неделе Восточно-Сибирская железная дорога распространила официальную информацию о том, что руководство дороги ведёт переговоры с компаниями-операторами об увеличении объёмов перевозки сырой нефти в Китай через пограничный переход Наушки. За два месяца через него было доставлено 350 тыс. тонн сырой нефти. На ВСЖД сообщили, что в 2006 году могут перевезти в Китай до 15 млн. тонн. Такие перспективы кажутся экспертам "затруднительными", потому что из-за высоких пошлин и тарифов поставки нефти на внутренний рынок не менее рентабельны, чем экспорт углеводородного сырья.

За два месяца нынешнего года ВСЖД перевезла в Китай через пограничные переходы Забайкальск и Наушки около 1,5 млн. тонн нефти, большая часть которой была доставлена через Забайкальск. В январе и феврале железнодорожники улучшили показатели перевозки через этот переход на 98% и 54,5% соответственно по сравнению с прошлым годом.

В 2005 году ВСЖД увеличила поставки нефти в Китай на 34,1%, всего было перевезено более 7,6 млн. тонн сырой нефти вместо запланированных ранее 10 млн. Через пограничный переход Наушки доставили около 2,47 млн. тонн, что меньше показателя 2004 года на 5,9%. В этом году всего две компании отгружают сырую нефть в КНР. В направлении Наушек поставки ведёт ЮКОС, а через Забайкальск — Роснефть.

На Восточно-Сибирской железной дороге отказались назвать не только условия, на которых предлагается увеличить нефтяникам поставки, но и компании, которым будет сделано такое предложение. Однако подчеркнули, что программа перевозки нефти в Китай является приоритетной, поэтому сейчас модернизируются Наушки и нефтеналивная станция Суховская. В итоге Восточно-Сибирская магистраль сможет перевезти в 2006 году в КНР 15 млн. тонн сырой нефти. С 1 апреля 2006 года компания планирует поставлять нефть в Китай с нефтеналивной эстакады Зуй, откуда ранее нефть поставлялась на Дальний Восток.

Опрошенные «Конкурентом» аналитики считают, что увеличить объёмы перевозки в Китай можно за счёт новой нефти. Например, той, что собираются добыть компании «Верхнечонскнефтегаз» и «Сургутнефтегаз», занимающиеся разработкой Верхнечонского и Талаканского месторождений. В ВЧНГ нам сообщили, что переговоры о поставках нефти по железной дороге с компанией пока не велись. «В 2006 году добыча нефти на Верхнечонском месторождении будет некоммерческой и составит всего 4,2 тыс. тонн, — рассказали в ВЧНГ. — Доставляться она будет по автозимнику».

Дмитрий Мангилев из компании «Проспект» не исключает, что рост произойдёт исключительно за счёт ресурса Роснефти. «Компания планирует значительно увеличить отгрузку нефти на экспорт в Китай, c нынешних 5 млн. до 9 млн. тонн», — добавил аналитик инвестиционной компании «ФИНАМ» Тимур Хайруллин. В Роснефти нам подтвердили эту информацию. Запланированные объёмы поставки нефти в Китай в 2006 году составят около 9 млн. тонн, сообщили в пресс-службе компании.

Аналитики отметили, что в 2005 году нефть по железной дороге поставляли ЛУКОЙЛ и ОАО «Альянс». Но в нынешнем году договориться с ними вряд ли удастся. Все их объёмы уже законтрактованы. Хотя эксперты не исключают, что в случае изменения соотношения рентабельности поставок нефти на внутренний и внешний рынки китайский экспорт может быть возобновлён. Напомним, что ЛУКОЙЛ в 2005 году перестал поставлять нефть в Китай, полагая, что внутри России можно добиться большей рентабельности, считает Хайруллин. У этой компании, в отличие от Роснефти, есть возможности увеличения переработки нефти на собственных НПЗ и экспорта нефти альтернативными схемами транспортировки, отметил эксперт. Дмитрий Мангилев сомневается в том, что ЛУКОЙЛ будет поставлять нефть в КНР, потому что сейчас увеличивает загрузку внутри России.

Ведущий аналитик ГК «Регион» Валерий Вайсберг не исключает, что «закрыть» поставки нефти удастся и за счёт компании «Сибнефть», хозяином которой стал «Газпром», который контролируется государством, как и Российские железные дороги. Зато экспорт ЮКОСа по железной дороге в Китай в 2006 году вряд ли превысит 1,5 млн. тонн. Компания, ранее наиболее активно перевозившая нефть в Китай, сейчас находится на грани банкротства, подчеркнул Хайруллин.

Он считает, что в 2006 году увеличить уровень перевозок нефти в Китай железнодорожным транспортом до 15 млн. тонн будет весьма затруднительно. Для российских нефтяных компаний при высоких экспортных пошлинах и тарифах на железнодорожные перевозки поставки нефти на внутренний рынок становятся более интересными, чем китайский экспорт нефти.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры