издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Международное сотрудничество -- основа развития

На минувшей неделе в парк-отеле "Бурдугуз" под Иркутском прошли международные совещания пограничных железнодорожных комиссий. В них принимали участие делегации железных дорог России, Китая и Монголии.

Круг проблем и вопросов, которые предстояло обсудить, очертил руководитель делегации
компании «Российские железные дороги» Николай Маклыгин. Открывая совещание, он
отметил: «Сейчас перед нами стоят серьезные задачи. Во-первых, необходимо построить
стабильные коммерческие отношения. Во-вторых, организовать четкое движение
пассажирских и грузовых поездов, и, наконец, изыскать пути увеличения пропускных
способностей наших пограничных переходов».

Актуальность этого совещания подтверждают и цифры. С 2000 года наблюдается
устойчивая тенденция роста объема перевозок экспортно-импортных и транзитных грузов
через трансграничный переход Наушки — Сухэ-Батор — Дзамын-Ууд — Эрлянь. Так, если
в 2000 году в Монголию и Китай транзитом по Восточно-Сибирской железной дороге и
Монголии было отправлено более 2,25 млн. тонн, то в 2004 году объем передачи составил
уже более 5,5 млн. тонн. А за первое полугодие текущего года объем перевозок из России
в Китай увеличился на 17% и составил более 3,5 млн. тонн. Передача лесных грузов
возросла на 16% и составила 1,1 млн. тонн, сырой нефти — на 22% (почти 1,4 млн. тонн).

Рост перевозок стал важным и мощным толчком к развитию железных дорог. В результате
за 2004-2005 годы Восточно-Сибирской железной дорогой проведен большой объем работ
по реконструкции и принятию путей и станций. В частности, закончена реконструкция
станции Иркутск-Сортировочный. В 2005 году будет завершена реконструкция станции
Суховская, где производится формирование составов с сырой нефтью. Для увеличения
пропускной способности участка Улан-Удэ — Наушки
построены два разъезда. В настоящий момент
производится удлинение путей пограничной станции
Наушки. Одним из путей увеличения пропускной
способности пограничных переходов остается вопрос
изменения весовых норм по пути следования. Речь идет
о том, что станция Суховская формирует нефтеналивные
поезда весом 6,3 тыс. тонн. Передача поездов с сырой
нефтью на Монголию станцией Наушки производилась
весом в четыре тысячи тонн, что негативно сказалось
на показателях дороги, провозной и пропускной
способности. Однако в последнее время
Восточно-Сибирской железной дороге удалось достигнуть
соглашения в этом вопросе с руководством
Улан-Баторской железной дороги. Теперь ВСЖД формирует
и передает нефтеналивные поезда весом 6 тыс. тонн.
Это позволило сократить затраты и увеличить
пропускную способность.

Кроме того, совместными усилиями железных дорог России, Монголии и Китая начаты
контейнерные перевозки из Китая в страны Европы. Знаменательным моментом в жизни
дорог стало отправление в марте этого года контейнерного поезда «Монгольский вектор».

Эти и другие вопросы стали предметом обсуждения участников совещаний пограничных
железнодорожных комиссий. В результате был достигнут ряд договоренностей и
подписаны двух- и трехсторонние соглашения между
представителями железных дорог.

В частности, в российско-монгольском соглашении оговорено, что «в целях обеспечения
оперативного контроля за грузами, следующими в Монголию, Китай и Россию в четном и
нечетном направлениях, российская и монгольская стороны с первого декабря текущего
года организуют обмен информацией по прибытию и отправлению поездов, следующих в
адрес Восточно-Сибирской железной дороги по станциям Сухэ-Батор, Дархан, Улан-
Батор, Чойр, Дзунхара, Сайшанд, Дзамын-Ууд; погрузке в вагоны парка Российских
железных дорог; выгрузке вагонов РЖД». В свою очередь Восточно-Сибирская железная
дорога будет предоставлять Улан-Баторской железной дороге информацию по прибытию
и отправлению вагонов, следующих в адрес УБЖД, по станциям Наушки, Улан-Удэ,
Петровский Завод, Слюдянка, Иркутск-Сортировочный, Черемхово, Зима, Нижнеудинск,
Тайшет; о подходе груза назначением в Монголию и КНР; о рабочем парке вагонов
Монгольской железной дороги на РЖД; о подходе грузов в Монголию транзитом через
Россию.

Восточно-Сибирская железная дорога и Улан-Баторская железная дорога
согласовали максимальный график движения поездов на пограничном переходе Наушки —
Сухэ-Батор — теперь речь идет о двенадцати парах составов. Также решено увеличить
максимальный график движения поездов на пограничном переходе Наушки — Сухэ-Батор
до 15 пар при условии повышения объема перевозок. В связи с этим поднимался и вопрос о
необходимости развития инфраструктуры для обеспечения пропуска 15 пар поездов.

Наконец, официально согласована весовая норма для поездов с сырой нефтью,
следующих по участку Наушки — Сухэ-Батор, в размере шести тысяч тонн. Помимо этого
установлены и другие весовые нормы: для графиковых пассажирских поездов — 1100 тонн,
для дополнительных пассажирских поездов — до 1300 тонн; для грузовых поездов четного
направления — 4000 тонн и 6000 тонн, для грузовых поездов нечетного направления — 4500
тонн.

Кроме того на совещании принято решение, что Российские железные дороги обеспечат
отгрузку 30% леса и лесных грузов транзитом через
Монголию в Китай в полувагонах перевозчика.

Очень существенным моментом совещания, по мнению его участников, стало то, что
Улан-Баторская железная дорога будет осуществлять перевозку грузов и возврат
порожних вагонов по одной накладной в адрес одного получателя на одну станцию
назначения. Это значительно упростит и ускорит процедуру оформления документов и
движение грузовых поездов. Экспериментальную отправку по упрощенной системе
оформления планируется начать с первого ноября 2005 года.

Улан-Баторская железная дорога намерена обратиться к РЖД с просьбой о
разрешении подключения кассовых терминалов на территории Монголии к системе
«Экспресс-3» Восточно-Сибирской железной дороги для бронирования и покупки
проездных документов на поезда в обоих направлениях.
А для автоматизации диспетчерского управления принято
решение о поэтапном внедрении на Улан-Баторской
железной дороге системы «ГИД — Урал».

На совещании принято решение объявить санитарными зонами станцию Наушки,
разъезд Дозорный, остановочный пункт «5 км» и станцию Сухэ-Батор.

Что касается протокола совещания представителей России, Китайской Народной
Республики и Монголии, то в нем оговорена поддержка регулярной телефонной связи для
служебных переговоров между управлениями Восточно-Сибирской, Улан-Баторской и
Хух-Хотской железнх дорог. Для обеспечения регулярной телефонной связи и
работы электронной почты стороны договорились в четвертом квартале 2005 года
провести трехстороннюю встречу специалистов связи и информации.
Также в трехстороннем соглашении речь идет о том, что для обеспечения постоянного
курсирования международного контейнерного поезда «Монгольский вектор» будет
создана рабочая группа, состоящая из специалистов железных дорог РФ, КНР и
Монголии.

Решено в октябре текущего года провести встречу специалистов трех сторон по
изучению курсирования пассажирского поезда сообщением Хух-Хото — Эрлянь — Улан-
Батор — Иркутск — Екатеринбург. Стороны должны поручить туристическим агентствам провести активную
работу по изучению пассажиропотока. Вопрос улучшения организации пассажирских
перевозок через Россию и Монголию в Китай особенно актуален в связи с тем, что в КНР
будут проходить Олимпийские игры.

Представители Китайских железных дорог предложили в октябре нынешнего
года организовать встречу рабочей группы специалистов по изучению технических
вопросов организации перевозки сырой нефти по одной накладной. Сегодня на каждый
вагон приходится оформлять по четырнадцать документов. Если удастся достигнуть
договоренности об оформлении накладной сразу на весь состав, это значительно упростит
и ускорит движение грузовых поездов.

На совещании решались и другие вопросы, связанные, в частности, с разной
шириной железнодорожной колеи, курсированием туристического поезда,
созданием транзитного коридора, улучшением инфраструктуры и пропускной
способности. В целом, по словам Николая Маклыгина, практически по всем вопросам
было достигнуто взаимопонимание между тремя сторонами. Впрочем, полагает он,
иначе и не могло быть, учитывая многолетние дружеские взаимоотношения между
железными дорогами.

В конце встречи принято решение о том, что следующие международные совещания
международных пограничных комиссий пройдут через год в китайском городе Хух-
Хото.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры