издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Доколе будут расти цены на бензин?

  • Автор: Татьяна ВАРЕНИЧЕВА, "Парламентская газета"

Не ошибусь, если скажу, что в нынешнем году рядовые автолюбители подъезжают к автозаправкам с замиранием сердца. Стоимость бензина растет настолько катастрофически, что даже трудно предсказать, какая цифра будет значиться на ценнике завтра. Например, в первопрестольной за какие-то две недели "еда для машин" стала дороже на целый рубль. Неудивительно, что, отправляясь на АЗС, водители судорожно прикидывают, сколько денег у них в кошельках и хватит ли их на то, чтобы расплатиться с "королевами бензоколонок".

Между тем в Минпромэнерго России считают, что для
подобных панических настроений нет абсолютно никакого
повода. Так, оперируя цифрами за 7 месяцев этого
года, директор департамента топливно-энергетического
комплекса (ТЭК) Минпромэнерго России Анатолий
Яновский отмечает, что у производителей цены на
бензин выросли на 3,1 процента, а на дизельное
топливо — на 10 процентов. В рознице цены на
низкооктановый бензин выросли на 4 процента, на
высокооктановый — на 5, на 95-й бензин — на 6, на
дизельное топливо — на 6,2 процента. С учетом того,
что инфляция составила 8,3 процента, можно только
радоваться, поскольку цены на нефтепродукты сильно
отстают от темпов инфляции. А такое было далеко не
всегда. «Если, — продолжает Анатолий Борисович, —
посмотреть динамику, скажем, с 1993 года, то с этого
времени рост цен на нефтепродукты всегда превышал
уровень инфляции, за исключением только двух периодов
— 1998 и 2002 годов, что обусловлено дефолтом и
резким падением цен на мировом рынке». Но, например,
только за прошлый год цены на бензин выросли на 50
процентов. Так что подорожание текущего года на
«каких-то» три с лишним процента — сущий пустяк.
Конечно, год еще не закончился, но никаких
неожиданностей в сфере стоимости топлива он не сулит:
по словам Анатолия Яновского, если бензин еще и
подорожает, то на цифру, никак не большую величины
инфляции.

Все это, возможно, и так, но почему рядовые
российские потребители особенно обеспокоились ростом
цен на бензин именно в текущем году? Не потому ли,
что его стоимость приблизилась к предельной черте,
шагнуть за которую людям не позволят их материальные
возможности? И в самом деле, зарплата россиян растет
далеко не такими колоссальными темпами, как цены на
бензин. Минимальный размер оплаты труда никак не
может догнать величину прожиточного минимума.

Треть населения живет за гранью нищеты. И многие из
тех, кто некогда смог позволить себе приобрести
подержанные «Жигули», ныне не в состоянии «накормить»
их. Кто же виноват в масштабном подорожании бензина?
В нашей стране, оказывается… никто. Виной всему
цены на мировом рынке, которым Россия послушно
подчиняется, ведь цены на нефтепродукты в нашей
стране либерализованы. Схожая ситуация наблюдается и
на любом обычном — продовольственном или промтоварном
— рынке. Продавцы, словно сговорившись, называют
потенциальным покупателям одну и ту же цену, а если
кто-то решится снизить ее хотя бы на копейку, не
миновать ему трепки от коллег по прилавку.

Очевидно, Россия тоже боится трепки, поэтому и
выступает на мировом рынке нефтепродуктов в качестве
безвольной куклы.

Руководитель департамента топливно-энергетического
комплекса Минпромэнерго России Анатолий Яновский,
скорее всего, счел бы подобную версию по меньшей мере
оскорбительной. И в самом деле, по словам Анатолия
Борисовича, Минпромэнерго, Министерство
экономического развития и торговли, Минфин и многие
другие организации, так или иначе связанные с
нефтедобычей, нефтепереработкой и нефтепродажей,
трудятся буквально не покладая рук, чтобы оторвать
российские внутренние цены от мировых и дать им
возможность жить самостоятельной жизнью. В прошлом
году на свет появилась даже специальная рабочая
группа из представителей вышеперечисленных структур,
дабы стабилизировать цены на топливо. Был выработан
комплекс мер, который охватывал несколько
направлений: налоговое, антимонопольное и таможенное
регулирование нефтедобычи и нефтепродажи. Часть из
этих мер уже обрела законодательное выражение. Так,
подготовлен и принят Федеральный закон N107-ФЗ «О
внесении изменении в часть вторую Налогового кодекса
РФ». Он предусматривает стабилизацию ставок акцизов
на нефтепродукты в 2006 году на уровне ставок акцизов
2005 года, а также введение ненулевой ставки акциза
на прямогонный бензин и установление ее на уровне,
аналогичном ставке акциза на низкооктановый бензин.
Это, по мнению разработчиков документа, позволит
стабилизировать цену на внутреннем рынке и повысить
качество бензина, использующегося в автомобильной
промышленности (прямогонный бензин зачастую
использовался непорядочными производителями для
выработки «левого» бензина).

Кроме того, подготовлено и принято постановление
правительства РФ о дифференциации ставок вывозных
таможенных пошлин на нефтепродукты. Начиная с марта
2005 года установлен новый порядок определения
ставок, который предусматривает их дифференциацию в
зависимости от типа нефтепродуктов («светлые» и
«темные»): «темные» нефтепродукты имеют пониженную
ставку по сравнению со «светлыми».

Подверглось усовершенствованию и антимонопольное
законодательство. Подготовлен и летом этого года
прошел первое чтение в Госдуме проект федерального
закона «О защите конкуренции». Его цель — пресечь
злоупотребления нефтяными компаниями своим
доминирующим положением на рынке нефти и
нефтепродуктов.

Проект еще одного федерального закона, внесенного
этим летом на рассмотрение правительства, вносит
изменения в Кодекс РФ об административных
правонарушениях, ужесточая санкции за нарушение
антимонопольного законодательства. Согласно этому
документу размеры штрафов будут составлять не менее 5
процентов от оборота компании, что является очень
значительной суммой.

Однако, по признанию самого Анатолия Яновского, этих
мер явно недостаточно для того, чтобы «приструнить»
рынок нефтепродуктов. Несмотря на санкции и запреты,
нефтяники все равно будут стремиться к получению
больших прибылей, что в конечном счете скажется на
цене того же бензина. Но вовсе не потому, что ими
движет неуемная жадность. А потому, что государство
поставило их в такие условия.

Дело в том, что нефтяники выплачивают специфический
налог — налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Его ставка устанавливается также с оглядкой на
мировой рынок и в настоящее время, по данным
заместителя начальника отдела экономики департамента
ТЭК Минпромэнерго Веры Алексеевой, равна примерно 8
процентам. Вряд ли нужно объяснять, что этот налог
входит в себестоимость производимой продукции.
Соответственно, нефть, поступающая на
нефтеперерабатывающие заводы, уже сама по себе
является достаточно дорогой. На выходе она становится
еще дороже. И хотя вот уже несколько месяцев
специально созданные рабочие группы (они действуют в
Российском агентстве по энергетике, в Минфине, в
МЭРТе) пытаются объективно просчитать величину этого
налога, вряд ли они смогут придумать что-то иное до
тех пор, пока наше правительство не перестанет
чувствовать себя игрушкой в руках мирового рынка.

Помимо НДПИ в стоимость бензина заложены еще акцизы
(на них приходится 13,5 процента), налог на прибыль
(10 процентов), НДС (15 процентов), а также
производственные и транспортные затраты (порядка 10
процентов). В общей сложности получается 50 с лишним
процентов. И каждый автолюбитель должен знать, что
примерно половина того, что он платит за бензин,
уходит непосредственно в карман государства. Еще
около 20 процентов — это прибыль нефтедобывающих
компаний. Остальное берут себе переработчики и
посредники.

И есть все основания сомневаться в том, что ситуация,
когда за все издержки платит потребитель, в ближайшее
время изменится. Потому что красивые слова о том, что
принимаются меры по стабилизации цен, перечеркиваются
следующим высказыванием директора департамента ТЭК
Минпромэнерго Анатолия Яновского: «Если посмотреть на
баланс добычи и потребления нефти в нашей стране, то
у нас нет проблемы дефицита нефти, топлива на
внутреннем рынка. Все потребности удовлетворяются.
Более того, потребности на протяжении последних лет
растут. Это означает, что цена устраивает
потребителей. Они ее платят. Если бы они не брали
товар, то можно было бы говорить о том, что
потребности экономики не удовлетворяются». Означает
ли это, что цены на бензин будут расти до тех пор,
пока по отечественным дорогам ездит хотя бы один
автомобиль?

Мнение законодателя

Виктор ПОХМЕЛКИН, член Комитета Госдумы по
конституционному законодательству и государственному
строительству

За последние 2 года цены на бензин выросли вдвое, и
темп их роста ускоряется. В результате по ценам на
бензин мы уже перегнали Америку и стремительно
приближаемся к Европе.

Между тем наша страна является крупнейшим экспортером
энергоресурсов, и ее граждане имеют право на более
дешевый бензин по сравнению со странами, которые
вынуждены покупать нефть у нас же по запредельно
высоким ценам.

Вся вина за сложившуюся ситуацию лежит на
правительстве. Оно демонстрирует свое бессилие в
борьбе со сговором «нефтяных баронов», не
предпринимает мер для ликвидации монополизма нефтяных
компаний и развития конкуренции в нефтяной отрасли,
организации биржевой торговли нефтепродуктами,
строительства новых и модернизации действующих
нефтеперерабатывающих заводов, создания и управления
запасами нефтепродуктов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры