издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Этот день мы приближали, как могли...

  • Автор: Анатолий ФАТИН, заслуженный работник транспорта РСФСР

К 80-летию образования ФГУП "Аэропорт Иркутск" К началу Великой Отечественной войны в Иркутском аэропорту была создана производственная база, выполнялись полеты в Якутию и северные районы области, на авиамагистрали Москва -- Владивосток. Только за 1940 год было перевезено 3977 пассажиров, 94,5 тонны почты и несколько десятков тонн груза.

Но мирный, созидательный труд был прерван вероломным нападением
на нашу страну фашистской Германии. На второй день войны гражданская
авиация была переведена на военное положение. Перед ГВФ
поставили основную задачу — обслуживание авиаперевозками нужд
народного хозяйства, перестроенного для всемерного обеспечения
потребностей фронта. Авиаработники вместе со всем советским народом
поднялись на защиту Отечества. Значительная часть лучших, самых опытных
авиаторов ушла на фронт, причем многие — добровольно. Достаточно
сказать, что к концу 1943 года в 11-м летном отряде осталось всего 4 пилота,
4 бортмеханика и несколько старых самолетов. Мужественно и отважно
воевали иркутские летчики.
К таким можно отнести Героев Советского
Союза С.А.Асямова, К.М.Кудряшова, И.Л.Могильчака, Е.Д.Парахина,
П.И.Тихонова, А.А.Шевелева, В.И.Яницкого, награжденных орденами
Ленина Г.С.Бенкунского, М.С.Скрыльникова и многих других, отмеченных
боевыми наградами. Невозможно рассказать обо всех участниках войны,
приведу лишь несколько эпизодов боевой деятельности авиаторов.

…Однажды дальний ночной бомбардировщик Ил-4,
пилотируемый А.А.Шевелевым, при подлете к цели бомбометания был
атакован немецким истребителем. В ходе схватки было повреждено
управление самолета, пробита покрышка колеса, самолет получил 30
пробоин, был ранен стрелок-радист. Экипаж отбил вторую вражескую атаку, а
пилот, умело маневрируя, не прекратил выполнения задания. На
поврежденном, практически неуправляемом самолете успешно отбомбился,
дотянул до запасного аэродрома и мастерски посадил машину на одно
колесо. За время войны отважный иркутский летчик награжден двумя
орденами Красного Знамени, орденом Ленина, ему присвоено почетное
звание Героя Советского Союза.

Другой иркутский летчик Ф.А.Соловьев с первых дней войны
добровольцем ушел на фронт. Как опытного пилота первого класса, его
переучивают на командира экипажа тяжелого бомбардировщика Пе-8 (ТБ-7)
авиации дальнего действия и вскоре назначают командиром авиазвена. За
время войны он выполнил 120 длительных ночных боевых полетов (около
1000 часов в воздухе), в том числе в глубокий тыл врага, нанося бомбовые
удары по крупным промышленным объектам Германии. Неоднократно
попадал в сложнейшие метеоусловия, под лучи прожекторов, сильнейшие
зенитные обстрелы, но ни разу не дрогнул, не свернул с курса — вел самолет
только вперед к намеченной цели. За отличное выполнение боевых заданий
был награжден двумя орденами Красного Знамени, четырьмя боевыми
медалями, в том числе «За боевые заслуги», за участие в боевых действиях
при взятии городов получил шесть благодарностей от Верховного
Главнокомандующего. После войны Ф.А. Соловьев в родном аэропорту
продолжал летать пилотом-инструктором. В течение девяти лет, несмотря на
тяжелую болезнь, работал техником барокамеры медсанчасти.

Жители Белоруссии всегда будут помнить имена иркутских летчиков-
гвардейцев Д.М.Бородина, В.В.Васильева, В.П.Денисова, А.В.Жоги,
А.И.Семенова и многих других, спасших тысячи жизней и доставивших сотни тонн
боевого груза для партизан.

Летчик Василий Васильев в отдельном авиаполку вначале выполнял
санитарные полеты на предельно малых высотах — 5-10 метров, чтобы не
сбили немецкие истребители. Бреющие полеты, а их ежедневно было более
10, выполнять было тяжело и небезопасно, выручало высокое летное
мастерство, мужество и самообладание. Сколько же раненых им вывезено из
фронтовой полосы? Наверное, более тысячи человек. Вспоминая годы войны,
он скромно говорил: «Я не воевал, я работал». За отличное выполнение
боевых заданий награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны
2-й степени, медалью «Партизану Отечественной войны» 2-й степени. В
мирное время командир летного подразделения спецприменения и местных
воздушных линий, командир Второго ОАО В.В.Васильев был награжден
орденом Октябрьской революции.

Пилоты и авиатехники сформированной в Иркутске эскадрильи из 10
самолетов ПО-2 на Калининском и других фронтах в составе 105-го
отдельного авиаполка ГВФ обеспечивали боевые действия партизан,
выполняли сложные ответственные полеты. Героизм стал повседневной
нормой жизни иркутских авиаторов. Немецкое командование решило
покончить с партизанами Белоруссии. С этой целью было объявлено
вознаграждение в 2 тысячи марок за сбитый самолет ПО-2. За голову некоторых
летчиков авиаполка, том числе и наших иркутян, обещали вознаграждение в
50 тысяч марок, поместье с наделом земли и крестьянами, орден «Железный
Крест». Но пилоты в ответ на это с еще большей доблестью продолжали
полеты к партизанам. Образцы боевого и трудового героизма показывали
наши техники, днем и ночью в любую погоду, порой под вражеским огнем,
латали пробоины, постоянно поддерживали самолеты в боевой готовности.
Среди них в первую очередь хочется назвать старшего техника В.В.Попова,
бывшего начальника авиационных мастерских аэропорта, награжденного
орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, медалью
«Партизану Отечественной войны» 2-й степени.

А в это время Иркутский аэропорт тоже трудился по-боевому:
ушедших на фронт мужчин заменили женщины и подростки.
Все трудились самоотверженно по 10-12 часов в сутки, стремились все
задания выполнить качественно и в кратчайшие сроки. Порой недосыпали,
недоедали, но делали все возможное, чтобы приблизить победу.

В 1942 году авиаторы вызвали на соцсоревнование коллектив
Хабаровского аэропорта. В соцобязательствах было записано: «…Тыл — это
опора фронта, опора нашей армии. Мы, работники тыла, обязаны приложить
все свои силы, терпеть нужду, переносить лишения в период войны, отдать
все ради победы…». Добросовестно, вдохновенно работал начальник
мастерской связи Л.С.Кришат. Пытливый инженер вносил
рационализаторские предложения по улучшению оборудования электро- и
радиосредств, их монтажу. Он умело руководил ремонтом приборов,
регламентными работами на объектах, электроснабжением, улучшая
электротехническое обеспечение аэропорта. На всех участках работы
показывал образцы доблестного труда.

Осенью 1941 года в жесточайших боях под Москвой один из наших
самолетов был сбит. Бортмеханик Иркутского аэропорта Ф.В.Кульков
получил тяжелое ранение и после длительного лечения вернулся в Иркутск.
Но не стал отлеживаться дома, а с палочкой в руке, так как одна
нога стала короче другой, начал снова выполнять полеты на своем родном
самолете и работал не хуже, чем до войны.

По-фронтовому работали женщины. Среди них шофер Н.А.Коршунова,
техник-приборист А.И.Перевозчикова, авиамеханик М.И.Чупова, маляр-
обойщик К.В.Наумова, медник-жестянщик П.Ф.Овчинникова, техник ГСМ
А.К.Кочнева, кочегар Т.В.Лузгина, радиооператор М.Н.Журавлева,
фельдшер А.Е. Распопина, повар М.П.Шершина, уборщица А.М.Какоурова,
зав.детсадом М.И.Валова, Г.В. Ганцевич. Несмотря на сложное военное
время, работники аэропорта в июне 1943 года построили пионерский лагерь
на берегу Иркута.

Подростками пришли в аэропорт и начали работать учениками
специалистов Николай Пензин, Иван Харитонов и многие другие. Они
трудились наравне со взрослыми, постигая секреты мастерства. Абдул
Сафиулин встретил войну учеником общеобразовательной школы. В 1943
году, когда ему исполнилось 14 лет, начал трудиться в аэропорту учеником
электрика, заряжая аккумуляторные батареи для самолетов Р-5.
Через год Абдулу присвоили 3-й разряд электрика по
силовым установкам. Годы войны стали для него хорошей школой, и
в дальнейшем он работал на руководящих должностях в аэропорту.

Техническая эксплуатация авиатехники была напряженной, запасных
частей не было, аэропорт практически не пополнялся самолетами.
Приходилось проявлять смекалку, реставрировать изношенные детали,
самим в полукустарных условиях изготавливать запасные части. Работники
инженерно-технической службы добились большой переработки ресурсов
самолетов, сэкономили много государственных средств, которые пошли на
нужды фронта. В этом большая заслуга инженеров-руководителей
Ф.И.Спиридонова, Н.И.Нарожного, Н.М.Косинова, бортмеханика-
рационализатора Н.Е.Иванова и многих других работников службы.

Большой вклад в приближение дня победы внесли пилот П.Т.Комаров,
бортмеханик И.Т.Давыдюк, столяр Д.Ф.Головнев, дежурный по аэропорту
М.П.Вершинин, работник ВОХР М.Ф.Фрадкин и многие другие.

Поистине титанический труд вложили авиаторы аэропорта, иркутяне в
строительство и эксплуатацию особой воздушной авиалинии Аляска
— Сибирь. По ленд-лизу летчики перегнали для фронтов 8 094 боевых и
транспортных самолета. Иркутский участок был построен в рекордно
короткий срок — за 6 месяцев. Практически все работники аэропорта
участвовали в освоении трассы мужества. Невозможно перечислить имена
всех этих отважных людей, назову лишь некоторые. Среди них специалисты
наземных служб: М.В.Самохвалов — технический директор строительства
аэропорта Сеймчан, Ф.Н.Туров — ведущий инженер комиссии по приемке
самолетов на авиабазе в Фербенксе, Б.М.Цейтлин — начальник штаба боевой
перегоночной дивизии, А.И. Милославский — пилот при штабе дивизии,
Я.С.Берман и В.М.Фаерштейн (Кузнецова) — работники Иркутской
перевалочной базы грузов для трассы, С.И.Подымахин — радиоинженер,
обучающий радиопеленгаторщиков, Л.Б.Меерович и В.Р.Петрова (Пиецкая) —
радиооператоры, А.Д.Бялковский и А.М.Частухин — радиотехники,
А.С.Дорохов и Г.С.Калинин — авиатехники .

В боевом перегоночном авиаполку служил лейтенант Д.П.Науменко,
бывший бесстрашный командир скоростного бомбардировщика,
награжденный в боях на фронтах орденом Красной Звезды, Отечественной
войны 1-й степени. Этот пилот за 3 года перегнал 527 боевых самолетов, а за
самоотверженный труд награжден вторым орденом Красной Звезды. В
послевоенное время он работал начальником аэропорта, начальником штаба
Иркутского объединенного авиаотряда и был награжден орденом
Октябрьской революции.

В 8-м транспортном авиаполку, основу которого составляли иркутские
авиаторы, мужественно выполняли полеты, ежедневно налетывая по
10-11 часов, пилоты Б.Д.Кирсанов, А.М.Шестиперов; бортмеханики Н.А.Крюков,
С.А.Соловьев, П.Ф.Скобун, П.П.Шергин; бортрадисты Л.И.Бадин,
С.Б.Пиецкий, А.А.Хомяков.

Как работали иркутские авиаторы в транспортном полку? Бормеханик
П.Ф.Скобун, которому сейчас 92 года, вспоминает: «В Якутске вставали
затемно, готовили самолеты к вылету, потом вылетали на Киренск. В воздухе
нас обгоняли перегонщики боевых самолетов. Из Киренска, взяв
перегонщиков на борт своих СИ-47, мы возвращались в Якутск. Налет
экипажей транспортного отряда в день составлял 11 часов, и так ежедневно.
На сон оставалось несколько часов».

Доблестно работали, обеспечивая доставку грузов, оборонного сырья
на трассу пилоты А.Я.Алетин, В.Т.Булгин, М.И.Краморов, А.В.Соломатин,
Ф.А.Чернов, В.Э.Эггерт; командиры летных отрядов Г.П.Филановский,
И.Н.Шаров; начальники Иркутского аэропорта П.А.Шевченко,
Б.Ф.Светличный и другие специалисты.

После войны летный и инженерно-технический состав аэропорта
пополнился демобилизованными воинами. Когорту Героев Советского
Союза пополнили М.А.Андреев, В.Е.Бижко, Г.Д.Ильяшенко, Я.К.Минин.
Именно демобилизованные воины помогли успешно решить многие задачи
на мирных трассах, и в их числе первый командир Иркутского объединенного
авиаотряда Герой России П.Д.Егоров. Все участники Великой Отечественной
войны и труженики аэропорта вполне заслуженно
награждены правительственными наградами. И в том, что наступил великий
праздник — День Победы, есть заслуга иркутских авиаторов, которые и на
фронтах и в тылу проявляли самоотверженность, героизм и беззаветную
преданность нашей Родине.

Администрация аэропорта во главе с генеральным директором
Алексеем Ивановичем Куликовым и профсоюзный комитет в лице
председателя Георгия Игнатьевича Чеховича делают все возможное для
улучшения социально-медицинского обеспечения работников, и в первую
очередь — участников войны и тружеников тыла. В канун юбилея Победы в
торжественной обстановке были вручены юбилейные медали «60 лет Победы
в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.». На торжество собрались
участники боевых сражений, труженики тыла, представители
администрации Иркутского аэропорта.

Генеральный директор аэропорта
А.И.Куликов тепло поздравил ветеранов с юбилеем Великой Победы,
сердечно поблагодарил их за самоотверженный труд в тылу и отвагу на
фронтах в годы войны, пожелал доброго здоровья. Всем ветеранам войны и
труженикам тыла вручили небольшие сувениры, денежные премии и цветы.
Также получили денежные премии и ветераны труда аэропорта. Ветераны, в
свою очередь, благодарили руководителей аэропорта за заботу и внимание.
Службой авиационного сервиса было организовано дружеское чаепитие.
Звучали песни военных лет, ветераны общались друг с другом, вспоминали
тяжелые дни войны. И слова известной песни «Этот день мы приближали
как могли…» на самом деле о них, о наших ветеранах, о тех, кто совершал
порой невозможное для достижения великой цели — победы! И наша святая
обязанность — воздать почести живым и чтить память павших.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры