издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Из племени театралов

  • Автор: Леонид БЕСПРОЗВАННЫЙ, заслуженный работник культуры России

В этот вечер на спектакле "Поминальная молитва" в Иркутском академическом драмтеатре имени Охлопкова оказалась компания ангарчан. Я, по стечению обстоятельств, смотрел этот спектакль во второй раз, мой спутник, поэт Иннокентий Новокрещенных, - в третий, а преподаватель английского языка из ангарской школы N 9 Татьяна Васильевна Скороход - в десятый! Случай по нашим временам, пожалуй, уникальный.

Еще в студенчестве — а овладевала науками она в Иркутском инязе (то, что
теперь называют лингвистическим университетом) — Татьяна Скороход
испытала тягу к театру. Посещение спектаклей стало для нее не просто
любимым видом отдыха, но чем-то большим — чем-то сродни богомолью,
средством просветления души. Особенно любила она драматические
спектакли. И театр имени Охлопкова стал для нее любимым раз и навсегда.

Оказалась в Ангарске, городе, находящемся от театрального Иркутска на
известном удалении, но стремление посещать любимый театр не остыло.
И способ придумался. Собрала вокруг себя славную компанию театралов.
Они то и дело нанимают транспорт, чаще всего микроавтобус, и
отправляются в Иркутск — становятся зрителями. Это для них неутолимая
потребность и лучший праздник. Поездкой в театр они отмечают
даже свои дни рождения — делают себе такой прекрасный подарок.

Татьяна Васильевна Скороход — зритель класса «люкс», театрал с
большой буквы. Театр для нее — и целебная пища для души и для ума, и
нескончаемый, неисчерпаемый океан, и исхоженная вдоль и поперек земля.
Территория любви. Когда на сцене любимые актеры, она воспринимает их
как сокровенных собеседников, которые ведут осветляющий, окрыляющий
диалог непосредственно с ней. Такой жадно внемлющий
зритель для актеров — счастливая находка.

В собранную ею компанию входят друзья, бывшие и нынешние ученики,
родственники, соседи… Инна Бойко — частный предприниматель. Наташа
Карепова и ее муж работают в коммерческой фирме. Алла Степановна Романчук
— коллега, литератор из школы N 19. Тут и племянница, и племянник, и
соседка по даче, поэтесса Наталья Крамаренко…

Они не пропускают новинок ни в драматическом, ни в
музыкальном театре. А многие спектакли становятся любимыми, они их
смотрят по нескольку раз, всякий раз находя что-то новое, делая для себя
творческие и человеческие открытия.

Татьяна Васильевна называет театр бальзамом для души и может говорить
о нем бесконечно. На «Поминальную молитву» она ездит раз за разом из-за
любимых актеров — Виталия Венгера, Натальи Королевой, Анатолия Басина.
Когда Басин в минувшем октябре покидал Иркутск, это не осталось для нее
неизвестным. Она со своей театральной когортой помчалась на его
прощальный спектакль «Пока она умирала», все вышли из театра со слезами —
как расстались с близким человеком. Татьяна Васильевна молится, чтоб не
навсегда: «Венгер же уезжал в Москву, но не смог без Иркутска, вернулся».

Она очарована Еленой Мазуренко в «Осенних скрипках». Всякий раз
приобретает на этот спектакль билет в первый ряд, чтобы видеть все
тонкости психологической драмы, которые выражаются каждым мускулом,
каждой мышцей на лице актрисы.

Другой любимец — Геннадий Гущин, на котором держится героическая
комедия «Сирано де Бержерак». Он теперь и режиссер. Так поставил
спектакль «Не верь глазам своим», считает Татьяна Васильевна, что открыл в
пьесе то, чего мы сами в ней не найдем, вызвал бурю размышлений. Комедия
в финале вдруг обернулась трагедией и не отпускает: заставляет думать,
искать ответы на вопросы.

Молодого актера Игоря Чирву она сразу заприметила, хотя поначалу он
появлялся в массовках, в эпизодах. А теперь в «Дяде Ване» он исполняет
главную роль удивительно сильно, глаз не оторвать. Татьяна Васильевна со
своими спутниками была на этом спектакле уже три раза.

Спектакль «Не исчезай», рассказывает наша театралка, разбередил душу,
довел до слез и в корне переменил ее отношение к людям на обочине — к тем,
к кому мы привыкли относиться пренебрежительно, как к
людям второго сорта.

В «Поминальной молитве» роли младших дочерей Тевье-молочника
исполняют девочки. Как правило, актерские дети. Спектакль идет семь лет,
девочки подрастают, их приходится заменять. Недавно ввели новую пару.
Это не ускользнуло от внимания матерого театрала. Она знает, чьи это
дочери, замечает опытным взглядом, что одна уже раскрепощена и расцвела
на сцене, а другая пока скована и не уверена в себе. Ей, любителю театра, и
это интересно до безумия. Одно слово: театрал!

Для нее спектакли — как музыка, которой можно внимать бесконечно.

Не поверите, но вот послушайте: «Телевизор я из дому изжила десять лет
назад. Он меня раздражает, я живу без него, не понимаю общения с этим
ящиком. И даже, когда прихожу к родственникам, они знают, что в моем
присутствии нужно его выключить…»

В театре имени Охлопкова она как дома. Знает всех капельдинеров, и они
знают в лицо ее и ее компанию. Директор театра Стрельцов для нее
Анатолий Андреевич, а кассир Рудова — Эльвира Николаевна. С этим
замечательным, известным всему театральному люду кассиром — связь
особая. Это — как родной человек. Татьяна Васильевна может позвонить ей и
домой, узнает у нее репертуар на ближайший месяц, заказывает билеты. Та
давно знает, какие места предпочитают ангарчане, и знает, что они не
пропустят ни одной премьеры.

Она и свой класс, 6″Б», приобщила к театру. Класс спортивный, «Ермак
-92», мальчишки занимаются хоккеем в школе олимпийского резерва. Но
благодаря усилиям Татьяны Васильевны и театр им не чужд. Побывали в
Иркутском театре народной драмы (смотрели «Илью Муромца», «Голубые
береты»), в ТЮЗе, в драме — на «Снежной королеве» и «Аленьком цветочке».
Теперь ребята то и дело спрашивают: «А когда на спектакль поедем?».
Татьяна Васильевна радуется, что они научились вести себя в театре, знают,
что можно, а что нельзя там делать («Когда я поехала с ними в театр в
первый раз, думала, что со стыда пропаду»).

Она еще и умелый, талантливый диспетчер этого дела. Выбрать
спектакли, сделать заявку и выкупить билеты — это все ее хлопоты. Знает, где
лучше заказать машину. И чтоб водитель был не лихач, не гнал сломя голову
— «чтобы ехать в машине без валидола». Если вдруг попадается водитель,
который их не устраивает, они тотчас от его услуг отказываются. Компанию
для поездки всякий раз надо собрать, «утрясти», это должно быть ровно 15
человек, не больше и не меньше. (Когда билеты были подешевле, набирали и
большой автобус).

Три-четыре раза в месяц театральный экспресс под началом Татьяны
Васильевны Скороход курсирует по маршруту Ангарск — Иркутск. Вот и
на март программа уже известна: намечено посещение двух спектаклей, а 27
марта — у охлопковцев вечер, посвященный 150-летию театра. Для театралов
пропустить такой вечер немыслимо. Да и для театра такие зрители —
гордость, без них и праздник не праздник.

Во всех театральных походах рядом с Натальей Васильевной
— восьмиклассница из школы N 27 Настя Бухтеева. «Это моя театральная
подружка N 1», — говорит о Насте Татьяна Васильевна. Не один год Татьяна
Васильевна занимается с Настей английским языком. От учителя ученица
заразилась и страстью к театру. Девочка-умница успевает все. И в
художественной школе учится, и английским овладевает, и какую-нибудь
олимпиаду по биологии в 5-й школе надо посетить, и в театр всегда
поспевает. И все делает с удовольствием и с увлечением.

Что это значит? Что в новой генерации, которая взойдет скоро на гребень
жизни, тоже есть театралы, люди, для которых это древнее искусство —
потребность и необходимость. Это внушает оптимизм.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры