издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Время собирать камни

  • Автор: Людмила БЕГАГОИНА, "Восточно- Сибирская правда"

Этот проект, отмеченный грантом на губернском собрании общественности в прошлом году, имеет довольно скучное название: "Психолого- педагогическая поддержка несовершеннолетних правонарушителей, содержащихся в СИЗО города Иркутска". На первый взгляд, не совсем даже и понятно: а зачем их, собственно, поддерживать, малолетних преступников? Не успело еще молоко у них на губах обсохнуть, а они уже оказались за тюремной решеткой за убийства и грабежи! Ведь известно, что при сегодняшней либеральности законов и гуманности Фемиды несовершеннолетних арестовывают и подвергают наказанию только за тяжкие и особо тяжкие преступления. Так что в изоляции -- и в Иркутской следственной тюрьме, и в Ангарской воспитательной колонии - можно найти лишь самых отъявленных плохишей со стойкой антисоциальной направленностью.

Однако преподаватели и студенты Иркутского государственного
педагогического университета, разработавшие проект, направленный на
поддержку оказавшихся за решеткой малолеток, уверены, что этим
обездоленным детям необходимо и, главное, еще возможно помочь обрести
будущее.

— Нельзя смотреть на них только как на объект репрессий. Мы должны
позаботиться об их реабилитации, у них есть шанс найти свое место в жизни,
— убеждена Альбина Низамова, руководитель проекта, будущий педагог-
психолог.

Встреча с разработчиками и исполнителями проекта проходила в редакции.
Студентки 3-4 курсов факультета педагогики говорили о проблемах
реабилитации несовершеннолетних правонарушителей с трогательной
озабоченностью судьбами сбившихся с пути подростков, с готовностью
бороться буквально за каждого своего подопечного. Молодые люди из
благополучных и вполне состоятельных семей, сами только что
распрощавшиеся со счастливым детством, оказались очень чувствительны к
бедам своих сверстников, не знавших ни родительской ласки, ни достатка в
доме.

— В СИЗО мы познакомились с ребятами, многие из которых жили до этого в
канализационных колодцах. Один мальчик побоялся лечь на чистую
простыню и забился под кровать, большинство лишь в тюрьме увидели
впервые телевизор, кое-кто не знает букв, а школу не посещал почти никто
из них. Эти сироты при живых, но вечно пьяных родителях, по сути, не
имели ни детства, ни семьи. Куда еще могла их завести такая жизнь, кроме
тюрьмы? — делились будущие специалисты своими впечатлениями от
знакомства с другим, неведомым им раньше миром.

Чувствовалось, что двадцатилетние заболели идеей помочь попавшим на
тюремные нары подросткам. Под руководством старшего психолога СИЗО
Юлии Барановой они с увлечением проводят тренинги, игры, тестирования с
двумя группами арестованных мальчиков. На выделенные областной
администрацией средства (и немалые — 30 тысяч рублей!) закупили все
необходимое для предметной работы: канцелярские принадлежности,
оргтехнику, призы. Упражнения, которые помогают малолеткам раскрыться,
скорректировать свое отношение друг к другу, изменить взгляды на мир,
разрабатываются в специально созданной студенческой психологической
лаборатории «Радуга». У этих тренингов забавные названия: «Свалка
обещаний», «Кошка — собака», «Кораблекрушение», «Раскрась свои чувства»
и т. п.

И арестанты, которые поначалу держались с чужаками настороженно, а
между собой — не выходя за рамки отведенной каждому в криминальном
сообществе роли, очень скоро начали сближаться и забывать, кто из них
«шестерка» или «обиженный», а кто «борзой» или «бугор». Для них стало
естественным называть друг друга по именам, что в жесткой иерархии зоны
прежде было невозможным, они с удивлением обнаружили, что
подавляемые «авторитетами» «шестерки» часто выходят победителями в
творческих конкурсах, оказываются лучшими в интеллектуальных играх.

— Руководство ГУИН и следственного изолятора просили нас прежде всего
подготовить ребят к предстоящей им в скором будущем колонии, выстроить
между ними новую систему отношений, в которой не было бы места
лагерной иерархии, — рассказывают студенты. — Когда подростки ставят
спектакль, вытягивая роли по жребию, разыгрывают конфликтную ситуацию
или составляют шуточное брачное объявление, расписывая свои
достоинства, — в живых и веселых тренингах подобного рода незаметно для
них самих корректируется завышенная самооценка лидеров, рождается
самоуважение у ребят, прежде ведомых, зависимых. А для нас работа в СИЗО
с трудными подростками — хорошая практика. Кроме того, так здорово
видеть результаты своего труда!

В тюремных стенах реабилитация юных правонарушителей, конечно, не
заканчивается. Группа студентов того же педуниверситета вместе со своим
научным руководителем, доцентом Галиной Тигунцевой, являясь членами
молодежной правозащитной организации «Ювента», уже не первый год
ведут подобную работу и в Ангарской воспитательной колонии. Изучив
личности более 600 несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих
здесь наказание, они пришли к выводу: необходимо менять систему
реабилитации и адаптации таких подростков. Государство должно не только
наказывать оступившихся детей, но и поддерживать их, помочь им встать на
ноги, влиться в общество нормальных людей. Одним словом, оно, если
можно так выразиться, должно стать матерью для социальных сирот.

«Восточно-Сибирская правда» уже писала о том, что подготовленная
администрацией области программа реабилитации лиц, отбывших наказание
в местах лишения свободы, не получила поддержки депутатов
Законодательного собрания прошлого созыва.
Однако этот острый вопрос вовсе не исчез с
повестки дня: в нашей области, где более двух десятков пенитенциарных
заведений, где растут рецидивизм и подростковая преступность, проблема
возвращения блудных сыновей в общество остается злободневной.
Так что пришлось искать другие пути ее решения. Вот почему такую
горячую поддержку со стороны администрации области, губернатора
и собрания общественности встретил студенческий проект, направленный на
реабилитацию несовершеннолетних правонарушителей.

Детей, свернувших на преступную дорожку, сегодня наконец не только
наказывают, но и пытаются спасти, вернуть на путь истинный. Не стоит и
говорить, что руководство и сотрудники главного управления исполнения
наказаний, следственного изолятора и детской колонии восприняли и
финансовую помощь администрации области, и поддержку общественности с
огромной благодарностью, создали все условия для занятий с их питомцами,
сами активно включились в эту работу.

— Еще не все потеряно, — говорит о своих воспитанниках психолог СИЗО
Юлия Баранова. — Еще можно успеть что-то сделать, чтобы защитить этих
ребят от обреченности. Да, их поступки заслуживают наказания. Но ведь эти
малолетки не родились преступниками, их такими сделали те, кто лишил их
семьи, загнал в канализационные колодцы, вынудил воровать и просить
милостыню. Это мы, взрослые. Мы до сих пор лишь разбрасывали камни.
Теперь пытаемся их собирать…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры