издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Любовь к электричеству

  • Автор: Борис АБКИН, "Восточно-Сибирская правда"

!I1!… Виктор Алексеевич Лапшаков, директор филиала
Северных электрических сетей, подводит меня к карте
Иркутской области, что укреплена на стене у него в
кабинете, и, беря в руки указку, ведет ее по границе
огромного прямоугольника.
Сверху линия прямоугольника «зашкаливает» за
Усть-Илимск, слева, на западе, дотягивается до
Тайшета, справа — до Киренска, а снизу, в южной
своей части, линия идет от Северобайкальска и почти
до Тулуна. Внутри прямоугольника: Братск, Чуна,
Железногорск, Усть-Кут, множество городов поменьше,
десятки, сотни сел, поселков. Мысленно прикидываю:
сколько же предприятий, крупных и малых, к которым
тянутся своими щупальцами все эти бесконечные ЛЭП?
Площадь этого охвата поражает воображение — 150
тысяч квадратных километров. Это шесть Бельгий…
Мало того, линии ЛЭП заходят и за эту территорию,
идут вниз, к Тулуну, подходят к Тайшету.

Но спокойно смотрит на всю эту «живопись» на карте
Виктор Алексеевич — он знает здесь не только мощные
подстанции, но, похоже, и каждую опору. А ведь
некоторые из них старше Братской ГЭС. И это
понятно: чтобы задействовать все многочисленные
заводы и заводики, чтобы дать сюда, к строящейся ГЭС,
энергию, должна сначала быть построена ЛЭП. И она
была построена от первенца Ангарского каскада —
Иркутской ГЭС. Именно Иркутская ГЭС, образно говоря,
осветила, дала энергию и будущему ЛПК, и БрАЗу и,
разумеется, самой Братской ГЭС. Поэтому
электрические сети — в первоначальном своем виде —
строились даже раньше ГЭС и заводов.

А уж потом, получив энергию от уникальной ГЭС, они
понесли ее дальше по заводам и фабрикам, в
леспромхозы, в жилые дома, на железную дорогу. «Наше
назначение, — говорит Лапшаков, — «возить» энергию
от ГЭС и от ТЭЦ туда, где ее ждут. Отсюда же, от
Братска, мы отправляем избыточную энергию в
Красноярск по двум линиям 500 кВт, отсюда же
передаем энергию от ТЭЦ. Даем ее в Иркутск, на
южные сети и т.д., в том числе и от Усть-Илимской
ГЭС».

Я думаю, трудно представить рядовому читателю эту
сложнейшую и ответственнейшую работу, которая
заключается в короткой фразе — передаем энергию
потребителям. Учиться для этого надо много, много
потом доучиваться. Уже на производстве все время
расти, расти, расти… до ухода на пенсию. Такая это
наука — с электричеством дилетантам заниматься не
только вредно, но и опасно, их здесь по определению
не держат. Мы еще вернемся к этому вопросу, а пока
давайте послушаем, как пришел к этой мысли сам
Лапшаков Виктор Алексеевич.

Что дилетанту плохо везде, а в энергетике
— особенно, он услышал еще от преподавателей
политехнического института, после окончания которого
в 1967 году получил распределение (вместе с
женой)… нет, не в Братск, где прошло все его
детство, школа, а в Магадан. Зато сразу получил
жилье. Там уже строилась Колымская ГЭС, действовали
дизельные станции. Здесь и работал, в 600 километрах
от Магадана. Поработал 2 года и вынужден был
вернуться в Братск — тяжело заболел отец.
Вернувшись в Братск, Виктор пошел работать мастером.
Сын учится в том же институте и на той же
специальности: электрические системы и станции.
Откуда такая любовь к электричеству? Может, от
старшего брата, который работал электромонтажником
и заинтересовал младшего, как собирать простейшие
схемы? Кстати, и в братской школе к этому делу
прививали интерес — недаром Виктор получил вместе с
аттестатом удостоверение электрика-монтажника. Но на
всю жизнь остался в памяти Магадан, хоть и недолго
он пробыл здесь, но школу жизни, ее «первые классы»
прошел именно здесь, школу чистых человеческих
отношений, взаимовыручки, дружбы.

!I2!Затем, уже в Братcке, работал диспетчером, мастером служб
подстанций, зам. начальника службы изоляции,
занимался службой ремонтов. Началась стройка уникального Братского
переключательного пункта, от него отходит нынче
линия 500 кВт на Красноярск, на юг —
это 77-й, 78-й годы. В эти годы в Минэнерго стали
создавать стандартные схемы по организационным
структурам. Сделали сквозные схемы. Так появились
южные электрические сети, северные, западные,
восточные, центральные. Это были структурные филиалы
— сейчас их 5 в «Иркутскэнерго». Сети все по
объемам и по численности примерно равны.

Но, как я понял из слов Виктора Алексеевича, служб в
Северных электрических сетях не становится меньше, а
даже больше, хотя коллектив… уменьшается.

Как же это может быть? Ответ прост: идет процесс
оптимизации. Северным сетям уже 40 лет.
«Иркутскэнерго» — 50 лет. Сети строились по мере
роста других предприятий в области. Поэтому здесь
работает достаточно квалифицированный персонал,
который и сам строит, и может нанимать подрядчика.

Возможна ли ротация кадров? Возможна, но здесь
существуют специальные программы подготовки, нужно
сдавать экзамены. Диплом на непосредственной работе
— не самое главное. Ты можешь иметь хоть два
диплома, но к работе тебя допустят только после
специального распоряжения (и то при наличии
дублирования). Вот приходит человек из института,
и пока он все группы подготовки не пройдет, его к
самостоятельной работе не допустят. И тут нет
никаких обид, претензий
— все через это прошли. Ошибок энергетика не прощает.

Особый род работы… Об этом я слышал не от одного
сотрудника сетей. Во-первых, опасно для жизни:
неосторожный человек может сам погибнуть. Во-вторых,
последствия его неосторожности просто трудно
предсказать. 220 тысяч вольт, 500 тысяч вольт. Здесь
травмы несовместимы с жизнью. Электрический ток —
это особый вид опасности. Его не видно, он не
блестит, не двигается. Или возьмите опору. Есть 30
метров, есть 60 метров… Любого работника готовят
по специализации не один день. Есть система
допусков, их нужно получать на любых уровнях.

Опоры стоят, деревья, кустарники под ними
растут. Проходит время
— и они становятся опасны, их надо подрубать,
очищать. Повседневная, рутинная, но нужная работа.
Есть приборы: выключатели, разъединители — они
помогают следить за состоянием линий, пультов. Если
произошло аварийное отключение, это мгновенно
будет зафиксировано.

Если бы не было вандализма (об этом мы поговорим
ниже), не было бы нужды так часто выезжать на места,
держать людей на подстанции. Естественные причины
аварий — это, например, прострел гирлянды. Может
загореться опора, значит, за 180 км бригада выезжает
на оперативный ремонт. Оперативный — это не для
красного словца. Представьте, на Богучанской ГЭС
обесточены объекты электроснабжения.
Поэтому идет постоянный контроль буквально каждой
опоры. Надо вырезать и вывезти около тысячи гектаров
леса, кустарников, вблизи и под опорами. Либо это
они делают сами, либо нанимают подрядчиков.

!I3!Технические мероприятия, бюджетный фонд — все эти
полномочия делегированы директору сетей Лапшакову.
Есть система оценок, по которым пишется отчет в
центр, в Иркутск. А балансовая комиссия, приезжая в
Братск, определяет их объективность, верность. Людей
в сетях непременно премируют за хорошую работу, и
обязательно с участием профсоюзного комитета. Люди
как бы объединены (пусть это никак внешне не видно)
принципами корпоративной общности — вот они-то, эти
принципы, и определяют стиль работы предприятия,
общий настрой людей. Вот тогда это действительно
коллектив: единый, монолитный механизм, при всей
разности характеров, возрастов и должностей,
объединяющий, настраивающий людей на решение общей
задачи — работать хорошо, без срывов, без упущений.

Из года в год предприятие наращивало объемы,
развивалось. Смело пошли на эксплуатацию подстанции
без постоянного оперативного персонала, доверив
контроль за состоянием оборудования приборам и
средствам телемеханики, внедрили комплексный ремонт
оборудования.

Со дня своего образования предприятие развивалось —
сначала за счет приема сельских электросетей, затем
за счет принятия объектов от соседей — ПВВС,
УГЭ, БрАЗа, а также за счет собственного
строительства.

Сегодня Северные электрические сети имеют 6590 км
линий электропередачи 0,4-500 кВ, 70 подстанций
35-500 кВ, 36443 условных единиц. 791 человек
персонала — опытные,
высококвалифицированные специалисты, обеспечивающие
выдачу мощностей двух крупнейших Братской и
Усть-Илимской гидроэлектростанций и надежное
электроснабжение.

— Виктор Алексеевич, —
спрашиваю Лапшакова, — существует что-то вроде
байки, что работу руководителя можно легко проверить
по… его отсутствию. Вот уехал он в командировку, в
отпуск. И если на заводе все идет «путем», значит,
руководитель, что называется, на месте.

— Так оно и есть, — говорит Лапшаков. — Это
говорит о том, что директор не все «тянул» на себя,
а сумел подготовить надежных людей, на которых всегда
может положиться. Я очень надеюсь, что для своих
младших коллег я не только администратор…

— Ваше предприятие находится в
Братске. Что вы делаете для братчан?

— Наша работа в городе поверхностному взгляду не
заметна: потребители контактируют непосредственно с
предприятием «Братские электрические сети». Но их
электросети запитаны от наших источников, от наших
подстанций. В прошлом году мы ввели новый
трансформатор на подстанции «Южная» и «развязали» те
запреты, которые вводились по ограничению мощностей.
Город может теперь расширяться, строить красивые
улицы, а мы обеспечим их электроэнергией. Приобрели
подстанцию СТЭМИ, чтобы обеспечить базу для
проведения строительных работ в п. Осиновка,
нарастили мощности еще на ряде подстанций.

Мы нигде не допустили срывов, подготовили к зиме
электросети на всех вверенных нам территориях. В
рамках инвестиционной программы по расширению
объемов успешно справились с намеченными задачами.
Имеется в виду, прежде всего, программа по замене
деревянных опор ЛЭП на металлические. Работа на
одном из самых проблемных участков — ЛЭП, идущих на
Коршуниху, завершена. У нас была проблема с
подготовкой к зиме в Уcть-Кутском районе. Там мало
мощностей, теплообеспечение ограниченное, люди
пользуются нередко электрообогревом. Хотя, надо
отметить, администрация района пытается грамотно
разрешить возникающие проблемы. В ноябре прошлого
года мы завезли туда мощный трансформатор. 330 км
пути преодолевали 9 дней: осложнял доставку гололед.
Это был наш аварийный резерв, мы выполняли
нетипичную для нас работу, но справились с честью.

!I4!Было и такое: произошло падение семи опор линии 220
кВт на Коршуниху. Ущерб составил более трех
миллионов. Причина — варварство расхитителей,
которые сняли с опор металлические уголки. Никто из
них не подумал, что такие действия едва не
обернулись крупной трагедией, поскольку могло
замереть движение на ВСЖД. Были привлечены
подрядчики, быстро сделавшие обходные пути,
благодаря чему мы смогли «запитать» железную дорогу.

На нашем предприятии трудятся достойные люди,
грамотные специалисты. У нас отличные руководители
подразделений, помогающие организовать в целом
работу Северных электросетей. Хочу отметить и нашего
замечательного партнера — предприятие «Братские
электрические сети».

Этот год легким тоже не будет. Мы находимся на
пороге принятия очень важных решений, которые
определят, каким быть сетевому хозяйству Иркутской
области. Создана федеральная сетевая компания. Есть
системный оператор, который должен взять в
управление сеть линий в 220 киловольт и выше.
Энергетики работают по регламентированным правилам,
импровизация исключена. Наша деятельность строго
расписана, и мы застрахованы от любых потрясений. А
с нами — и все население.

— Когда мы обходили ваше хозяйство, Виктор
Алексеевич, вы знакомили меня с вашими подчиненными.
Самое время рассказать хотя бы о некоторых из них.

— Наша особая гордость — люди. Вот главный
инженер, молодой еще человек Петр Валентинович
Ковалев. Это технический специалист, умело
проявляющий и организационные способности. Зам. главного
инженера Альберт Вагин. Его отец был тем человеком,
который создавал здесь коллектив, нашу структуру, на его
плечах было столько забот: и организационных, и
кадровых, что трудно переоценить его заслуги. И вот
сейчас сын достойно продолжает дело отца. Зам.
директора Анатолий Александрович Романов, тоже
умелый, молодой руководитель, — у него отдел
ресурсов, механизации, отдел службы по ремонту, он
очень болеет за производство. А родители его были
строителями ЛЭП. Видите, как «династичны» многие профессии у
энергетиков! Начальник РЭС-1 Сергей Строев. Работает
в Коршунихе, поработал еще год до БАМа. Мы разделили
эти РЭС на два участка. Тирских Алексей Витальевич
возглавляет очень сложные, протяженные РЭС (районные
электросети), успешно работает в Усть-Куте. На
Усть-Илиме начальник РЭС Евгений Владимирович
Стрелков. Работает больше трех лет, молодой,
перспективный работник. РЭС-4 — это сельский район,
самый большой, которым руководит Владимир Петрович
Саблин. Коллектив у него сплоченный, надежный. Есть
служба линий, сюда поставлен начальником молодой
человек Игорь Валентинович Выговский; мы его
перевели из Усть-Кута и не пожалели. Вообще ротация
кадров — дело часто нужное, необходимое, люди
творчески растут, не закисают на одном месте. Служба
подстанций — Вадим Александрович Голованов, один из
старейших работников. Он возглавляет очень большое
подразделение — под сто человек, мы ведем здесь
реформирование. Есть релейная служба, которую
возглавляет Сергей Николаевич Ефимов, тоже наш
ветеран, замечательный, грамотный специалист; служба
обеспечивает защиту сетей от разрушения.

Можно перечислять еще и еще, всех
назвать просто невозможно. Да, автоматика решает
очень многое, человек не сумеет так,
как она, среагировать на
ситуацию. Но вот чтобы она, эта автоматика, не
подводила — тут уж все зависит от человека.

Достойная смена

Первым руководителем оперативно-диспетчерской службы
был И.В. Метляев — бывший офицер, фронтовик. Этого
человека отличали высокий профессионализм,
организованность, четкость в работе,
требовательность к себе и подчиненному персоналу. Он
сумел создать коллектив, способный оперативно решать
задачи любой сложности. Антропова Э.Н., Вальто М.С.,
Репетилова Н.С., Туров
И.Д., Иванов Л.М., Морозов В.П. — они были первыми.
До сих пор в строю ветераны ОДС Акульшина З.Д.,
Попиль Е.М., Наумов В.К., Синюшкин В.С., Воронович
В.М. — они контролируют любую ситуацию, возникающую
в сетях.

Сейчас в своем оперативном управлении диспетчер СЭС
имеет 25 системообразующих ВЛ-220 кВ, включая 15
линейных ячеек 220 кВ на Братской и Усть-Илимской
гидроэлектростанциях, 22 ВЛ-110 кВ тягового транзита
от Тайшета до Лены и еще более 20 линий 110, 35 кВ.
Рост мощностей энергетического орудования,
географическое расширение предприятий непрерывное
насыщение сетей автоматизированными системами
требуют от коллектива высоких профессиональных
знаний и навыков, постоянного повышения
квалификационного уровня, собранности,
ответственности. И хотя они своим трудом и упорством
добились высочайшего профессионализма, все же
постоянно и серьезно занимаются самообразованием,
глубоко знают теорию.
В их головах сотни пунктов инструкций по
эксплуатации оборудования, устройства автоматики и
телемеханики. Они идут в ногу со временем и
параллельно готовят себе достойную смену. И сейчас
коллектив ОДС, который обновился процентов на 80,
благодаря ветеранам остается дружным и сплоченным.
Пришли молодые люди: О.Н. Герасименко, А.Г. Сафонов,
М.П. Зайцев, И. В. Демидов. Грамотные специалисты,
они уважают традиции службы, учатся профессионализму
у ветеранов.

Необычный рейс

!I5!Усть-Кут не первый год у всех на слуху. Город
нередко замерзал. Помимо тепла, не хватало и
электроэнергии, — все по той же причине: все
население включало обогреватели. Так было и пару лет
назад. Городу понадобился мощный трансформатор. Из
Братска в сторону Усть-Кута двинулась необычная
колонна. В связке шли четыре машины. Центром колонны
и самым ценным грузом был огромный 46-тонный
трейлер с семидесятитонным трансформатором.

Вел колонну основной тягач, затем шел трейлер с
трансформатором, замыкали связку еще два тягача,
которые поддерживали на дороге трейлеры.

… А город их ждал. Люди включили все
нагревательные приборы, чтобы хоть как-то согреть
свои квартиры. Электрические подстанции не
рассчитаны на такую мощность, нужен дополнительный,
пятый трансформатор для резервных мощностей, чтобы
не оставить устькутчан без электроэнергии, а таким
образом и без тепла.

При хорошей погоде для такого рейса хватило бы три
дня. Вышли 6 октября, а уже седьмого колонну застала
зима. Кто ездил хоть раз в Усть-Кут, знает, что и
летняя дорога представляет серьезные испытания для
водителя. А здесь столкнулись с самым худшим —
сильнейшим гололедом.

Руководил «караваном» начальник службы ремонта
Северных электрических сетей Александр Жданов и
старший механик службы механизации и транспорта СЭС
Владимир Гурбанов.

Бывали дни, когда за день удавалось преодолеть
не больше километра дороги. Спуски, подъемы,
внезапные повороты под девяносто градусов и сплошной
лед, лед, лед… Участки РЭС-1 Северных
электрических сетей из Железногорска предоставили
посыпочный материал, а машины из Усть-Кута и
Магистрального посыпали крошку на дорогу. Эти
одиннадцать дней были проверкой на мужество, и люди
выдержали ее с честью.

Благодаря мастерству водителей: основного тягача
— Владимира Кобернюка, водителя трейлера Андрея
Арламова, оператора трейлера Игоря Кепетя и водителя
машины-поддержки Анатолия Шмелева (который работает
в Братских электрических сетях), их героическим
усилиям трансформатор за 11 дней был доставлен до
точки назначения…

Дружат с красотой

Служба, о которой я совсем немного расскажу в своем
очерке, к электричеству прямого отношения не
имеет. Но это только на первый взгляд. Она
называется службой по содержанию зданий и сооружений.

Сотрудники занимаются косметическим ремонтом зданий,
озеленением территорий, а также оформительскими
работами. Работать людям приходится не только на
территории Братска, но и на всех участках Северных
электрических сетей. Заранее составляется план
работ, и все лето люди находятся в командировках. На
это лето запланированы замена мягких кровель на
шиферные, ремонт внутри помещений, текущий ремонт на
подстанциях, а также подготовка зданий и сооружений
к будущей зиме. Обходя некоторые сооружения
предприятия, я удивился, как красиво они выглядят
среди сосен, как приятно войти буквально в любое
помещение — будь то столовая или производственный
корпус. Отделка коридоров, дизайн — все строгое и
в то же время несет в себе теплые, спокойные
тона, создающие уют, желание работать. Всюду в
помещениях — цветы.

Коллектив службы по содержанию зданий и сооружений
трудится давно. Анна Ивановна Степаненко как начала
свою трудовую деятельность маляром, так и ушла
отсюда на заслуженный отдых. И вспоминают эту
женшину теплыми благодарными словами.

А представьте себе, сколько художнику-оформителю
Людмиле Вальто нужно подписать розеток,
выключателей, машин хотя бы в одном здании?
Аккуратно и одинаковым шрифтом. А ведь зданий на
территории Северных электрических сетей не один
десяток!

Без плотников Анатолия Барова, Александра Котлярова
и Юрия Хардина вряд ли работа шла бы так споро.
Руководит службой столь же вдохновенный, сколь и
скромный Александр Углов, предпочитающий не говорить
о работе, а показывать то, что уже сделано. И
конечно, благодаря этим людям все, кто
непосредственно занимается приборами и автоматикой,
с такой охотой приходят на работу.

Без колес — никуда

Это подразделение — служба механизации и транспорта
— самое крупное из всех автотранспортных хозяйств
«Иркутскэнерго». Да и работа в условиях севера
— не мед. Чаще всего это бездорожье, тайга, лес,
болота. Нужно доставить людей, оборудование в любую
точку на карте — туда, где это необходимо.

Начальник службы механизации и транспорта Евгений
Петрович Променашев, едва выкраивая минутки,
рассказывает о людях, работающих в ней.

География перевозок службы достаточно широкая, и
общая протяженность их маршрутов превышает 700
километров. От Братска маршруты идут до
Усть-Илимска, Иркутска, Северобайкальска, Киренска и
других мест. Но огромные расстояния — это еще не вся
сложность, здесь задействовано большое количество
видов транспорта. Сегодня существующий автопарк
содержит свыше 30 моделей специального транспорта. И
все должны быть готовы в любой момент выйти на
трассу.

Понятное дело, что не техника, несмотря на всю ее
важность, является главной, а люди. По словам
начальника, коллектив устоявшийся, зрелый,
профессиональный, да и
сложился достаточно давно. Текучесть кадров
практически отсутствует.

Особая ответственность лежит на водителях,
обслуживающих автокраны и другую специальную технику.
Каждый из них проработал в службе механизации и
транспорта не менее 10 лет; есть среди них и
ветераны «Иркутскэнерго».

Самым опытным, квалифицированным, добросовестным
автокрановщиком Евгений Петрович Променашев назвал
Виктора Евдокимовича Головачева, который работает в
сетях с 1967 года. Он же — лучший рабочий по
профессии, занесен на Доску почета филиала, получал
почетные грамоты «Иркутскэнерго» и Минтопэнерго.
Виктор Евдокимович в свое время участвовал в
строительстве объектов энергетики «Иркутскэнерго»:
это и Братский переключательный пункт-500 кВ, и
Седановский переключательный пункт-220 кВ, и
электрификация Братского района. Один из многих, но
не единственный…

Высокооплачиваемое варварство

Часто выезжать приходится, что называется, в
«авральном порядке». Почему? Послушаем начальника
РЭС-1 Сергея Строева:

— За последние годы участились отключения ЛЭП по
причине хищения проводов. Преступники научились
снимать провода под напряжением и нередко с
применением изолирующих средств. Пока бригада
добирается до места повреждения, преступникам
удается снять несколько пролетов и скрыться.
А если даже удается застать их, то задержать не
всегда возможно, т.к. нередко они бывают вооружены.
Для задержки и обыска таких варваров необходимо
присутствие работников милиции. Но вызвать милицию,
находясь на трассе, шансов очень мало.

Но что странно и непонятно — редко когда документы
о вандализме имеют силу. Ни по одному из них не
возбуждено сколько-нибудь серьезных уголовных дел. В
основном причина отказа в иске — низкая сумма
ущерба. Согласно законодательству, суд принимает во
внимание только прямой ущерб в сумме более 2,5 тыс.
рублей. Например, в декабре прошлого года два
хулигана в течение 4 дней расстреливали гирлянды
изоляторов на ВЛ-110 Коршуниха — Хребтовая,
Хребтовая — Семигорск. Четыре дня выезжали бригады на
поиски и устранение дефектов! Сделать осмотр ВЛ
протяженностью около 80 км быстро не получается.
Спустя неделю злоумышленники были пойманы, у них были
изъяты ружья. Иск по нанесенному ущербу составил
более 25 тысяч рублей. Однако следователь принял во
внимание только стоимость самих изоляторов, что
составило 1,6 тыс. рублей. На этом «дело» и
закончилось.

Причина хищения всем известна — это наличие
пунктов, легальных и нелегальных, по приемке
цветного металла. Так сколько же мы будем терять сил
и средств, чтобы покончить с такой серьезной
проблемой? Мы несем людям свет и тепло. Оно стоит
немалых денег.

— Я надеюсь, что очерк этот прочтет, возможно, и
служитель Фемиды. Пусть он поймет, во что обходится
нам его снисхождение, — говорит Сергей Строев.

* * *

В коротком очерке о таком крупном предприятии, обо
всех службах его, о замечательных людях рассказать
невозможно. Но важно подчеркнуть главное —
люди работают на совесть. Этим духовным единством они и похожи
друг на друга. Этим и сильны.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры