издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Город-мечта

  • Автор: Наталья МИЧУРИНА, "Восточно-Сибирская правда"

Иркутск примеряет новый генплан В четверг на суд иркутской общественности была представлена концепция генерального плана областного центра. Ее разработчики, специалисты института Иркутскгражданпроект, обнародовали свое видение развития города на перспективу до 2030 года. Мероприятие не вызвало особого интереса простых горожан, которым мало понятно, для чего собственно нужен этот генплан, жил же Иркутск без него 15 лет.

Для обсуждения документа в актовом зале мэрии собрались в основном
специалисты и, как выразился один из выступавших, «люди пожилые, которые
уже давно не живут своими личными интересами». Концепцию представил
главный архитектор проектов Иркутскгражданпроекта Вадим Снежко-Блоцкий.
Из чего исходили разработчики? Население города будет расти. В ближайшие
шесть лет оно увеличится примерно на семь тыс. человек — до 600 тыс., к 2020
году иркутян станет еще на 20 тыс. больше, а к 2030 году численность достигнет
650 тыс. Естественно, никто не рассчитывает на демографический бум.
Основной прирост населения города обеспечат мигранты.

Однако, как тут же было отмечено, поток мигрантов сдерживается крайне
высокой стоимостью жилья. В то же время концепцией предусмотрен рост
средней жилищной обеспеченности иркутян: с 18,6 кв.м на одного человека в
2003 году до 20 кв.м в 2010, до 24 кв.м в 2020 и 30 кв. м к 2030 году. В 2010
году жилплощадь в Иркутске будет составлять 12 млн. кв. м, а через двадцать
лет — уже 19,5 млн.

Все вопросы о развитии возможных финансовых механизмов, стимулирующих
рост жилищного строительства, тут же возникшие в связи с обозначенной темой
у присутствующих в зале слушателей, архитекторы справедливо переадресовали
властям. «Мы не можем гарантировать ни наполнение муниципальной казны, ни
принятие законов, направленных на развитие ипотеки», — заметил один из
авторов концепции.

Правда, по причине отсутствия на обсуждении концепции мэра и депутатов
городской Думы тезис об улучшении жилищных условий иркутян в понимании
общественности так и остался исключительно теоретической выкладкой.
Архитекторы между тем пояснили, что при расчетах опирались в том числе и
на последние данные о вводе жилья. В Иркутске в прошлом году этот показатель
вырос на 62%, до 124 тыс. кв.м.

Итак, жилищное строительство предполагается развивать в районе Ново-Ленино,
в микрорайоне Топкинский, предместье Знаменское, в районе Лисихи и
бульвара Постышева. На эту зону придется около полумиллиона квадратных
метров новостроек. В качестве резерва рассматриваются также поселки Жилкино
и Боково. Кроме того, планируется освоение новых площадок. Концепцией
предусмотрено строительство двух новых ТЭЦ и закрытие всех мелких
котельных.

По разумению архитекторов, Иркутску можно расстраиваться в трех
направлениях: на север, на северо-восток и на юго-восток. Каждое из них имеет
преимущества и недостатки. Развитие в сторону Ангарска, на север,
привлекательно в связи с наличием неплохой инженерной инфраструктуры, но
проблематично из-за серьезных экологических ограничений. Застройка
микрорайона Зеленый потребует вырубить часть городских лесов, а также
потратиться на развитие сетей. Юго-восточное направление, вдоль Байкальского
тракта, будет закрыто в случае реализации запланированного в ходе
реконструкции разворота взлетно-посадочной полосы Иркутского аэропорта.
Есть еще один вариант — строительство города-спутника там, где сейчас
находится село Карлук. Но этот проект относится к разряду научно-
фантастических, поскольку чреват огромными финансовыми затратами.

В целом разработчики концепции видят областной центр в ближайшие 25 лет
городом административным, торговым, культурно-образовательным. По словам
Вадима Снежко-Блоцкого, функции Иркутска как промышленного города себя
практически исчерпали. За последние годы количество горожан, занятых на
производстве, сократилось в два раза. Зато с 1986 по 2001 годы численность
иркутян, занятых в организациях и учреждениях управления внегородского
значения, выросла в полтора раза. По сути, Иркутск возвращается к своему
историческому статусу, резюмировал Вадим Снежко-Блоцкий.

Хотя, как отмечают специалисты, угроза этому статусу кроется в отказе от
строительства нового аэропорта. Член Союза архитекторов России Елена
Григорьева отметила, что Иркутск, отказываясь от строительства аэропорта
класса А, может утратить свое выгодное территориальное положение. И
напомнила о бесславной судьбе прежней сибирской столицы Тобольска,
который в обошла стороной железная дорога.

Но если быть абсолютно точным, строить аэропорт вроде никто не отказывается.
Были бы деньги. По самым скромным подсчетам, аэропорт стоит 0,7-1,2 млрд.
долларов. В связи с этим в концепции генплана для него лишь застолблена
площадка в районе Пади Ключевой (южнее Ангарска), а вот возведение не
предусмотрено.

Следует отметить, что проблема выноса аэропорта за пределы Иркутска
обсуждается на протяжении последних сорока лет. В эпоху развитого
социализма своего согласования площадок для аэропорта не давало Минобороны.
А теперь на его строительство нет ни денег, ни воли властей. Так, по мнению
вице-мэра Иркутска Юрия Волкова, куда более реален план разворота взлетно-
посадочной полосы на 33 градуса, что обойдется в 120 млн. долларов. Решение
об этом уже принято в администрации Иркутской области, губернатор подписал
соответствующее постановление. «Деньги на строительство аэропорта можно
взять лишь в федеральном бюджете, я не верю, что Москва пойдет на это»,
сказал Юрий Волков.

Вадим Снежко-Блоций не исключает, что генплан — без выноса аэропорта за
пределы города, — не пройдет экологическую экспертизу. На этот счет есть
предписание санэпиднадзора, который действовал, конечно же, не из
соображений сохранения транспортной значимости Иркутска. Нынешняя
организация городского портового хозяйства представляет экологическую
опасность из-за высокого уровня шумов и электромагнитных излучений. Но,
опять же, органы СЭС настаивали на переносе аэропорта и при принятии старого
генплана, разработанного в 1971 году.

Один из экспертов напомнил, что областной центр входит в тридцатку самых
экологически грязных городов России. Несмотря на то, что около 30% территории в
черте Иркутска занимают леса, на жителя города приходится всего лишь 40%
зеленых насаждений от нормы. Выступающие не скрывали, что хотят жить в
удобном и безопасном городе, каковым, по мнению 50% горожан, Иркутск не
является. Их пожелания, в свою очередь, не касались сверхдорогостоящих
объектов, а сводились к простым вещам, которые можно реализовать и без
генплана. Например, строительство наземных переходов, спортивных площадок,
поликлиник и роддомов. По заверению представителей мэрии, предложения
горожан к концепции генплана, которые планируется собрать к 15 марта, будут
учтены при доработке документа. Предполагается, что уже в апреле концепция
будет утверждена депутатами городской Думы, а в начале будущего года у
Иркутска появится генплан.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры