Реформа ЖКХ: быть или не быть?
Открытое письмо молодых специалистов администрации Иркутской области
Мы, выпускники иркутских вузов,
пришли на работу в комитет по жилищной политике администрации
Иркутской области в 2001-2002 годах. Данная сфера деятельности
была выбрана нами не случайно. Каждый житель области так
или иначе касается вопросов жилищной политики и жилищно-коммунального
хозяйства, и для нас эта тема показалась интересной. Вникнув,
поняли, что эта отрасль и вся реформа ЖКХ
требует детального подхода. Здесь нельзя рассуждать
на бытовом уровне, нужна государственная точка зрения. И при
этом необходимо изучение существующего положения дел и формирование
перспективы по решению проблем в рамках общей идеологии.
Мы считаем, что опыт реформирования ряда стран восточной
Европы дает исчерпывающие примеры того, что любое преобразование
не может произойти в одночасье. Разве можно преобразовать
такую систему, как ЖКХ, за короткий промежуток времени? Идя
на работу в администрацию, мы считали, что представители
различных ветвей власти должны объединять свои усилия
на пути становления чего-то нового. Однако на практике
оказалось, что это далеко не так: все то, что виделось
нам элементарным и понятным, предстало стеной
непонимания, нежеланием идти вместе к этому новому
со стороны некоторых представителей населения.
В настоящее время появился ряд «модных» тем, которые активно
обсуждаются различными представителями политических движений
Иркутской области. Еще недавно все были специалистами
в сфере выплаты зарплаты работникам бюджетной сферы, сейчас
некоторые независимо от сферы своей
деятельности являются специалистами по вопросам реформирования
жилищно-коммунального хозяйства — наиболее актуальной
и близкой жителям области темы.
Безусловно, чтобы иметь какой-то политический рейтинг,
необходимо сформировать вокруг себя круг интересов и активно
решать связанные с этим вопросы и проблемы. Если
же это сделать сложно, то есть более простой путь —
присоединиться к существующей актуальной теме. Наиболее
простой способ привлечения внимания — негативные высказывания
в отношении органа исполнительной власти, осуществляющего
последовательные шаги в сфере, где заведомо известно,
что невозможно решить существующие проблемы одним разом.
Причем аналогичные начинания в других регионах России
в глазах некоторых депутатах идут на «ура». Какая цель
преследуется подобными высказываниями в Иркутской области?
Для нас это непонятно.
Вопросы ЖКХ не обходятся без внимания буквально каждого
жителя нашей области. Именно поэтому необходимо делать
небольшие, лаконичные движения на пути преобразований.
Безусловно, на наш взгляд, реформирование ЖКХ должно быть
комплексным. Нельзя выхватить один кусок проблемы отрасли
и преобразовывать его, в то время когда другие остаются
в затруднительном положении. Именно для этого специалистами
областной администрации прорабатываются направления
реформирования, которые затрагивают всю сферу ЖКХ.
Основной задачей является защита народа от постоянно растущих
тарифов на оплату коммунальных услуг. В этом направлении
уже сделан ряд шагов. Разрабатывается процедура предоставления
субсидий, которая в значительной мере сократит время и документооборот,
необходимый жителю Приангарья для получения субсидии на оплату
жилищно-коммунальных услуг. Но и это не все. На пути рыночных
преобразований в коммунальной сфере необходимо дать возможность
населению области влиять на работу коммунальных организаций.
Самым эффективным рычагом воздействия, на наш взгляд, является
финансовые потоки. Говоря о данных потоках, мы имеем в виду
те платежи, которые вносит население за предоставляемые
услуги. Однако возникает вопрос: зачем платить за услуги,
которые предоставляются не в полном объеме или ненадлежащего
качества? Для решения этого вопроса в настоящее время разработан
«упрощенный» порядок снижения оплаты за ЖКУ. Мы считаем, что
с внедрением данного порядка население получит достаточно
рычагов воздействия на коммунальные организации.
Также мы считаем, что преобразования должны коснуться и самих
поставщиков коммунальных услуг. Для этого необходимо принятие
закона о регулировании тарифов, посредством введения которого
у предприятия ЖКХ появится материальный стимул вкладывать
деньги в реконструкцию своих объектов с целью повышения
эффективности своей работы. И, конечно же, на наш взгляд,
преобразования в ЖКХ невозможны без внедрения системы управления
жилищным фондом. Во всех цивилизованных странах работает
система управления жилищным фондом, основанная на рыночных
принципах. У населения должна быть возможность выбирать ту
управляющую организацию, которая, по мнению населения, может
наиболее эффективно управлять их жилищным фондом. Иными словами,
управление жилищным фондом должно осуществляться на основе
конкуренции, которая является регулятором рыночного процесса.
Именно для этого на территории Ангарского
муниципального образования были созданы «пилотные» проекты
по управлению жилищным фондом. На данный момент эти проекты
продемонстрировали ряд положительных примеров. На наш взгляд,
очень важным является то, что повысилось качество обслуживания
жилищного фонда, введены критерии его оценки, почти отсутствуют
жалобы населения, увеличился процент собираемости квартирной
платы, радикально изменилась структура взаимоотношений в сфере ЖКХ.
В связи с этим возникает интересный момент: в то время когда
представители жилищных организаций области и администраций
различных регионов России приезжают в Ангарск с целью изучения
положительного опыта управления жилищным фондом, некоторые
депутаты, позволяющие себе столь смелые отрицательные высказывания
по поводу отсутствия реформы ЖКХ области, ни разу не посетили
ни одну управляющую компанию, существующую в качестве «пилотного»
проекта. На наш взгляд, стоит вначале изучить то, что внедряется
на территории области, а потом делать какие-либо выводы. Для тех,
кто считает, что в жилищно-коммунальном хозяйстве ничего
не происходит, хочется привести некоторые примеры работы
одной из компаний по управлению жилищным фондом (считаем уместным
отметить, что большая часть кадрового состава всех управляющих
компаний — молодые специалисты, которые полны идей и желания
улучшить состояние отрасли) на территории г. Ангарска.
Взаимоотношения с подрядными организациями управляющая
компания выстраивала на конкурсной основе. Работа с конкурсными
предложениями подрядчиков позволила получить существенную
экономию на обслуживании электроустановок жилых домов,
эксплуатации лифтового хозяйства, услугах автотранспорта
и других. Вот лишь некоторые цифры. Содержание лифтового
хозяйства обходилось в 36 000 рублей в месяц. В настоящее
время стоимость обслуживания лифтов составляет 21 500 рублей.
Эксплуатация и аварийное обслуживание электрохозяйства
до 01.09.02 г. стоило 34 000 рублей. В настоящее время те же
виды работ обходятся управляющей компании в 22 500 рублей.
При этом объем работ существенно увеличился. На момент
передачи жилищного фонда в управление управляющей компании
полностью освещено было около 80% подъездов. На данный
момент освещение подъездов составило 100%. Затраты
на автотранспортное обслуживание территории управляющая
компания снизила с 40-45 тыс. рублей до 20-25 тыс. Не это
ли пример улучшения качества обслуживания?
Также мы считаем, что радикальной переменой является то,
что управляющая компания существенно изменила структуру
себестоимости. Общеэксплуатационные расходы уменьшились
более чем в 2 раза. Материальные затраты увеличились
в 3 раза. Таким образом, управляющая компания перераспределила
косвенные затраты в материальные, т.е. больше средств
стала вкладывать в жилье, в улучшение его состояния. Разве
это не положительный результат? Существенное сокращение
расходов на содержание административно-управленческого
персонала, затрат на оплату услуг подрядных организаций
дало возможность производить капитальные затраты, что нашло
отражение в произведенных выборочных капитальных ремонтах
мягкой кровли современными высокоэффективными изоляционными
материалами, имеющими значительно больший срок службы
по сравнению с традиционными, ремонтах подъездов, восстановлении
отмосток с целью недопущения промокания подвальных помещений
и последующей коррозии труб и разрушения конструктивных
элементов, дало старт таким новым и необходимым мероприятиям,
как энергосбережение, путем оснащения тепловых пунктов
жилых домов приборами учета и регулирования тепла, установки
шаровой запорной арматуры производства фирмы «Naval».
С целью более эффективного использования средств граждан
и местного бюджета управляющая компания
вкладывает средства в сохранение жилья, в улучшение
его состояния, в предупреждение и недопущение аварийных
ситуаций. Введен и новый способ общения с жителями путем
«обратной» связи — проводится анкетирование жителей
на предмет выявления основных проблем и вопросов, которые
требуют немедленного решения. Данная акция имела также
большой положительный резонанс. Впервые за многолетнюю
практику житель становится равноправным партнером,
участвующим в содержании жилого фонда.
В отрасли ЖКХ постоянно изучаются инновации, активно ведутся
работы по модернизации коммунальных теплоисточников муниципальных
образований области. Работы направлены на то, чтобы понизить
составляющие себестоимости одной Гкал отпущенного тепла населению.
В этих целях созданы высокоэффективные котлы малой мощности,
которые работают на углях местных месторождений, котлы
с кипящим слоем, типоряд котлов КсВ (теплопроизводительностью
0,5, 1,2, 3,0 Гкал/час). Все вышеперечисленные котлы адаптированы
для условий эксплуатации в коммунальных котельных Иркутской
области. Балансовые испытания показали, что котлы отвечают
современным экологическим требованиям, имеют высокий
КПД. Котлы удобны в эксплуатации, отличаются
высокой ремонтопригодностью, и их использование в коммунальных
котельных позволит существенно снизить роль ручного труда.
Опытные экземпляры котлов размещены в п. Алехино на вновь
построенной котельной, в г. Тулуне на котельной БПК,
в отопительной котельной в г. Иркутске, в котельных п. Хомутово,
п. Пивовариха, п. Новомальтинск. Образцы таких котлов
являются единственными в России. Для их создания привлекались
представители науки, а также трудились просто энтузиасты.
Специалисты отрасли ЖКХ не ждут готового решения всех проблем,
они решают их сами. В 2001 году комитетом по жилищной
политике создана областная государственная целевая программа
развития коммунальной теплоэнергетики Иркутской области,
в рамках которой после ее утверждения Законодательным
собранием ведутся мероприятия по реконструкции тепловых
систем и модернизации коммунальных теплоисточников области.
Итогом проведенных мероприятий в городах и поселках Иркутской
области является полученный экономический эффект в Черемхове
(экономия — 47 млн. руб., окупаемость — 1,78 года), Усть-Куте
(экономия — 53,55 млн. руб., окупаемость — 2,5 года),
п. Чунском (экономия — 10,7 млн. руб., окупаемость — 4 года),
п. Лесогорске (экономия — 15,24 млн. руб., окупаемость —
1,2 года), п. Алехино Черемховского района (экономия — 1,23
млн. руб., окупаемость — 4 года). Сегодня продолжается разработка
данной областной целевой программы на перспективу до 2006 года.
Также в настоящее время специалистами администрации Иркутской
области разработан Закон Иркутской области «О социальной
политике на период реформирования жилищно-коммунального
хозяйства Иркутской области». Следует отметить, что данный
законопроект разрабатывался не по просьбе депутатов,
а по инициативе губернатора Иркутской области. Впервые
депутаты заговорили о данном законопроекте, когда его первый
вариант уже широко обсуждался. Мы удовлетворены тем, что
в этот законопроект были вложены и «частицы» нашего труда.
Хотелось бы отметить, что была предпринята попытка создать
комиссию по реформированию жилищно-коммунального хозяйства
при Законодательном собрании области. Однако никаких практических
результатов данная комиссия не дала. Некоторые из депутатов
заявляют, что реформа ЖКХ на территории Иркутской области
стоит на месте. Откуда такой пессимизм? Неужели
такие опытные в различных сферах деятельности люди не понимают,
что нельзя заново воссоздать и преобразовать то, что разваливалось
на протяжении десятка лет? Конечно, есть свои трудности
в реформировании жилищно-коммунального хозяйства Приангарья.
Но не логичней ли совместно прилагать к их преодолению
усилия, нежели критиковать те действия, которые предпринимает
областная администрация?
Говоря об изменениях в сфере ЖКХ, мы хотим отметить, что
в области должно быть создано несколько компаний по управлению
жилищным фондом. Роль муниципалитетов —
в том, что местные власти должны создавать предпосылки
для объединения собственников жилищного фонда в ТСЖ,
за которыми будет выбор управляющей компании. Местные
власти же должны разрабатывать информационную политику,
посредством которой жители могут получать объективную
информацию о деятельности управляющих компаний.
Искренне верим, что государственная политика, определенная
в послании Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию
РФ, в части того, что «главная цель реформы ЖКХ — это улучшение
качества услуг при одновременном снижении затрат на их
предоставление», в Иркутской области уже имеет свое направление.
И нам, молодым людям, есть возможность приложить усилия
к реализации полученных в вузах теоретических знаний
и собственных способностей.
В связи с этим обращаемся с предложением к депутатам: критикой
любых начинаний региональной исполнительной власти трудно
добиться положительных результатов в любой сфере, следовательно,
необходимо объединять свои усилия и совместными действиями
улучшать социально-экономическую обстановку нашего региона.
Дамешек М.Л. (выпуск САФ ИГУ 2001);
Суранова Е.А. (ИрГТУ 2000, ИГУ БИБММ);
Решетова Н.С. (ЮФ ИГУ 2000, ИГУ БИБММ);
Толстоногова Е.В. (САФ ИГУ 2002);
Соколова Е.В. (ИрГТУ 2002).