издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Троянский конь" на знамени округа

  • Автор: Александр ГОЛОСОВ, "Восточно-Сибирская правда"

"Троянский
конь" на знамени округа

В автономном округе
почти из ничего возник скандальчик
вокруг окружных символов (герба и
флага), принятых около двух лет
назад в канун 60-летия образования
округа.

В
политически уравновешанном округе,
где различия между демократами и
коммунистами менее существенны,
нежели между африканскими и
индийскими слонами, напрочь
отсутствует оппозиция, и все ветви
власти живут в тесном сплетении,
бразды правления и блага делят тихо
и незаметно для широкой
общественности. Трения среди
власть предержащих не вырастают до
шумных разборок. Переизбрания,
отставки и перестановки
происходят, слава богу, без
скандалов и огласки, тихо и
бескровно, как шахматные ходы на
дисплее компьютера. И
неудивительно, что в этой
благостно-пасторальной атмосфере
единения партийцев и властей без
ностальгической надсады о кровавом
окрасе серпа и молота и были
приняты местные символы
региональной суверенности. И
казалось, что с их принятием
геральдическая тема закрыта, а
дверь в недавнее прошлое
заколочена. Однако тема оказалась
скорее задвинутой, нежели закрытой.
Потому как принятые символы несли в
себе скрытую зашифрованность,
некую "вещь в себе", подобно
мифологическому "троянскому
коню", подаренному коварными
греками городу Трое. А в утробе
деревянной лошадки, как известно,
сидели греческие десантники.

В нашей
геральдической истории в роли
греков выступили художники из
Бурятии и Иркутска, входившие в
конкурсную комиссию. И одним из
наиболее авторитетных ее членов
был видный деятель культуры
Республики Бурятия, президент
Всебурятской ассоциации развития
культуры (ВАРК) Дашинима Дугаров.
Читатель, запомни это имя, потому
как скандальчик вокруг окружных
символов, о котором речь впереди,
показывает и оборотную сторону
ВАРКа, а точнее, ее руководящего
ядра.

В конкурсе
участвовали работы местных и
приезжих художников, большая часть
из них были самодеятельными, без
знаний и навыков в геральдике.
Многие работы были перегружены
деталями и походили на
геральдические натюрморты.
Комиссия отдала предпочтение
работе художницы из Улан-Удэ. В свое
время "ВСП" сообщала о ее
успехе. Жюри ее вариант герба
понравился лаконизмом и
многозначительностью в содержании.
Центральная часть герба — круг с
четырьмя ушками на внешней
окружности, а в середине круга
трехлопастная фигура,
символизирующая вечное движение.
Устроители конкурса выдавали эту
загадочную фигуру за "писк"
старомонгольской философской
мысли. Работники окружной
администрации и депутаты Думы
сдержанно восприняли символ
вечного движения, постичь который
без инструкции невозможно. Это не
областной герб, на котором большая
зверюга несет в зубах маленькую
зверюшку. А философски мозговитая
конструкция. Глубокомыслие
производило впечатление,
усомниться в котором не решилась ни
администрация, ни Дума. А тут и
юбилей накатывал, торопил принятие
символов, как большую ложку к
праздничному обеду. Приняли и
успокоились.

А недавно в
округ пришел отклик на символы.
Вице-президент ВАРКа Б. Баяртуев
обратился с письмом к председателю
окружной Думы Леониду Хутанову, в
котором, мягко говоря, расчихвостил
в хвост и в гриву "троянского
коня" на гербе и флаге округа.
Сердитое письмо Баяртуева под
выразительным заголовком
"Арбагар" на знамени —
"смятенье в душах" с
комментарием Хутанова было
напечатано в окружной газете
"Панорама округа". Автор
письма совершенно справедливо
замечает, что в гербах и флагах
Республики Бурятия и двух
автономных округов должны
проявляться единые мотивы,
отражающие историю, культурные
традиции и мироощущение бурятского
народа, как единого этноса. Но, по
мнению Б. Баяртуева, это единство
отсутствует, как некая
злонамеренность. Цитирую:
"Однако сверху, думается,
специально, для углубления
конфликтов среди единого этноса,
были приняты три разных флага,
герба, что обязательно должно
сказаться в будущем противостоянии
и противоречии между единым
народом… Вызывает удивление тот
факт, что усть-ордынские буряты
приняли герб с символикой
монихайцев-зороастрийцев, подобная
символика наблюдается у вайнахов,
ингушей, что исторически оправдано,
но не понятно для бурят.

Думается, что
непродуманное решение
администрации Усть-Ордынского
округа должно быть исправлено или
хотя бы обсуждено среди местного
населения, а не насажено решением
некомпетентного жюри".

Так в
некомпетентные вице-президент
зачислил президента ВАРКа.

В
комментарии Леонид Хутанов
выражает согласие с автором письма
в том, что у единого народа,
разделенного обстоятельствами на
части, на субъекты, символы должны
совпадать если не фигурально, то в
содержании выражать то стержневое,
что присуще этносу. Но не приемлет
менторский,
назидательно-обвинительный тон
послания, каким в недавние времена
"старший брат" говорил с
младшими. И выражает удивление на
столь запоздалую реакцию на
окружные символы. Ведь сделать это
ВАРК, кажется, обязан был еще два
года назад. Председатель Думы не
согласен с автором письма в том, что
в основу символов должен быть
положен монгольский знак
"Соембо". "Буряты — частица
монголоязычного мира, — горит Л.
Хутанов, — но не часть Монголии".
Однако он признает, что
"арбагар" на гербе и знамени
сыграл роль троянского коня.
"Слово "арбагар", — говорит
законодатель округа, — в
определении символики выбрано не
вполне удачно. Так как в нашем
понимании "арбагар" имеет
негативный оттенок. В переводе с
бурятского оно означает
незавершенность, несерьезность,
взъерошенность. И, конечно же, такое
определение не соответствует
смыслу рисунка, который
символизирует вечное движение и
одновременно отражает наши
традиции в искусстве орнамента. Над
этим действительно стоит подумать
и исправить".

Эта история
учит: жить надо своим умом.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры