издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Профессия мне выпала по жребию..."

  • Автор: Беседу помогли организовать и провести наши постоянные корреспонденты Зинаида КУЗНЕЦОВА и Ксения МАР

Корреспонденты и читатели "Ступенек" беседуют с победителем областного конкурса "Учитель года" Ольгой Валерьевной КАЛИНЕНКО ...Всю эту неделю 43 учителя, приехавшие в Иркутск из разных концов области, вели себя совсем как школьники: так же волновались, готовясь предстать пред очи грозного жюри, переживали из-за оценок и даже, случалось, не могли удержаться от слез, если оценка оказывалась ниже ожидаемой. А дело было в том, что они действительно сдавали в эти дни очень ответственный экзамен -- на звание "Учитель года".

И только под занавес изнурительного конкурсного
марафона, в самый кульминационный момент подведения
итогов, было торжественно объявлено: «Учителем-2002»
стала преподаватель русского языка и литературы из
школы N 1 пос. Жигалово Ольга Валерьевна КАЛИНЕНКО.

Могли ли юнкоры «Ступенек» пройти мимо такого
интересного события? Конечно, нет! Да ведь и любопытно
же узнать, что за человек — учитель года, чем он
живет и дышит. Поэтому сразу же после конкурса мы
договорились с Ольгой Валерьевной о встрече. Часа два
беседовали с победительницей на самые разные темы, от
школьных до житейских, шестеро иркутских
11-классников: Ксения Маркова, Александр Бирюков,
Наталья Ефремова, Евгения Семенова, Зинаида Кузнецова
и Вячеслав Семенченко. И вот что в результате
получилось…

— Ольга Валерьевна, почему вы выбрали профессию
учителя? Расскажите, пожалуйста, о себе.

— С профессией случайно вышло. Когда я закончила
школу, то поняла: я точно знаю, кем быть не хочу
(продавцом, например), а кем хочу — не знаю. Что было
делать? Решила тянуть жребий. Написали мы с мамой на
листочках разные учебные заведения:
среднеспециальные, высшие… И я вытянула
педагогическое училище N 1. Раз вытянула, решила я,
значит, судьба. А у меня еще медаль была серебряная,
так что экзамены вообще не сдавала.

Закончила училище, потом, заочно, пединститут. И
теперь работаю в той школе, где когда-то сама училась
и где до сих пор работает учителем моя мама. Что думаю
насчет жребия? Думаю, что удачно вытянула, пока не
жалею.

— Вы заканчивали школу в другие времена, больше 10
лет назад. Как по-вашему: отличаются дети, которых вы
сегодня учите, от детей вашего поколения?

— Отличаются. И знаете чем? Сегодняшние дети умнее и
интереснее, чем были мы. Не то чтобы мы какой-то
информации тогда недополучали, нет, но такого
самостоятельного мышления, оригинального, творческого,
у нас не было. Я вот смотрю на своих ребят и
удивляюсь: иногда что-то такое сделают или скажут —
ахнешь просто. Мы были стандартнее, что ли, мы думали,
как надо было, и даже не предполагали, что можно
думать по-другому. Не предполагали, что по некоторым
вопросам информации абсолютно верной не бывает, что
иногда правильного ответа вообще может не быть. У нас
всегда был правильный ответ, ну как же без него? И
сегодня мне это часто мешает в работе.

— Скажите, а какие у вас отношения с учениками?
Бывало такое, чтобы они, например, срывали вам уроки?
Конфликты случаются?

— Может быть, вы удивитесь, но за те 9 лет, что я
преподаю, никто меня никогда не обидел, никто не
нахамил, не говоря уж о каких-то вообще пакостях. Вот
разве только в самом начале был один случай…

Шел первый для меня урок в 9 классе. Честно говоря, я
боялась, 9-классники — взрослые люди. Мне 19, им
— 14. И вот идет урок, я поворачиваюсь к доске,
что-то пишу и слышу: кто-то ручкой или карандашом
начинает стучать по парте. И все громче, громче. Я
молчу, думаю: ну надоест человеку когда-нибудь.
Наконец поворачиваюсь и говорю: «Я, конечно, девушка
нервная, но не до такой же степени: охота стучать —
стучите…» И все, стало тихо. С тех пор у меня таких
проблем не было. Как-то везет мне с классом. То ли
ребята такие попадаются, то ли контакт удается
наладить… Но отношения у меня со всеми очень
хорошие. Дружеские отношения.

— А любимчики есть?

— Есть. Целый класс, который я выпустила два года
назад. Мы были вместе 7 лет. Я тогда только начинала,
и мне так хотелось, чтобы они были идеальными, самыми
лучшими во всей школе, во всем мире… Поэтому я
«прискребалась» к чему можно и к чему нельзя. Они,
бедные, даже расстраивались, что не такие, как мне
надо… Ума у меня тогда не было, честно сказать. Но
отношения у нас были великолепные, особенно в 10-11-м.
И я сейчас даже не знаю, кто из них для меня любимее.
Про одного начну говорить — кажется, лучше всех.
Потом про другого — а этот-то еще лучше. В общем, про
кого говорю, того и люблю.

— Среди ваших учеников есть такие, кто чем-то
особенно удивил вас?

— Один мой ученик на выпускном экзамене написал
сочинение в стихах. Представляете, идет экзамен, а он
вдруг спрашивает: «Ничего, если размер будет не очень
соблюдаться?» Я сначала не поняла, потом подхожу к
нему — боже, да он сочинение по Блоку в стихах пишет.
Это ж катастрофа! Насколько я знаю, в стихах выпускное
сочинение вообще нельзя писать. Но у этого мальчика
все очень хорошо получилось. Даже написал он
по-блоковски — тот же размер, стиль. И золотую медаль
получил. Теперь учится в Орле, в одном из престижных
вузов.

— Сейчас у школьников появляются компьютеры, выход в
Интернет. А компьютер дает возможность детям без
особых творческих способностей списывать работы. Как
вы к этому относитесь?

— Я думаю, что человек сам должен знать, когда
остановиться. Естественно, компьютер, Интернет — это
удобно, много времени экономится. Но не надо забывать,
что во всем нужна мера и что в конце-то концов жить
неинтересно, если за тебя кто-то все сделает, жить
процессом гораздо увлекательнее. Творческий,
самостоятельный человек техникой, конечно, будет
пользоваться, но только как вспомогательным средством,
не более. Если он в состоянии мыслить, думать, то и
сидя за компьютером не перестанет быть творческим
человеком.

А что до списывания… Не без этого. Но я считаю, что
такие вещи зависят от воспитания в семье и школе. Если
человеку где-то там на сознание капали, что это все
вторично и для тебя самого не ценно, то оно сработает.
Но если уж ничем нельзя убедить — да ради бога, пусть
хоть компьютером пользуется, чем вообще ничем.

В конце концов каждый все равно себя найдет. Если
человек для чего-то родился, компьютер ему и не
помешает, и не поможет настолько, чтобы все за него
сделать.

— Что вы думаете по поводу единого государственного
экзамена?

— Очень сочувствую тем, кому придется его сдавать. По
крайней мере, по литературе. Ведь литература такой
предмет, где нет и не должно быть единой точки зрения.
Все мы с индивидуальными особенностями: я так
воспринимаю произведение, вы — по-другому. Поэтому я
на уроке стараюсь как можно больше мнений выслушать,
но никогда не утверждаю, что именно эта точка зрения
единственно правильная.

А что происходит на тестировании? В тестах как раз и
выдаются готовые результаты — только выбирай, да еще
попробуй выбрать неправильно. Но как узнать, что
правильно, что нет, если речь идет о литературе? Какой
ответ выбрать? Говорим, что нам нужно воспитывать
думающих людей, а сами даем тесты, которые отнюдь не
учат думать. Вот в чем беда.

— Ольга Валерьевна, какие у вас критерии оценки
сочинений? У нас в школе, например, учителя
неодобрительно относятся, если высказываешь в
сочинении собственные мысли. «Не вздумай в выпускном
так написать», — говорят они. И вообще, советуют
пользоваться сочинениями, которые опубликованы в
разных сборниках, типа «золотых сочинений»…

— Мне как-то странно это слышать, я и не
предполагала, что в городских школах может такое быть.
У меня критерии другие. Главным достоинством я как раз
самостоятельность мышления и считаю. Во всяком случае,
пятерку поставлю только за самостоятельное сочинение.
Даже если мысль коряво выражена, но она своя, —
тройку не поставлю.

— Ольга Валерьевна, а вам не скучно жить в деревне?
Не хочется переехать в город?

— Нет. У меня другой стиль и ритм жизни. Для меня
утомительны очень большое количество людей, машин,
очень большие расстояния. Нужно все время ехать-ехать,
не успеваешь за день ничего.

Мне нравится все деревенское, даже, знаете, грязь наша
нравится. Думаешь: вот в городе красивенько,
чистенько, но у вас Россия, а у нас — Русь еще какая-то
сохранилась. Была бы тут у нас чистота, все прямое,
ровненькое — ой, какая тоска… Или вот представить
берег реки и там лавочки, столики — нет, это уже
какая-то курортная зона. Мне нравится наш поселок. И
люди у нас спокойные, неторопливые, несуетные.

Так что надо вам иногда к бабушкам-дедушкам в деревню
выбираться, если у вас кто-то есть. Деревня —
хорошая терапия…

— Спасибо, Ольга Валерьевна! Поздравляем вас с
победой и желаем успеха во всероссийском конкурсе
«Учитель года»!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры