издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Путь, очищающий душу

Художественный руководитель театра-студии "Театр пилигримов" Владимир Соколов мыслит парадоксально. Например, он говорит, что русская литература для него закончилась на Леониде Андрееве и роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" долгое время не привлекал его читательского внимания. Тем не менее именно он послужил поводом для композиторского вдохновения Соколова, стал своеобразным итогом его авторской работы в театре.

«Мастер» — так назвал он последний спектакль своего театра, определив его по
жанру рок-оперой. «В музыке Уэббера «Иисус Хрисос — суперзвезда» много
симфонизма, «Юнону» и «Авось» Рыбникова можно отнести (во всяком
случае в том виде, в каком она идет в Иркутском музыкальном театре) к поп-
опере, — говорил Соколов, — в настоящей рок-опере должны звучать гитары —
инструменты будущего. Поверьте, в ХХI веке они будут также ценны, как
скрипки Гварнери».

Признаться, любая попытка обращения к роману Булгакова вызывает
отношение сложное и противоречивое. С одной стороны, хочется увидеть
материализацию образов, которые возникают во время его чтения, с другой —
эта самая материализация может породить священный ужас от увиденного,
полного несовпадения с тем, как представлялись, виделись герои «Мастера и
Маргариты» в собственном воображении.

Владимир Соколов, предворяя выступление музыкантов и артистов, сказал, что
во время работы его интересовала в романе только тема Мастера, восхождение
творческой личности на свою Голгофу, путь, по которому он проходит к
настоящей вере. Маргарита для него — это продолжение образа Марии,
наделенной подлинной любовью и способной на жертвенность во имя любви.
Владимир Соколов говорил также, что тема Воланда ему мало интересна — это
сатанизм. Во время прослушивания спектакля показалось, что «силам тьмы»
композитор уделил довольно много внимания, они стали частью внутреннего
конфликта Мастера и образами его конфликтности с окружающим миром.
Музыкальная драматургия «Мастера» соткана из параллелей света и тьмы,
ненависти и любви. Мастер для композитора — творец, проходящий путь Иисуса
Христа, для которого мученичество — суть обретения самого себя. «Рукописи не
горят», заявил в романе Булгаков, в спектакле их растаскивают по листочкам,
крадут отдельные темы. Мастер может только наблюдать за вакханалией,
творящейся вокруг его романа.

Кажется, бесстыдство и откровенное хамство заполонили весь мир,
противостоять напору зла невозможно. Спасение души, — считает Соколов,-
можно найти в жизни, наполненной творческим созиданием. Для Мастера не
существует соблазнов, его внутренний мир не соприкасается с внешним, его
душа устремлена вверх, к Богу. Не случайно, лейтмотивом всего произведения
становятся молитвенные песнопения, постоянно возникающий на проекции лик
Иисуса Христа.

Рок-опера состоит из сольных партий героев и хора, который и является
основным конфликтным началом музыки. В этом хоре, можно предположить,
есть такие персонажи, как Воланд и Азазелло, кот Бегемот и Коровьев, и даже
есть сцена «Бала у Сатаны», в которой звучат отдельные партии душегубов,
обреченных на вечный ад за свои деяния при жизни. После «Бала» молитва и
покой, к которому стремился Мастер.

Сложно проводить сюжетные аналогии либретто Натальей Тугариновой,
музыки Соколова с «Мастером и Маргаритой» Булгакова. Рок-оперу «Мастер»
не назовешь произведением, написанным по мотивам романа, скорее, это
посвящение его отдельным темам, отправная точка музыкальных размышлений
композитора, нашедшего их созвучие с романом. Размышлений о судьбе
художника, его внутреннем мире, тех искушениях, через которые ему
приходится пройти, чтобы найти спасение в подлинной вере.

Рок-опера начинается с молитвы «Отче наш» и заканчивается тоже молитвами. Тема
Иисуса Христа звучит постоянно, она бывает самостоятельной и относящейся к
пониманию его образа Мастером, ассоциаций жизни человека с мученической
жизнью Христа. В музыке Соколова Мастер наделяется божественным
началом, он неделим с Иисусом Христом, как неделимы Мастер и Иешуа в
романе Булгакова. Говорят, кого Бог любит, того и испытывает.

Партию Мастера в спектакле исполняет Юрий Фандеев, Маргариты — Майрам
Соколова. Соединение этих голосов — низкого женского и высокого мужского
— тоже кажется парадоксальным, основанным на божественном провидении
жизни Мастера и грешной любви женщины, обреченной на страдания и
заигрывание с Сатаной. Многоголосие хора уводит к верхам, звучащим почти
на недосягаемой высоте и опускается к низам, будто уводящим в
преисподнюю.

«Мастер», представленный Владимиром Соколовым, — это полноценное
музыкальное произведение, в котором определены темы, есть красивые
лирические мелодии в сольных партиях и сложный исполнительский ряд
хорового пения. В качестве же спектакля он показался заявкой на работу,
которая должна быть продолжена. Для масштабного сценического действия ему
не хватает пространства, подмостки «Театра пилигримов» ему явно тесны. Есть
некоторый сумбур и в либретто Натальи Тугариновой, не сумевшей точно
распределить конфликтную основу «Мастера», расставить акценты в
смысловых нагрузках на «темные силы» и противостоящие им свет и
устремление к Богу. Для сценического воплощения «Мастера» нужны и
режиссер, и полный по составу хор. Думается, Владимиру Соколову, чтобы
заявить своего «Мастера» во всем объеме его музыкальных и сценических
образов, нужен продюссер, который мог бы помочь ему организовать работу по
воплощению полноценного спектакля.

На просмотр спектакля в «Театре пилигримов» был приглашен архиепископ
Белгородский и Старооскольский Иоанн, который
поблагодарил исполнителей, он сказал: Как бы мир не был
жесток, зло в нем мы должны побеждать Любовью».

Голгофа Мастера — путь, ведущий к очищению души человека, — считает
Соколов, — так определено Богом.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры