издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой..."

Завидовать нехорошо. Но энергии Владимира Георгиевича Зоткина, заместителя председателя комитета по культуре администрации области, по сути, чиновника "высшего эшелона", позавидовать можно. В канун своего 60-летнего юбилея он так же стремителен и вездесущ, каким был и десять, и двадцать лет назад.

Впрочем, чиновником назвать его трудно, прежде
всего он композитор, гимн которого поют сегодня
милиционеры, а раньше исполняли комсомольцы, ибо
первым музыкантом, посвятившим песню Иркутскому
комсомолу, был именно Зоткин. Он помнит, как к нему
обратились с просьбой сочинить что-нибудь к
юбилейной дате, до которой оставалось десять дней.
Он спросил: «Надо обходиться без текста?». «Стихи
напишет Марк Сергеев», — ответили ему.
Действительно, Марк Давидович принес текст через три
дня, музыку Зоткин написал за неделю. «Комсомольцев
Иркутска» ветераны молодежного движения помнят и
поют до сих пор.

Песен за долгую творческую жизни было написано
немало. Композитор оказался не только талантливым, но
и необычайно работоспособным. Правда, говорит, что
сочинительство для него не работа — вдохновение.
Когда писал «Комсомольцев…», у него были две
девчушки-малышки, которые любили цветочками висеть
на папе, а у папы в это время как раз и рождалась
музыка. Он пошел в ванную комнату, чтобы никто не
мешал, и быстро записал мелодию, возникшую в голове.
Так что он не согласен с Римским-Корсаковым,
который говорил, что к сочинительству надо
относиться серьезно, работать каждый день и не ждать
вдохновения. «Это возможно, — говорит Зоткин, — если
есть время, «испив чаю», в домашних тапочках, как
Римский-Корсаков, садиться за рояль и сочинять. А
когда встаешь по будильнику и, позавтракав на скорую
руку, бежишь по делам, далеким от творчества, тогда
надо ждать наития, того озарения, которое прозу
жизни превращает в музыку».

Родился он в городе Сталинске, позднее
переименованном в Новокузнецк, где папа возглавлял
строительство металлургического комбината. Вообще,
отец будущего композитора
Георгий Иванович Зоткин был незаурядной личностью.
Воспитанник детского дома, он с отличием окончил
среднюю школу, потом также с отличием
строительный институт в городе Новосибирске. Был
призван в армию во время войны, отозван для того,
чтобы строить комбинат, — государству необходим был
металл. Построил он и алюминиевый завод в Шелехове.
Владимир Георгиевич помнит, как отец на Олхинской
горе показывал сыновьям, в каком месте город будет
построен, а где будет стоять завод. Мальчишки тогда
видели только сплошной массив леса да слышали ветер,
гулявший по верхушкам деревьев.

Именно папа заметил необыкновенные музыкальные
способности своего среднего сына,
именно папа отвел его в музыкальную школу.
Но это было после 1953 года, а пока на детской елке
в Сталинске ему очень хотелось выиграть громадный
ящик, который в точности воспроизводил только что
прозвучавшую песенку. Дело в том, что Дед Мороз
сказал, что выиграет его тот, кто скажет, как он
называется. Никто из детей не знал, что это был
магнитофон, поэтому никто его тогда не выиграл.
Закончилось строительство металлургического завода,
папа уехал в Иркутск, а ребятишки с мамой остались
собирать вещи. Они были еще в доме, когда заехали в
него новые жильцы, которые вместе с мебелью занесли
в комнату и фисгармонию — инструмент, который как
магнит стал манить маленького Вовку. Целый день
ходил он кругами, приглядывался, очень хотелось ему
потрогать клавиши. Но как без разрешения? Когда
взрослые сели за стол, чтобы проводить одну семью, а
другой отметить новоселье, мальчик подошел и спросил
разрешения. Конечно, ему позволили поиграть. Он
притронулся к клавишам, удивился чистоте звуков. Ему
показали педали, на которые надо нажимать, чтобы у
этих звуков появился диапазон. Вечер заканчивался
тем, что взрослые пели: «Умирать нам рановато…», а
мальчишка, сообразив, как подбираются мелодии,
громко подыгрывал им.

Сын и папа не знали, что для поступления в
музыкальную школу надо готовиться. Пришли «наобум».
Его попросили спеть. Не будучи готовым к такому
предложению, стал вспоминать песни, которые запомнил
по пластинкам на патефоне. Звонким голоском запел из
кинофильма «Свадьба с приданным»: «Я люблю тебя так,
что не сможешь никак ты меня разлюбить, разлюбить
никогда…» Члены комиссии, экзаменовавшие мальчика,
заулыбалась, попросили повторить воспроизводимые
звуки на рояле. Этого инструмента он никогда не
видел, но подошел и безошибочно нажал на нужные
клавиши, простучал и ритм, который надо было
повторить. Одним словом, в музыкальную школу он
поступил с большой пятеркой.

Правда, в 6 классе стало скучновато играть
упражнения, которые развивают исполнительское
мастерство, у мальчишки появились дела поважнее.
Хотелось играть в футбол и, как все пацаны, бегать по
улицам, не думая о том, что надо повторять гаммы. Он
сказал отцу, что больше не пойдет в «музыкалку». Тот
внимательно посмотрел на сына и спокойно сказал: раз
он стал взрослым, должен устраиваться на работу и
начинать обеспечивать себя. Володя не спал всю ночь,
думал. Наутро взял папку с нотами и пошел в
музыкальную школу. Этот урок воспитания он запомнил
на всю жизнь.

По окончании школы решил пойти по стопам отца,
поступил в политехнический институт. Учиться начал
хорошо, но все его мысли были заняты организацией на
факультете художественной самодеятельности, игрой и
пением — словом, всем тем, что он очень любил с
детства. На втором курсе он оставил политехнический
институт, как и юридический факультет
госуниверситета, куда поступал на заочное отделение,
пошел учиться в музыкальное училище. Потом, как и
положено способным студентам, поступил в
Новосибирскую консерваторию. Помнит двенадцать
экзаменов, которые надо было сдать за десять дней:
четыре общеобразовательных, остальные по
специальности. Поступил он на самый престижный
теоретико-композиторский факультет. Помнит, как не
шло сочинение музыки по необходимости (надо было
сдавать экзамен), об этом и сказал педагогу. Тот,
посмеиваясь, объяснил студенту, что композитору
только первые тридцать лет тяжело, потом становится
легче. Для сочинения песен, других музыкальных форм
Владимиру Георгиевичу сначала был необходим
инструмент, сегодня он может мысленно представлять
его клавиши и играть мелодию в воображении. Этому
мастерству он научился у брата-шахматиста, который
был мастером спорта и чемпионом, ездил на
соревнования не только по городам СССР, но и за
границу. Как-то они шли с братом и его товарищем по
улице. Музыкант с удивлением обнаружил, что друзья
на ходу играют в шахматы, бойко называя ходы. «Как
это?» — спросил он. «Мы представляем доску и
передвижение фигур на ней». Вот, оказывается, как! Но
ведь силой воображения можно не только шахматные
фигуры передвигать… Сочинять сегодня Зоткин может и
в трамвае.

К сожалению, музыкой больших капиталов не заработаешь. Владимир Георгиевич
по окончании консерватории вернулся в Иркутск,
начал преподавать в музыкальной школе и училище, в
1983 году ему предложили стать художественным
руководителем филармонии. Когда в 1991 году был
объявлен конкурс на должность директора, он принял в
нем участие, выиграл и стал во главе
коллектива.

Его увлекла тогда идея постановки оперы в концертном
исполнении. С дирижером Олегом Зверевым они начали
репетировать «Аиду». Вернее, Зверев с оркестром
репетировал, а Зоткин, заручившись поддержкой
губернатора Ножикова, поехал в Москву на поиски
исполнителей. Через Владислава Пьявко он договорился
с солисткой Берлинской оперы Людмилой Магометовой об
исполнении партии Аиды, на роль Родомеса пригласил
солиста миланского театра «Ла Скала» Мауро Аугусто.
Зоткин договорился с Болжиным из Большого театра —
обладателем необыкновенного баса, такого, что
барабаны на сцене звенят. Из Новосибирского и
Улан-Удэнского оперных театров выписал хоры.

«Аида» в Иркутске прозвучала так, как еще не
звучала никогда. Соединение солистов из разных
театров дало тогда эффект ошеломляющий. На вопрос,
почему в Иркутск соглашались приехать прославленные
певцы, Зоткин, подумав, отвечает: «Идея была
привлекательной, солистам лестно было выступить друг
с другом на одной сцене. Наверное, и Байкал
привлекал, многие стремятся попасть в наш город,
чтобы побывать на его берегах».

Сочинением песен Владимир Георгиевич занимается с
Владимиром Скифом, другими
поэтами. Но до сих пор он не может без дрожи в
голосе говорить о Марке Сергееве, творческий альянс
с которым был необыкновенный. Лучшие песни Зоткин
написал на стихи именно этого автора. Помнит, как
загорелся идеей написать песню о возлюбленных,
которые никогда не будут вместе. Поделился ею с
Марком Давидовичем. На следующее утро Сергеев
позвонил и продиктовал по телефону удивительные
слова:

Не зови меня день,

Не зови меня год,

Позабудь при удаче любой,

Но почувствуешь вдруг

в час беды, в час невзгод,

Что незваный я рядом с тобой…

Так появилась песня «Незваный», которую и сегодня
многие исполнители поют с большим чувством. Кстати,
«Комсомольцев Иркутска» записал в свое время Иосиф
Кобзон. Сегодня Владимир Георгиевич любит работать с
солистом музыкального театра, заслуженным артистом
Николаем Нестеровым. Есть в его композиторском
списке и песни на слова Марка Сергеева «Пожалуйста,
поверуйте в любовь», «Вечный свет Иркутска», «С
Иркутском связанные судьбы». Пусть простит поэт
Владимир Скиф, на слова которого тоже написано
немало популярных песен, но лучшие, самые
проникновенные родились у композитора именно в
содружестве с Марком Сергеевым.

Неугомонного Зоткина в комитет по культуре пригласил
работать губернатор Борис Говорин, справедливо
полагая, что возглавлять музыкальное искусство всей
области может человек, который хорошо знаком с ним,
который прошел все этапы преподавания музыки. В
студенческие годы Зоткин умудрился преподавать ее
даже детишкам детского сада. Говорит, что учил
везде, кроме консерватории. Правда, в Новосибирске
его оставляли работать в консерватории, но это было
невозможно. В Иркутске его ждала молодая жена, с
ней Владимир Георгиевич прожил сорок лет.
Сегодня он не только отец двух горячо любимых
дочерей, но и дедушка. Семья большая,
обо всех заботиться надо.

Куда больше его музыкальная семья. Под его опекой
находятся сегодня не только филармония, училища, но
и все музыкальные школы области, каждой из которых
надо уделить внимание, помочь в решении творческих,
финансовых и многих других проблем. Сегодня Зоткин
занимается выработкой концепции музыкальной культуры
области, в которую входит, кстати, и самодеятельное
творчество. Фестиваль «Сияние России», как известно,
и строится в основном на народном искусстве. К
этому фестивалю, вернее, к одной из его частей — Дню
области — Зоткин и песню написал, которая каждый год
звучит со сцены музыкального театра.

Когда смотришь на чуть уставшего, но постоянно
улыбчивого Владимира Георгиевича, вспоминаются слова
Вилли Токарева: «Небоскребы, небоскребы, а я
маленький такой…» Небольшого роста, Зоткин оказался
человеком большой души. Таким неуемным, готовым помочь
всем и каждому, шагает он навстречу своему юбилею и
пойдет дальше по жизни, даровавшей ему интересную
судьбу. А талант композитора — это у него от Бога.

Кстати, познакомиться с творчеством композитора
можно будет 11 ноября в концертном зале филармонии.
Вход свободный.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры