издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Задел на будущее

«Единая Россия» готовится к выборам в Законодательное собрание объединённого региона

До начала нового политического сезона ещё две недели, а в областном парламенте уже не до каникул. Скромная законодательная инициатива вице-спикера ЗС Людмилы Берлиной вызвала бурю эмоций у политических партий. Берлина предлагает повысить порог прохождения в ЗС до 7%. Политологи свидетельствуют: «Единая Россия» приступила к активной стадии «отстройки» партийной системы в регионах. Как показали последние события, Иркутск — не исключение.

«Коммунальные» мандаты

Как пояснила «Конкуренту» Людмила Берлина, изменения вносятся в закон «О выборах депутатов ЗС Иркутской области». Она предлагает новый порядок формирования областного списка кандидатов избирательного объединения. На прошлых выборах в ЗС партии выдвигали единый областной список, который не был привязан к округам, и поддерживали в округах своих одномандатников. Причём в первых строчках партийного списка шли кандидаты, которые ещё не были широко известны электорату. Так, к примеру, «Единая Россия» провела своих «юниоров» Татьяну Воронову и Максима Сурнина. «Тяжёлые фигуры» типа Виктора Круглова шли по одномандатным округам.

Сейчас же предлагается поделить партийный список на областную часть (не более трёх кандидатов) и восемь региональных частей (не менее трёх депутатов). Одна региональная группа формируется на территории УОБАО, семь — на территории Иркутской области. В качестве критерия для деления территории области на семь групп взята территория трёх граничащих между собой избирательных округов, в которых избираются три депутата-одномандатника. Депутатские мандаты, полученные областным списком кандидатов, в первую очередь, переходят к кандидатам, включённым в общеобластную часть списка. В зависимости от того, как распределены места в областном парламенте, идёт распределение внутри списка. Приоритет при этом отдаётся «первой тройке». Оставшиеся мандаты делятся между региональными группами в зависимости от того, сколько голосов набрала группа в каждом округе. По пропорциональной системе в ЗС избирается 23 депутата, 22 — по одномандатным округам.

Эта поправка была воспринята экспертами спокойно. Страсти по одномандатникам откипели полтора года назад, когда принимался федеральный закон о выборах в Госдуму. Тогда и возникла идея о пропорциональной системе и 7-процентном пороге для партий. Регионам было оставлено право выбрать самим, будут ли они следовать этому порядку. Статистика говорит: уже более десятка регионов приняли «думскую» схему. Среди них Новосибирская, Омская, Томская, Приморская области. И, кстати, свежеобъединённый Пермский край, на который ориентируется в своих законодательных вкусах новая Иркутская область.

«Паровозы» в законе

Ещё одно новшество законопроекта — свежая схема замещения вакантного депутатского мандата. Она-то и вызвала негодование экспертов. Сегодня если депутат, прошедший по партспискам, без уважительной причины, не проработав год, прекращает свои полномочия, право на возмещение вакантного места отдаётся представителю другой партии. Если уважительная причина есть, то его место занимает следующий по списку кандидат той же партии. Фракция «ЕР» иркутского собрания уже сталкивалась с этим законодательным неудобством. Став гендиректором МИГа, единоросс Алексей Фёдоров покинул Иркутскую область, не отсидев в парламенте год. Чтобы сохранить место для товарища по партии Виктории Дворниченко, Фёдоров несколько месяцев летал в Иркутск на заседания парламента. В новой редакции закона предлагается ввести единую схему: вне зависимости от того, по какой причине депутат больше не смог исполнять свои обязанности, его мандат переходит к представителю списка его партии.

Лидер регионального отделения СПС Алексей Козьмин и заместитель председателя ИРО «Родина» Георгий Кузьмин против нововведения. «Эта поправка позволит партиям манипулировать избирателями, — заявил Алексей Козьмин. — Знакомый приём: в «первой тройке» идут известные люди, которым избиратели доверяют. Однако после этого человек, не проработав и года, слагает полномочия, а на его место из того же партийного списка идёт «серая» личность, о которой никто не знает. На Западе такая лазейка позволяет осуществляться прямому мошенничеству», — сказал Козьмин. «Мы — один из немногих субъектов федерации, которые не отменили эту норму, и это верно: использование «паровоза» — обман избирателей», — добавил Георгий Кузьмин.

Людмила Берлина, напротив, считает, что сегодняшняя схема девальвирует доверие избирателей. «Они голосовали за конкретный партийный список, из которого выбывает депутат. И, естественно, люди ждут, чтобы его место занял представитель той же партии, а не другой», — парирует автор законодательной инициативы.

Барьер возьмут не все

Главное новшество законопроекта — изменение порога допуска областных партийных списков с 5 до 7%. На выборах 2004 года, когда проходной барьер составлял 5%, лидером стала «Единая Россия». Ей отдали голоса 30,17% избирателей, КПРФ получила 12,8% голосов, «Родина» и аграрии — чуть более 9%, блок «За родное Приангарье» — 6,9%, «пенсионеры» — 5,8%. Таким образом, при 7% «раскладе» в ЗС мы бы не увидели «ЗРП» и партию пенсионеров. «Выдвигая семипроцентный барьер, мы не ставим задачу реализовать принцип бумеранга: «Умри сегодня ты, а я умру завтра», — отмечает Людмила Берлина. — Оппозиционная партия в законодательном органе — это, безусловно, оживлённая дискуссия по судьбоносным законопроектам, элемент демократичности государства. Но значительно влиятельнее оппозиционная партия, которая работает, расширяя базу своих сторонников».

Глава Иркутского обкома КПРФ Сергей Левченко заявил, что «не уполномочен комментировать частные законодательные инициативы». Как стало известно «Конкуренту», иркутские коммунисты ещё не определились в своём отношении к законопроекту и поэтому молчат. Тем не менее Левченко отметил, что позиция КПРФ сформулирована давно: «проходной» барьер в 7% в Государственную Думу не отвечает интересам и потребностям избирателей.

Алексей Козьмин, выражая позицию СПС, заявил, что барьер для прохождения в любые представительные органы не должен превышать 5%. Хотя считает, что «Единая Россия», как лидирующая партия, от введения 7% барьера особенно не выиграет. «А вот другие партии могут серьёзно пострадать, не получив мест в парламенте. Даже если партию в ЗС представляют два человека, это 5% избирателей. Для Иркутской области «цена вопроса» — 90 тыс. человек», — говорит депутат.

В отличие от коллеги по Заксобранию, Георгий Кузьмин считает, что «в данный исторический момент» введение 7% барьера разумно. «В стране происходит второй этап партийного строительства, естественно выделение 3-4 крупных политических сил, и барьер поможет этому процессу, — убеждён парламентарий. — В дальнейшем же, при выстраивании партийной системы, возможно снижение барьера». Представитель «Российской партии жизни» в областном парламенте Андрей Кузин заявил, что 7% барьер — «явное завышение». «Лидер нашей партии Сергей Миронов уже выступил с заявлением, что, вероятнее всего, на выборах в Госдуму после 2007 года барьер снова будет снижен. Получается, на федеральном уровне ошибка исправляется, а мы здесь наступаем на те же грабли?» — сказал депутат.

Секретарь областной избирательной комиссии Людмила Шавенкова, в свою очередь, отметила, что четыре партии в парламенте — это нормальная политическая ситуация. По её мнению, политический «разносол» иркутского Заксобрания со сменой барьера существенно не пострадает. «Если анализировать 4-летнюю практику проведения выборов в РФ, то можно видеть — отдельные парламенты выставляли барьер и в 10%. Однако высокий порог существенно влияет на партийный состав там, где пропорциональной системе отдано менее 20 мандатов, — поясняет она. — Если на партийные списки отдано более 20 мест, то парламент обычно многопартиен».

Депутаты увидят законопроект уже на сентябрьской сессии. Практически все эксперты сходятся во мнении: поправка по 7% имеет высокие шансы пройти. «При 100% явке фракции «Единая Россия» это вполне вероятно, нужно ведь 23 голоса», — сказал Алексей Козьмин. Георгий Кузьмин считает: без проблем пройдут не только 7%, но и остальные новшества. «Это линия, которую планомерно продвигает «Единая Россия» во всех регионах, где у неё есть сильные фракции. Как показывает опыт, поправки проходят», — сказал он. «С юридической точки зрения, все поправки к законопроекту правомочны», — сказала Людмила Шавенкова.

«Я почти уверен, что группа «Региональное развитие» будет голосовать против», — заявил Алексей Козьмин. Георгий Кузьмин и Сергей Левченко от комментариев по этому вопросу отказались.

Но главная интрига заключается в том, что даже в случае принятия всех поправок закон на практике применяться не будет. В объединённой Иркутской области силу будет иметь Положение о выборах депутатов Законодательного собрания, утверждённое президентом. Зачем же тогда «стулья ломать»? Людмила Шавенкова считает, что законопроект — попытка «задать направление» выборному законодательству в новом субъекте.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры