издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Назад — в будущее

Почти половина муниципалитетов мечтает отказаться от двухуровневой системы самоуправления

Муниципальная реформа, начавшаяся год назад, привела часть чиновников к парадоксальной мысли: нужно вернуть прежнюю централизованную систему управления. Данные анкетирования представителей властей муниципалитетов Иркутской области, проведённого Законодательным собранием (ЗС), говорят: если бы областные власти решились сменить двухуровневую муниципальную систему на одноуровневую, то 48,6% поселений высказались бы за возвращение прежних 37 районов. Проблема — в скудной налоговой базе. Собираемость налогов на первом уровне не превышает 20%. Всероссийский совет местного самоуправления выступает за передачу на местный уровень части налоговой базы, которая аккумулируется сейчас в федерации. Эксперты полагают, что этого делать не нужно — федерация уже готова частично увеличить налоговые отчисления в регионы, а те, в свою очередь, должны поделиться сборами с муниципалитетами.

28 февраля в Иркутской области состоялось заседание Иркутского отделения Российской общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления» (ВСМС). Структура создана около года назад при поддержке партии «Единая Россия». Возглавляет её в Иркутске вице-спикер ЗС, глава комитета по госстроительству Людмила Берлина. В работе совета приняли участие более 100 региональных и местных чиновников, депутатов. Прибыла в Иркутск и исполнительный директор ВСМС Светлана Разворотнева.

Накануне было проведено анкетирование мэров и депутатов муниципальных образований области. Если бы власти решились сменить двухуровневую муниципальную систему на одноуровневую, то 48,6% поселений высказались бы за возвращение прежних 37 районов. И только 33,1% согласились бы оставить власть в деревнях и сёлах. Впрочем, именно в муниципалитетах первого уровня оказалось самое большое число довольных реформой — 56,7%. К примеру, Одинск с населением в 1,3 тыс. человек и собственной налоговой базой в 8 млн. рублей острого желания возвратиться под управление Ангарска не испытывает. 72,2% респондентов поселений первого уровня считают, что муниципальная реформа необходима. На втором муниципальном уровне, где бюджетная зависимость от областного центра ниже, целесообразной реформу считают уже 47,3%. 33,5% опрошенных представителей деревень и сёл уверены, что за год реализации реформы ничего не изменилось. А вот в городских округах и районах таких уже 56,8%.

Светлана Разворотнева рассказала, что новый Бюджетный кодекс готовит муниципалитетам сюрприз — ужесточение бюджетной политики для дотационных регионов (вплоть до введения внешнего управления). Она заявила, что ВСМС планирует предложить в Бюджетный кодекс изменения, которые оставят за муниципалитетами первого уровня 20% налога на прибыль и 50% нормативных отчислений по НДФЛ. «Минфин стоит насмерть, и не факт, что изменения пройдут», — отметила Разворотнева.

Сейчас в Иркутской области на местный уровень отданы земельный налог, налог на недвижимость, 45% налога на доходы физических лиц (НДФЛ), 100% транспортного налога и 100% налогов, взимаемых по упрощённой схеме налогообложения. Самым высоким по доходности является НДФЛ. Самым малособираемым — земельный. А вот средний уровень сборов — около 20%. «В Свирске сегодня разграничено только 5-7% недвижимости, — пояснил ситуацию мэр города Владимир Алферов. — Люди не оформляют землю в собственность — это просто очень дорого. Не менее 9-15 тыс. рублей отдают за документы. В результате сборов по земле и недвижимости просто нет».

В череде жалоб муниципалитетов диссонансом звучал голос Одинска. Доходы муниципалитета — 14 млн. рублей при 1,3 тыс. населения. Из них 8 млн. — собственные. «За год реализации реформы в посёлке был организован спортивный центр, отремонтированы улицы, планируется открытие почтового отделения», — перечислял глава Одинского МО Игорь Антонов, забыв упомянуть о том, что на территории муниципалитета находится нефтеперегонная станция, дающая основные налоговые доходы.

Те, у кого такой станции нет, начали подумывать о том, что власть нужна не везде. «Зачем нам парламент, если все его решения отменяет прокуратура, сославшись на то, что парламентский печатный орган нелегитимен? — жаловалась глава Озеринского поселения Братского района Нина Печорина. — Когда нет собственных доходов, работа Думы сводится к распределению дотаций». В муниципалитете «Город Бодайбо и район» за год штат чиновников увеличился более чем в 1,5 раза. В среднем по району доходы населения около 60 млн. рублей. На содержание чиновников и депутатов требуется 63 млн. рублей. Местные власти склоняются к мысли объединить город и район в единый городской округ и тем самым «убить» 50% штата.

Таким образом, часть поселений, а всего в Иркутской области их 391, через год после «разукрупнения» готовы снова объединяться. Впрочем, Людмила Берлина уверена, что говорить о повороте реформы вспять нельзя. «Модели могут быть разные. Жизнь подсказывает: где-то нам не избежать укрупнения, — заявила она. — Тем не менее двухуровневая система показала себя эффективной. Я уверена, что даже если где-то и пойдёт возврат к одному уровню, базой власти должно стать поселение, а не район и не округ. Возможно, мы придём к системе, когда хозяйственные полномочия будут отданы на уровень деревень и сёл, а государственные — округам и районам».

Между тем финансовая составляющая в деятельности муниципалитетов первого уровня с нового года для многих — предмет стресса. Как сообщил «Конкуренту» вице-спикер ЗС, глава комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Геннадий Истомин, дефицитными являются все муниципалитеты Иркутской области. По отдельным поселениям дефицит составляет 14000% к уровню собственных доходов без учёта дотаций.

Изменения в методике расчёта субвенций на выравнивание бюджетной обеспеченности (закон Иркутской области «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений в местные бюджеты») привели к тому, что объём субвенций для городских и сельских поселений стал рассчитываться одинаково. Ещё в 2006 году деревни и сёла получали более высокие субвенции, чем города, за счёт применения специального «сельского» коэффициента. Корректировка привела к тому, что бюджеты отдельных сёл сократились в 10 раз. В Куйтунском районе, как было отмечено на совете, бюджет стал меньше на 50%. Ещё на январском заседании бюджетного комитета ЗС депутат Павел Зорин предложил создать рабочую группу по совершенствованию межбюджетных отношений. Восстановить методику в пользу сельских поселений можно только с 2008 года, пока же Зорин предлагает компенсировать «недобор» за счёт кредитов и увеличения дотаций.

Депутат Госдумы, заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Госдумы Виталий Шуба отказался комментировать заявление Светланы Разворотневой об ужесточении федерального бюджетного законодательства. Депутат лишь сообщил, что думский комитет пока не вынес своего вердикта по проекту Минфина.

Виталий Шуба считает, что вносить изменения в Бюджетный кодекс по передаче на первый муниципальный уровень 20% налога на прибыль организаций и 50% НДФЛ нет необходимости. «Налог на доходы физических лиц сейчас исчисляются в региональные бюджеты, — заявил он «Конкуренту». — И субъекты вправе распоряжаться этим налогом в зависимости от того, как им удобно. Можно отдать его на первый уровень, можно распределить между двумя. Что касается налога на прибыль организаций, то 17,5% из 24% этого налога отдаются на региональный уровень, что тоже даёт регионам простор для решений. А «расщеплять» налоги в Бюджетном кодексе не нужно. В России около 30 тыс. муниципалитетов, и какие из них доходно самодостаточны, на федеральном уровне решить трудно. У субъектов же для этого есть все возможности». «НДФЛ — это налог территорий, и распределяют его субъекты, — согласен с коллегой Геннадий Истомин. — А по налогу на прибыль Совет Федерации выступил с предложением об увеличении региональной составляющей до 19%».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры