издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Студенческая» опера

Опера «Дидона и Эней» композитора XVII века Генри Перселла прозвучала на выпускном экзамене вокального отделения Иркутского музыкального колледжа. Исполнители партий и вся постановочная группа волновались: на суд высокой комиссии и зрителей они представили настоящий оперный спектакль, в котором были декорации, костюмы, мизансценическое решение образов.

Признаться, в городе, в котором нет оперного театра, спектакль, поставленный в колледже, мог показаться авантюрой, на которую способны только самоуверенные или очень легкомысленные люди. Увиденное представление впечатлило. Режиссёр «Дидоны и Энея» народная артистка Елена Волошина «на пустом месте» – эстраде, не предполагающей какого-либо сценического оборудования, смогла представить завершённый образ спектакля. Четыре движущиеся ширмы создают атмосферу действия, которое происходит в Древней Греции.

У студентов оперного класса поставленные голоса звучат сильно, с той концентрацией энергии, которая соответствует музыкальной драматургии спектакля. Молодые люди поют о любви и злом роке, разрушающем эту любовь. Вокал делится на сольные партии, дуэты, речитативы и хор, сопровождающий сюжет всего сценического действия. Ирина Быкова – Дидона и Василий Малышев – Эней в своих партиях передают высокую любовь героев, потом отречение от возлюбленной Энеем и трагедию Дидоны, кончающей жизнь самоубийством.

В XVII веке не обязательно было прописывать в либретто внятный сюжет, музыка становилась главным выразителем высоких чувств, о которых сочинялись оперы. Перселл не стал исключением, его «Дидона и Эней» состоит из условно обозначенного действия. Студенты – исполнители оперы, следуя традициям того времени, передают содержание сюжета посредством эмоционального напряжения музыкальных фраз. С трагической обречённостью звучат в спектакле высокие человеческие чувства, зависящие от воли богов и злого рока. Всё же хотелось, чтобы исполнители оперы были подготовлены не только музыкально, но и в качестве драматических актёров. В спектакле много внутренней статики, психологических пустот, студенты просто не знают, как в сценической органике можно выразить чувства, которые переживают их герои, — этому умению они не обучались.

Можно представить, какую огромную работу проделали преподаватели и студенты, прежде чем смогли представить спектакль на суд экзаменационной комиссии. Педагоги сидели в зрительном зале, на сцене была только концертмейстер Елена Коваленко, аккомпанирующая на рояле. В первом ряду на возвышении стояла хормейстер Вера Щепеткина, дирижирующая звучанием голосов, сливающихся в единую гармонию звуков. К сожалению, «Дидоне и Энею» суждено было прозвучать на сцене только один раз. Но почему?

Может быть, музыкальному колледжу стоит заимствовать опыт театрального училища, которое на дипломные спектакли регулярно приглашает зрителей? Предвидя возражения, что площадка колледжа непригодна для постановки спектаклей, можно рассматривать другие варианты. Например, договориться с музыкальным театром о показе спектаклей на его камерной сцене.

— Мне кажется, оперное искусство сегодня очень важно, — говорит заведующая вокальным отделением музыкального колледжа Надежда Васильева. – Люди, особенно молодые, должны знать, что кроме поп-музыки существует и другая музыка – возвышающая душу, открывающая путь в мир прекрасного. Наши студенты увлечены классическим пением, они с большим энтузиазмом преодолевают трудности, которые стоят перед ними во время постановки оперного спектакля. Сложно и педагогам, работающим без художников, режиссёров, без которых постановка любого сценического действия становится похожей на подвиг. Надеемся, что первые «пробные» спектакли будут продолжены не менее интересными работами, связанными с оперным жанром.

О том, что музыкальный колледж занимается уникальным делом, говорил и председатель государственной экзаменационной комиссии, лауреат всероссийских конкурсов, заслуженный артист РФ, профессор Красноярского института искусств Виктор Зелёный:

— Признаться, на выпускном экзамене среднего учебного заведения я впервые слушал оперу. Наверное, это рискованно, но и очень интересно в работе. Конечно, видны постановочные огрехи, которые компенсируются удачно выбранными голосами. Точное попадание в образы основных героев – это уже достижение. Остальные персонажи тоже в большей или меньшей степени соответствуют отведённым им ролям. На спектакле я испытал чувство, которому не могу дать точной характеристики: это искреннее уважение к педагогам и студентам, которые отнеслись очень творчески к своей работе. Если говорить об оценках, всей работе я ставлю «отлично», потому что представляю, какой труд за нею стоит.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры