издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Никто не заметил подмены

Вместо конкретной поддержки новый закон обещает обманутым дольщикам «информирование» и «понятийный аппарат»

Областной парламент вчера одобрил в первом чтении региональный закон о защите прав дольщиков. Это произошло несмотря на нарекания, которые документ вызвал на предварительных обсуждениях. Критики говорили, что законопроект не содержит «конкретных мер поддержки».

«Частная проблема обманутых дольщиков превратилась в социальную.  Когда люди вложили последние деньги, а им не построили, они идут к власти, в прокуратуру и другие органы, но существующих законов недостаточно для решения этих вопросов. Поэтому мы решили разработать региональный законопроект», – напомнил министр имущественных отношений Иркутской области Михаил Карасёв накануне сессии Законодательного Собрания. По словам Карасёва, закон стал «компромиссом» и «детищем» всех, кто участвовал в его разработке: «Единой России», Общественной палаты Иркутской области, СРО и других. «Законопроект  вводит понятийный аппарат. К примеру, термины «проблемный объект», «пострадавший участник долевого строительства», – отметил Карасёв. – Как только у нас появится возможность вести их учёт, мы сможем определить конкретные меры поддержки».  

Ранее минимущество Иркутской области в качестве конкретных механизмов защиты дольщиков предлагало создать некий фонд, который мог бы «заставлять застройщиков своим авторитетом закончить объекты либо компенсировать расходы гражданам». Планировалось, что фонд будет выбирать недостроенные объекты, определять их рыночную стоимость и вычитать из этой суммы дисконт в размере 30–40%. И по договору цессии (праву уступки) оформлять объект на себя, а дольщикам выдавать некие ценные бумаги, с которыми они могли бы пойти к другим застройщикам. Получался бы такой сертификат на долю в жилом объекте. Однако после обсуждений, сказал Карасёв, министерство решило «уйти от такой схемы». «Закон не должен предусматривать схем, при которых застройщик может не выполнять своих обязательств, рассчитывая на какие-то субсидии», – отметил Карасёв на комитете.  

Свои возражения по законопроекту высказали представители областной прокуратуры. Их смутило, что в законопроекте отсутствуют конкретные меры поддержки. «В основном там говорится об информационной, организационной поддержке. Но коль скоро мы принимаем такой закон, то хотелось бы видеть какие-то уточнённые меры, – отметила одна из представителей. – Тем не менее в принципе мы поддерживаем концепцию законопроекта, хотя считаем, что он требует значительной доработки».  Правовое управление правительства поддержало претензии прокуратуры.  По мнению представителей управления,  в документе много нестыковок  с федеральным законодательством. У юристов  вызывает сомнение то, что планируется публиковать персональные данные пострадавших дольщиков. На исправление законопроекта минимуществу дали время до 22 июня. 

В беседе с корреспондентом «Конкурента» Михаил Карасёв уточнил, что министерство не отказывается от механизмов, которые обсуждались ранее. «Но мы решили, что их лучше вывести за пределы закона, потому что они достаточно спорные с точки зрения региональных законов. Кроме того, мы хотели, чтобы проект легче проходил и вызывал меньше вопросов, – отметил министр. – Фонд, о котором шла речь, будет создан. Мы ведём переговоры с Союзом строителей, который может стать его учредителем».  По словам Карасёва, параллельно минимущество Иркутской области готовит проект  федерального закона, который будет посвящён формированию специальной структуры по работе с обманутыми дольщиками. «Речь идёт о некой госкорпорации, навроде Фонда содействия реформированию ЖКХ или Фонда жилищного строительства, которая займётся обманутыми дольщиками в регионах», – сказал он.

Эксперты пока не берутся делать прогнозы относительно того, как принятие нового закона может повлиять на ситуацию с обманутыми дольщиками. Однако, по мнению руководителя Стройнадзора Иркутской области Дениса Воронова, сами клиенты недобросовестных компаний ждут отнюдь не информационной и организационной поддержки, которую и так уже оказывают органы власти. «Стоит признать, что дольщики ждут помощи в виде денег.  Мы проводили интернет-опрос, спрашивая, за счёт чьих денег, по мнению дольщиков, должны достраиваться проблемные объекты. Больше половины опрошенных считают, что за счёт государственных средств. Ещё треть – за счёт сторонних инвесторов. И только 10% ответили, что за деньги дольщиков», – сказал Воронов. Он добавил, что сомневается насчёт того, что закон сможет кардинально поменять нынешнюю ситуацию, при которой застройщики нарушают обязательства приблизительно по трём тысячам договоров «долёвки». «Чудес не ждём», – заключил чиновник. Другой собеседник «Конкурента» пошутил, что новый закон лишь позволит ему проще формулировать заявления и называть вещи своими именами: дольщиков – обманутыми, а застройщиков –  недобросовестными.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры