издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Вот робот, я его собрал»

Участники программы «Робототехника» доросли до собственной школы современных технологий

Региональные отборочные соревнования по юношеской робототехнике «РобоФест – Новосибирск 2017» стартуют 16 февраля и будут проходить в течение трёх дней в детском технопарке местного Академгородка. Для иркутских команд, которые не смогли попасть в число лучших по итогам «РобоСиба», прошедшего в столице Приангарья в ноябре, это ещё одна возможность пробиться на состязания федерального уровня. Иркутскую область в Новосибирске будут представлять как минимум три команды – ученики школы современных технологий TERRABIT. Среди её преподавателей – выпускники Иркутского энергоколледжа, первые успешные участники программы «Робототехника в Сибири», организатором которой выступили компания En+ Group и Фонд Олега Дерипаски «Вольное Дело». Кроме того, ребята стали не только победителями первого иркутского фестиваля «РобоСиб», но и призёрами международных соревнований. Накануне поездки «СЭ» встретился с ними и поговорил о том, чем занимаются люди, сделавшие робототехнику своей профессией, и не жалеют ли они о своём выборе.

– Неужели непонятно? Вот робот, я его собрал, он ездить будет; вот – я его на бумаге нарисовал, – недоумённо глядя на нашего корреспондента, в пятый раз повторяет шестилетний Ян. – Тут одно расстояние между деталями, тут другое – 100 миллиметров, понятно?

Позже выяснится, что о линейке серьёзный мальчуган узнал впервые. Зато названия деталей вроде портов входа-выхода ему уже известны. «Вообще, как ни странно, меня самого удивляет, что линейку они увидели только сейчас, – отмечает преподаватель школы Terrabit Анатолий Ларитонов. – Но это как раз не проблема: малышам мы даём информацию обо всём по чуть-чуть, чтобы максимально развить кругозор. С теми, кто постарше, работает такая же система – вообще, каждого ребёнка прямо «трясу», чтобы они понимали, что и зачем делают. Ведь суть робототехники в том, чтобы потом они смогли самостоятельно решать задачу, которую перед ними поставили, при этом не объяснив способ работы».

В этот момент Ян, у которого только закончилось занятие, с серьёзным видом указывая под стол, говорит: «Я всё оставил, как надо, и убрал. Робота спрятал вон туда, чтобы никто не нашёл и его не доставали». «Я понял, Ян», – без тени улыбки сообщает Ларионов ученику. Так становится понятна вся специфика работы с юным поколением: тут, позже рассказывают вчерашние студенты Иркутского энергоколледжа, сможет справиться не каждый, пусть даже гений робототехники. Впрочем, не стоит недооценивать современных детей: «У нас семилетние участники, как вы уже поняли, иногда такие серьёзные – с ними можно общаться на равных. С паяльником уже работают. Правда, запчасти конструктора (из которого делают первые установки. – Прим. авт.) после них приходится собирать каждый день после двух-трёх уроков». Но тут уже ничего не поделаешь – у полёта инженерной мысли юных техников свои последствия.

Задач великое множество

Школа современных технологий TERRABIT, как рассказывают её авторы, включает сразу несколько направлений. Преподаватели роботетехники Денис Мармыль и Анатолий Ларионов, которые обучают этой дисциплине сегодняшних школьников, пару лет назад, будучи студентами Иркутского энергоколледжа, стали сначала победителями «РобоСиба», затем федерального «РобоФестеа, а потом привезли в Иркутск победы на международных соревнованиях – на чемпионатах Европы и США. «Хотя именно «РобоСиб» положил начало активному развитию робототехники в Приангарье, команда энергоколледжа сложилась раньше, – вспоминают собеседники «СЭ». – Мы дневали и ночевали в колледже: как все, к девяти приходили на учёбу, но в итоге вместо пар крутили гайки, программировали, паяли…»

Но и сейчас у уже ставших сертифицированными преподавателями образовательной программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России» молодых людей желание создавать что-то самостоятельно не пропало. «Мы заинтересованы в том, чтобы самим развиваться, и поэтому готовы работать над созданием каких-то проектов. Их сейчас довольно много – существуют целые сайты, которые выкидывают коммерческие задачи, – объясняет Денис Мармыль, когда слышит вопрос о том, как бывшие участники соревнований по робототехнике могут применить свои навыки в жизни. – Почему-то, когда говорят об этой сфере, представляют себе таких ботаников в очках, с которыми сложно наладить контакт. Но, на самом деле, это не так: робототехника – активная наука, в ней всё очень динамично и быстро меняется. Контроллеры, резисторы, переключатели – чтобы всем овладеть, нужно быть очень энергичным человеком».

Размах применения робототехники неподготовленным слушателям объясняют на нескольких примерах. «Сейчас самый основной федеральный проект, о котором говорят все специалисты, – у ГАЗа. У них стоит задача к Чемпионату мира по футболу автоматизировать ГАЗель, – рассказывает руководитель школы современных технологий TERRABIT Константин Горцевский. – Очень много людей пытается справиться с этой задачей – превратить привычную машину практически в беспилотник. Или вот квест-комнаты, которых очень много в Иркутске: сейчас они активно конкурируют между собой, соревнуются, у кого круче техническая начинка. В их бизнесе уже мало просто переключать кнопки. Ну или вполне реальная проблема – посчитать куриц на птицефабрике. Звучит не вдохновляюще, но, на самом деле, интересная техническая задача».

В последние годы спрос на специалистов, способных в кратчайшие сроки справиться с такими проблемами, растёт. «Вот представьте, на повестке дня сейчас роботизация «Почты России», понятно, что даже очень крутая команда не сможет в одиночку такой заказ выполнить, – продолжает Горцевский. – Нужно очень много классных специалистов. Но они же ниоткуда не появятся. Они вырастают из детей. И, если ребёнок вовремя познакомится с робототехникой, к 14 годам он уже точно определится с выбором, а в 20 будет очень востребован. Поэтому мы сторонники подхода, чтобы дети как можно раньше познакомились с инженерией».

Чёткий алгоритм

На соревнования по робототехнике в Новосибирск от школы TERRABIT отправятся три команды из восьми человек. Две команды из школьников 10-12 лет будут бороться за победу в направлении «Hello, Robot!». Подростки постарше попробуют свои силы в дисциплине «РобоКарусель». «Сейчас обе младшие команды готовы на 100% – они выполняют задания полностью и работают над тем, чтобы увеличить скорость своих роботов. У старших есть затруднения, но мы их решим, – предварительно подводит Денис Мармыль. – Настрой решительный». Бороться и правда есть за что: направление «РобоКарусель», в котором сибирские юные робототехники впервые могли попробовать себя на минувшем «РобоСибе», даёт возможность поступления в университет с дополнительными, олимпиадными, баллами. «Это вообще уникальная дисциплина, придуманная в России, – поясняют собеседники «СЭ». – Разбита сама парадигма, что должен быть один робот и одно задание. «Робокарусель» – это три технические задачи и теоретическая олимпиада, направленная на укрепление теоретических навыков».

– Вроде должно быть интересно, – говорит школьник Денис, который поедет в Новосибирск не только управлять роботами, но и решать задачи. Формально физику ему начали преподавать только в этом году. – Но у меня профильный класс, поэтому мы учим её уже второй год.

Родители, по его словам, увлечение сына поддерживают: «Иногда, правда, бесятся, что я поздно домой прихожу: мы теперь с утра и до вечера сидим, но тут главное свалить вовремя». Со школой вопрос вроде бы тоже решился просто: «Справку на время соревнований написали, сказали: «Езжай, ты умный!»

Результаты поездки пока никто предсказать не берётся. «В этом году на «РобоСибе» организаторы решили немного усложнить задание для участников «Hello, Robot!», – рассказывает Мармыль. – Просто посередине поля положили палку, чтобы посмотреть, как дети будут справляться с дополнительным препятствием. Вы бы видели, какая истерика у них была: участники начали за головы хвататься, переписывать программы… Но, на самом деле, это можно было бы и не делать – многие роботы и без всяких переделок справились бы».

– Поэтому важно научить детей просчитывать чёткий алгоритм, – добавляет Анатолий Ларионов. – Это позволяет что-то создавать без оглядки на трудности. Были бы возможности и желание. Сейчас я хочу заниматься тем, чтобы не просто создавать установки, а работать на конкретные задачи. Вот, например, почему бы не сделать робота, который будет сажать картошку: закинул в него картофель – и больше не мучаешься.

Главный вопрос – поддержит ли бизнес разработки проектировщиков. Те, однако, смотрят в будущее с оптимизмом: «Людям никогда ничего не нужно, пока им не покажешь. Раньше люди тоже жили без компьютеров, а теперь разве можно представить себя без смартфона в кармане?»

От первого лица

Мария Грачёва, руководитель проектов устойчивого развития компании En+ Group: «Мы рады, что программа «Роботототехника», запущенная в Сибири En+ Group, дала такой результат – возможность дальше развивать это направление. В 2012 году, когда в Сибири была запущена программа «Робототехника», образовательные учреждения, вошедшие в неё, получили базовые технические комплекты, были обучены тренеры. Среди них был и Иркутский энергоколледж. Эти ребята, которые теперь сами стали тренерами, ездили с нами и выигрывали на российских и международных соревнованиях. Они получили практику, которую в России вообще мало кто получил. То, что они подхватили нашу инициативу по развитию робототехники в Приангарье, – доказательство эффективности наших проектов, включая «РобоСиб» и школу на Байкале. Чем сильнее этот опыт будет тиражироваться, тем более качественный результат можно ждать.

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер