издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Чудо невидимое

Депутаты не слишком высоко оценивают работу экономического блока правительства

Репетиция отчёта правительства, который полностью будет озвучен на сессии Законодательного Собрания 28 июня, прошла на минувшей неделе в профильных комитетах ЗС. В частности, в комитете по собственности и экономической политике выступил заместитель председателя правительства региона Антон Логашов, ознакомив депутатов с той частью отчёта, которая касалась экономического блока. Депутаты раскритиковали работу лесного комплекса и попросили внести в отчёт данные о ходе капитального ремонта и реализации программы по переселению из ветхого и аварийного жилья.

По данным правительства, регион в 2016 году продолжал демонстрировать чудеса экономического роста, не характерные для суровых времён экономического кризиса. В 2016 году ВРП Иркутской области вырос до 104% и составил 1,1 трлн рублей. По сводному индексу промышленного производства регион занимает третье место в СФО, по инвестициям в основной капитал – второе место в СФО, уступая Красноярскому краю. При этом значение сводного индекса потребительских цен остаётся высоким, регион занимает 12 место по СФО.

Наибольшую долю в структуре ВРП по-прежнему занимает добыча полезных ископаемых, затем идут обрабатывающее производство, транспорт и связь, торговля, аренда и операции с недвижимостью. Рост объёмов производства составил 105,7% к уровню 2015 года. Прежде всего этот показатель обеспечили экспортно-ориентированные отрасли. Среди отраслей, по которым отмечено снижение, – химическая промышленность, производство резины и пластмассы, пищевых продуктов.

Антон Логашов отметил, что удалось снизить объём государственного долга на 2,3 млрд рублей, при этом нарастив доходный потенциал региона и сохранив социальную направленность бюджета. Чиновник выразил удовлетворение тем, что налоговая отдача с предприятий лесного комплекса выросла. «Контрольные мероприятия позволили увеличить платежи в бюджет в 1,6 раза, – заявил Логашов. – Рост плюс 62%». Заготовлено в прошлом году 35,3 миллиона кубометров древесины, что составляет 103,2% к уровню предыдущего года. Индекс промышленного производства по обработке древесины и производства целлюлозы и изделий из дерева тоже вырос и составил 105%.

Зато молодым семьям в прошлом году было выделено меньше земельных участков (202 участка), чем в позапрошлом (277). Оказалось, причина в том, что в регионе просто нет земельных участков, обеспеченных соответствующей инфраструктурой.

Депутатов интересовало, за счёт чего удалось перевыполнить план по объёму ввода квадратных метров жилья. По данным минстроя, в 2015 году ввод жилья был немного выше и составил 922 тысячи при запланированных 800 тыс. квадратов. В 2016 году планировали ввести 860 тысяч квадратов, а ввели 922 тысячи. На 2017 год план установлен в объёме 900 тысяч.

– Если мы в прошлом году построили больше жилья, чем планируем ввести в нынешнем, значит, план каждый год сознательно занижается? – попросили уточнить депутаты.

– Не занижается, а рассчитывается с учётом потребностей населения Иркутской области, – пояснил заместитель министра строительства Иван Хомутинников. – И потом мы регулярно этот план перевыполняем.

Но депутаты с таким подходом к планированию не согласились. Они-то знают, что президент поставил задачу вводить по одному квадратному метру жилья на одного жителя в год. А это гораздо больше 900 тысяч.

– Мы работаем над этим, – не стал спорить и вдаваться в детали Хомутинников.

Конечно, не могла не зайти речь о «Корпорации развития Иркутской области» и её инвестиционных проектах. Антон Логашов оценил работу в целом неплохо, отметив, что КРИО «удалось сдвинуть с мёртвой точки» и уже начато строительство Диагностического центра в Братске. Это единственный реальный проект, но правительство радо и этому.

Депутаты предложили включить в итоговый доклад, который прозвучит на сессии, данные о ходе подготовки к отопительному сезону, состоянии здравоохранения и эффективности работы Фонда капитального ремонта.

Антон Логашов, в принципе, высоко оценил работу Фонда капитального ремонта, потому что он демонстрирует высокую собираемость платежей.

– Не только высокая собираемость должна быть, – парировала председатель комитета по собственности ЗС Ольга Носенко. – В отчётах должны фигурировать качество и количество отремонтированных многоквартирных домов. Иначе для чего наши граждане собирают взносы? Отразите эту информацию в отчёте.

Не устроила Ольгу Носенко также информация, предоставленная по итогам деятельности лесной отрасли. Она процитировала данные правительства: «Заготовлено 35 миллионов кубометров, оборот – 114 миллиардов рублей, в бюджет поступило плюсом всего 1,6 миллиарда рублей. А тридцать лет назад мы заготавливали примерно столько же леса, но средства от него занимали 30–40% в структуре бюджета. Вот как вы планируете сегодня повышать отдачу от лесного комплекса? И ещё вопрос. Арендная плата за использование лесов составляет всего 8 рублей за кубометр. При этом у Группы «Илим» около 9 миллионов кубометров расчётной лесосеки. Страшно себе представить, какие это обороты. Область превращается в пустыню. Планируете ли вы выходить с инициативой в федеральное правительство, чтобы арендная плата за использование лесов была соизмерима с теми оборотами денежных средств, которые получают лесные компании?»

Антон Логашов согласился с тем, что отдача от лесной отрасли ещё недостаточно высока. Но правительство неустанно работает. При министерстве лесного комплекса создана очередная рабочая группа, арендаторы лесных участков выходят из тени и начинают платить налоги. Однако ни с какими инициативами на федеральное правительство регион выходить не планирует. Не определено даже, когда вся деловая древесина в области начнёт реализовываться через публичную торговую площадку.

– Лесная отрасль, конечно, не наша сфера. Но я думаю, надо брать её под контроль, – констатировала Ольга Носенко. – Сегодня её потенциал не используется правительством должным образом. По итогам проверки КСП в лесной сфере были зафиксированы такие нарушения, каких я, например, ни в одной структуре не видела.

При существующей системе малый бизнес, занимающийся глубокой переработкой древесины и ориентированный на внутренний рынок, практически закрылся. Однако у министерства лесного хозяйства таких данных на руках не оказалось, и прокомментировать ситуацию специалисты правительства не смогли.

Депутат Эдуард Дикунов поинтересовался, почему сокращаются доходы от управления областной собственностью и предприятиями, а доходы от приватизации имущества очень низкие.

– Если предприниматели не приобретают это имущество, что мы можем сделать? – вопросом на вопрос ответил Логашов. – Дом Кузнеца мы не можем продать. Нам уменьшить его стоимость, что ли? Существуют прогнозный план приватизации и оценочная стоимость имущества, ниже которой мы его реализовать не имеем права.

Впрочем, Дом Кузнеца оказался неудачным примером, потому что правительство пока не пыталось выставлять его на торги. Более того, даже техническая документация на этот объект не готова, что выяснилось во время обсуждения прогнозного плана приватизации на заседании одного из комитетов. По мнению Эдуарда Дикунова, доходы от приватизации низкие в том числе и оттого, что в план приватизации, по большому счёту, включаются те объекты, которые никому не интересны. Например, там фигурируют сараи и списанные автомобили. Но нет акций областных предприятий, которые могли бы быть интересны инвесторам.

– Я не говорю о продаже контрольных пакетов, – уточнил Дикунов. – Контроль должен оставаться у области. Но, войдя в состав учредителей Дорожной службы Иркутской области, ОАО «Искра» или «Автоколонны 1880», частные инвесторы смогли бы повысить эффективность предприятий. Это реальные доходы и реальный контроль со стороны частных инвесторов.

Антон Логашов обещал, что вопрос будет проработан в правительстве. «Что касается меня, то я за частичную реализацию акций областных предприятий, – добавил зампред правительства. – Однако для этого нужно сначала вывести их из нехорошего финансового состояния».

– Наверное, нет интереса, чтобы они были финансово стабильными, – саркастически заметила Ольга Носенко, намекая на то, что управление областными предприятиями хронически неэффективно.

– Не соглашусь категорически, – предпочёл не заметить сарказм Логашов. – Основная задача – это прибыльность предприятий, пусть и небольшая. Ответственным исполнителям в министерстве как раз такая задача и ставится.

Судя по всему, для того, чтобы вывести областные предприятия в плюс, мало «поставить соответствующую задачу исполнителям из министерства», нужны какие-то более действенные меры. Но это тема для отдельного заседания, на которое и предложили вынести вопрос депутаты.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры