издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Холидей-менеджмент» Сергея Левченко

Иркутский губернатор решил научить страну, как ей развиваться

  • Автор: Александра Петрова

Самое ёмкое определение того, что происходит во власти Иркутской области, умещается в определение «холидей-менеджмент». Это управление при помощи праздников. Главные новости о деятельности губернатора Сергея Левченко – о том, как он опять что-то отмечает. Вот он открывает один фестиваль, вот другой, инвестиционный форум, водный форум, празднование 80-летия Иркутской области в Москве, потом в Иркутске – и снова в Москве, презентация в Китае и так далее по кругу.

Кто-то скажет: «У нас что, больше не осталось проблем, только праздники? А как же разбитые дороги, ветхие коммунальные сети по всей области, вечно предбанкротное «Облкоммунэнерго», кризис в малом бизнесе, высокая инфляция, нищенские зарплаты учителей и медработников?» И будет не прав! По мнению губернатора, практически все проблемы Иркутской области уже решены. А это отличный повод для праздника.

Сейчас главные достижения областного правительства обобщены в проект «Государство развития». Холидею нужен размах!

Презентация проекта «Государство развития» состоялась в Иркутске месяц назад, правда, туда был приглашён ограниченный круг деятелей, так что пока страна не знает, какой подарок ей готовит команда Сергея Левченко. Кресло «свадебного генерала» на презентации (да и, пожалуй, при разработке самого проекта) традиционно досталось Сергею Глазьеву.

Губернатор Левченко коротенько обозначил новый проект следующим образом: «В условиях капитализма и рыночной системы эта модель позволяет государству участвовать в экономике самым активным образом и действовать в интересах общества для долгосрочного развития страны. Важнейший элемент «Государства развития» – стратегическое планирование социально-экономического развития». Тут бы губернатору дать себе крепкий подзатыльник, зная историю мучительных, так ничем и не закончившихся родов региональной стратегии социально-экономического развития. Но, следуя логике вечного должника, который для покрытия одного кредита занимает у банка новый – ещё более дорогой, губернатор замахнулся на концепцию развития всей страны, не осилив и Иркутской области.

Однако вернёмся к «Государству развития». Этот проект имеет три раздела. Первый – об экономике. Главная идея заключается в том, что государство без использования административно-командных методов будет принимать непосредственное участие в её развитии.

Скажем сразу, что эта идея может быть названа новой только в том случае, если лектор считает аудиторию не вполне адекватной. Поскольку все знают, что наше государство на протяжении как минимум 16 лет увеличивает свою роль в экономике. Это и владение целыми отраслями (атомная энергетика, военное и в значительной степени гражданское машиностроение, железные дороги, газодобыча и транспортировка и так далее), и размещение госзаказа, и стимулирование приоритетных отраслей через субсидии, субвенции и лизинг – речь идёт о сельском хозяйстве, развитии авиатранспортного сообщения и др. Прибавим к этому стимулирование обрабатывающей промышленности посредством льготных условий для бизнеса, реализующего приоритетные инвестиционные проекты (в Иркутской области, например, это привело к росту инвестиций в переработку леса, добычу нефти и другое, что дало совокупный прирост доходов региональной казны более чем на 10 млрд рублей за 6 лет).

Тем не менее всего этого губернатор Иркутской области либо не знает, либо не хочет знать. Почему бы не изобрести велосипед, видя перед собой его точный чертёж и уже готовую модель?

Второй раздел программы – об отношениях с муниципалитетами. В документе сказано: «Важнейший вектор реформирования бюджетно-налоговой политики Иркутской области – это предоставление большей самостоятельности территориям, перераспределение налоговых отчислений между уровнем региона и муниципалитетами». Однако губернатор читал не по этой бумажке, а по какой-то своей. И после небольшого конфуза даже возникли сомнения – а читал ли он эту самую концепцию «Государство развития»?

Дело в том, что мэр Усольского района Виталий Матюха (к слову, единственный муниципал, допущенный к участию в обсуждении новой идеи государственного масштаба), который, судя по всему, скрупулёзно изучил документ, тут же выступил с идеей отдать муниципалитетам 50% подоходного налога. Казалось бы, логичная инициатива: люди имеют право на то, чтобы половина налога, который они платят со своего дохода, формируемого здесь – в этом конкретном городе, посёлке или селе, шла на развитие именно этого муниципалитета.

Однако губернатор заявил, что на НДФЛ муниципалитеты претендовать не должны. «Мы вам отдали в прошлом году 30% УСН (налог, взимаемый по упрощённой системе налогообложения) – это тот налог, на который муниципалитеты имеют возможность влиять. В этом была заложена идея. К сожалению, на многие другие налоги, о которых сегодня говорится, в том числе на НДФЛ, объективно муниципалитет не влияет нисколько. Поэтому на то, что вам будут капать налоги, независимо от того, шевелите вы фигурой или не шевелите, рассчитывать не стоит», – заявил губернатор. Логика примерно такая: налоги, которые идут самотёком (без «шевеления фигуры»), – областной власти, те, за которые нужно потрудиться, – муниципалитетам.

Сейчас губернатор решил, что муниципалитетам пора посчитать всё до последней сотки – сколько там земель у граждан? Чтобы обложить земельным налогом всех поголовно, а не только тех, до кого уже дотянулась налоговая служба. С налогоплательщиков Иркутской области, надеется губернатор, удастся снять ещё не одну сотню миллионов рублей. Вот на такую инвентаризацию он готов дать муниципалитетам деньги.

Третий раздел программы – «Социально ориентированный регион как основа социального государства». Губернатор заявил о том, что область взяла хорошие темпы развития в этом направлении. В документе скромно указано: «После того, как регион возглавил представитель КПРФ, в Иркутской области был взят курс на реализацию социально ориентированной программы, основанной на принципах социального равенства и социально ответственного государства». Расшифровать это сложно, паззл сходится с трудом – то ли Иркутская область уже стала отдельным «социально ответственным государством», то ли сам факт прихода во власть коммуниста уже меняет реальность. Но вот что-то такое хорошее с нашим равноправием уже кто-то делает, хотя кто и что – пока не очень ясно.

Лучшую рецензию на программу дал, конечно, Сергей Глазьев. Он без обиняков заявил, что это «духовно-гуманитарная модель развития», главной задачей которой является «воспроизводство человеческого капитала». Термин, не очень понятный простому обывателю. То ли нас будут размножать какими-то инновационными способами, чтобы увеличить «воспроизводство», то ли станут каждого взращивать, как родного. «Воспроизводство человеческого капитала сегодня занимает уже значительную часть валового продукта в передовых странах, – пояснил Глазьев. – Мы полагаем, что, согласно прогнозам развития нового технологического уклада, через 10–15 лет в передовых странах будет более половины валового продукта связано с воспроизводством человеческого капитала. Это прежде всего здравоохранение, образование, культура и создание условий для раскрытия творческого потенциала человека. Воспроизводство человеческого капитала становится главной движущей силой современного экономического развития».

Судя по отчётам губернатора, со здравоохранением у нас всё прекрасно (хотя министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова полагает, что Иркутская область – в числе худших по доступности медицинской помощи, но это она от незнания, ей бы у нас полечиться), с образованием – тоже недурно. Наверное, стоит уделить дополнительное внимание культуре, то есть ещё больше праздников и фестивалей!

А пока решено, что следующее обсуждение «Государства развития» состоится в Москве, подальше от любопытных глаз.

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер