издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Налог с продаж или налог на "наличку"?

Налог с
продаж или налог на "наличку"?

Уважаемые
читатели, "Б-К" начинает
публиковать консультационные
материалы Иркутской региональной
общественной организации по защите
прав и интересов
налогоплательщиков, в которых
рассматриваются наиболее
злободневные вопросы, связанные с
предпринимательской
деятельностью.

С 1 ноября 1998
года вступил в силу закон Иркутской
области о налоге с продаж. С этого
момента юридические лица и
предприниматели, реализующие
товары (работы, услуги) не первой
необходимости, обязаны уплачивать 5
процентов от стоимости
реализованных товаров (работ,
услуг), включая НДС и акциз для
подакцизных товаров. Рассмотрим
сложившуюся ситуацию.

Во-первых, о
самой ставке налога с продаж.
Согласно федеральному закону
субъекты Российской Федерации
самостоятельно устанавливают
ставку налога с продаж, которая не
может быть более 5 процентов.
Иркутская область решила, что
нашему налогоплательщику 5
процентов (максимум) вполне под
силу.

Во-вторых,
налогом облагаются не любые
продажи, а только те, которые
производятся за наличный расчет, по
расчетным чекам банков, по
кредитным карточкам, с лицевых
счетов физических лиц
(потребителей), а также передача
товара (работы, услуги) населению в
обмен на товар (работу, услугу).
Другими словами, если в расчете
участвуют наличные денежные
средства или вы совершаете
бартерную сделку с физическим
лицом (потребителем), то платите
налог с продаж.

В-третьих,
налогооблагаемая база. Это
стоимость товара (работы, услуги)
плюс НДС и стоимость акциза.
Следовательно, происходит двойное
налогообложение. Данное положение
заложено в федеральном законе и
изменить ситуацию законом
Иркутской области не
представляется возможным.

Наша
общественная организация при
содействии аналитической группы
"Налоговый щит" провела
социологические исследования по
введению налога с продаж.
Результаты исследования
показывают, что:

многие
неверно определяют объект
налогообложения — облагают любые
расчеты, а не расчеты
"наличкой";

ставка
налога с продаж велика и не
соответствует экономической
ситуации в регионе;

предприниматели
либо прекращают свою работу, либо
не повышают цены на свои товары
(работы, услуги) и работают себе в
убыток.

Данное
положение будет изменяться, и не в
лучшую сторону. Так, посчитав
убытки к 20 декабря 1998 года, не
каждый предприниматель согласится
работать в убыток. Исходя из этого,
наша общественная организация
решила поддержать требования
предпринимателей и инициировать
процесс по внесению изменений в
закон Иркутской области о налоге с
продаж. Кроме того, стоит обратить
внимание на опубликованную 4 ноября
1998 года инструкцию "О порядке
исчисления и уплаты налога с
продаж". Данная инструкция не
только не разъясняет применение
закона, но может ввести
налогоплательщика в заблуждение.
Например, срок уплаты налога
определен как "не позднее 15-го
числа месяца, следующего за
отчетным", однако, в законе
установлен иной срок — "не
позднее 20-го числа, следующего за
отчетным". В любом случае будут
применяться положения закона.

Далее.
Расчеты по налогу с продаж
предоставляются, а суммы налога
уплачиваются "по месту
нахождения налогоплательщика"…
О каком месте нахождения идет речь?
Место жительства
налогоплательщика? Место
постановки на налоговый учет? Место
осуществления предпринимательской
деятельности? В связи с тем, что
закон Иркутской области также не
позволяет определить "это
место", представители нашей
общественной организации
обратились за соответствующим
разъяснением к разработчикам
инструкции — в ГНИ по Иркутской
области. Выяснилось, что "это
место" — место постановки на
налоговый учет налогоплательщика.
Общественная организация внесла
предложение разработчикам
инструкции (ГНИ по Иркутской
области) по уточнению понятия
"место нахождение
налогоплательщика" и некоторым
другим понятиям.

С.А.
Кокоянин.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры