издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Нужно прекратить политические битвы

Беседа обозревателя "ВСП" Александра ГИМЕЛЬШТЕЙНА с губернатором Иркутской области Борисом ГОВОРИНЫМ

— Борис Александрович, вы недавно были в командировке в США. Чем наш регион
заинтересовал политические и деловые круги Соединенных Штатов и какие интересы у
нас там, за океаном?

— Эта поездка состоялась в марте
по приглашению Совета по внешней политики. Оно
было не единственным, на протяжении всей моей деятельности
на посту губернатора приглашения поступали
почти каждый год, и сейчас такая возможность у меня появилась.
Поездка была примечательна, потому что она позволила пообщаться с
высшим руководством Соединенных Штатов Америки, с конгрессменами, с
представителями бизнес-элиты и дала возможность понять механизмы
действия властей США, их отношение к России, к развитию региональной
политики. Я считаю, что выполнил миссию пропаганды идей, которые мы,
россияне, в себе носим.

Нам удалось побывать в Юте и повстречаться с губернатором этого штата. В Штатах он
очень влиятельный человек, недавно возглавлял национальную ассоциацию губернаторов.
Эта ассоциация как раз и служит для «отстройки» тех интересов, которые имеются у
местных, центральных органов власти.

Поездка была полезной еще и потому, что мы, по существу, договорились за счет
советов по внешней политике, за счет программы «Открытый мир» — средств американской
стороны, осуществить следующий проект. Руководители областной библиотеки им.
Молчанова-Сибирского и научной библиотеки Иркутского госуниверситета смогут
провести две недели в США, познакомиться с организацией библиотечной системы, и в
первую очередь с библиотекой Конгресса.

И вдобавок ко всему мы установили контакты с консультантами
Мирового банка, и мне кажется, у нас есть возможность использовать и
средства финансовых институтов США, Мирового банка для развития
экономики России и Иркутской области.

— Наверняка существуют параллели с российской ситуацией. Каков
баланс финансовых интересов штатов и американского
правительства?

— Абсолютно верно. Эта тема универсальна. Такие же есть напряжения между
местными властями, центральными властями в США, как и у нас. Есть
недовольства по поводу изъятия финансовых средств из штатов и из органов
местного самоуправления в пользу федерального бюджета. И даже в этой богатой
стране эти противоречия существуют, и нам в национальной ассоциации
губернаторов говорили о том, что это главная тема. Мир стар, и все проблемы
одинаковы.

— Продолжая международную тему, хочу попросить вас рассказать о
предстоящей презентации Иркутской области в Японии. С учетом
специфики российско-японских отношений, это не только международное
экономическое, но и политическое мероприятие. Наша область имеет
многолетние, еще с советских времен, отношения с Японией, и предстоящее
событие, без сомнения, это шаг в перспективном направлении.

— Идея презентации родилась год назад. В Иркутске прошла встреча лидеров наших
стран — президента РФ Владимира Владимировича Путина и в то время премьер-
министра Японии Иосиро Мори. Было принято Иркутское заявление. И вот тогда на
встрече с послом Российской Федерации в Японии Александром Николаевичем
Пановым мы договорились о том, что было бы целесообразно Иркутскую область
представить деловым и политическим кругам Японии. Мы пошли навстречу
японской стороне и в преддверии этой презентации будем открывать в Иркутске
Японский информационный центр. Япония — традиционный партнер предприятий
Иркутской области. В промышленно-торговом обороте России с Японией мы
составляем 20 процентов, это важные рынки сбыта нашей продукции. Япония —
страна достаточно динамичная, обладающая мощными интеллектуальными,
финансовыми ресурсами, социальным капиталом, и понятно, что от такого
сотрудничества будет польза и России, и Иркутской области.

В рамках визита у нас запланированы встречи с министром иностранным
дел Японии, где мы расскажем о целях и задачах, которые ставим перед
собой, мы будем встречаться с представителями ассоциации японского
сотрудничества с российским бизнесом, с Иосиро Мори, который
является одним из ведущих политиков Японии и влияет
на характер наших отношений.

И, естественно, мы хотели бы провести презентацию наших
инвестиционных проектов, поэтому у нас будут представители не только
крупного бизнеса, алюминиевой, нефтехимической, лесной отрасли, но и
малого, в том числе туристического бизнеса. Мне кажется, эта поездка
будет хорошим шагом, во-первых, в укреплении двухсторонних отношений
и доверия между российским и японским народом, и, с другой стороны,
будет хорошим шагом в развитии торгово-экономического сотрудничества
между деловыми кругами России и Японии. Мы, по крайней мере, именно с
таким целями и намерениями приезжаем в Японию.

— Перед отъездом из дома в гости принято посмотреть, как в доме
дела… Закончился первый квартал, традиционно трудный по
наполненности бюджета, а проблема выплаты заработной платы
сделала ситуацию еще более непростой.

— Выплата заработной платы, несомненно, очень важный вопрос в
сегодняшней жизни. Но я не хотел бы сводить к этому всю нашу
деятельность. На сегодняшний день мы можем говорить о
последовательном развитии капитала Иркутской области, у нас 3% рост
объемов промышленного производства, это при очень неблагоприятном
характере и условиях работы в угольной отрасли. Теплой зимой
сократились поставки угля в энергетику, и здесь имеется снижение объемов
промышленного производства по сравнению с 2001 годом, тем не менее
все отрасли работают в достаточной степени устойчиво. Сегодня все
предприятия имеют продуманные программы инвестиций в основной
капитал, модернизацию своего оборудования — это все шаги, направленные
на укрепление конкурентоспособности нашей продукции. В социальной
сфере мы обеспечиваем поддержание необходимого развития, и это, в
первую очередь, связано с тем, что у нас есть четкие программы,
направленные на развитие социальной сферы.

А теперь перейдем
к теме заработной платы. Президент определил этот вопрос как приоритетный,
мы позицию президента поддерживаем. У нас почему-то органы местного
самоуправления считают, что ответственность за исполнение решений по повышению
зарплаты лежит на плечах только федерального центра, это глубоко ошибочная
позиция. Экономическая работа должна быть приоритетной для всех органов — и
местного самоуправления, и региональной власти, и федеральной власти; нужно
заботиться о доходном потенциале территории, а не сидеть с протянутыми руками и не
ждать, когда эти деньги придут из центра или областного бюджета.

Мне кажется, нам удается сегодня держать ситуацию под контролем.
Мы обеспечиваем
поддержание территорий, которые сегодня испытывают наибольшие сложности в
выплате заработной платы. На 1 марта мы вышли с задолженностью в 101 млн. рублей,
80 млн. получали как поддержку и помощь из федерального бюджета в виде
ссуды под кассовый разрыв. Вместе с тем нельзя закрывать глаза на то, что
выборные компании в городах и районах приводят к тому, что мэры не
обременены хозяйственной работой, они в основном занимаются созданием
условий для своего избрания. Поэтому здесь есть проблемы. У нас рабочего
диалога со многими территориями просто нет. Сегодня мы продолжаем работать
с органами местного самоуправления и обеспечиваем поддержку их за счет
предоставления ссуд из областного бюджета, с другой стороны, мы проводим
активную работу с Минфином Российской Федерации. И, несомненно,
становится очевидным необходимость внесения изменений и дополнений в
федеральный бюджет и раскрытие резервного фонда правительства Российской
Федерации.

Я думаю, нам удастся, особенно в апреле, после того как выборы завершатся
и люди будут избраны, мобилизовать все лучшие наши ресурсы,
направленные на выполнение обязательств, которые были даны страной перед
работниками бюджетной сферы.

— Вот за что я люблю Иркутскую область, так это за то, что политические
оживления у нас происходят нечасто. Это признак нашей стабильности и
нашего консерватизма. И все-таки такие события бывают. Некоторые из
них, типа выборов губернатора, носят совершенно форс-мажорный
характер, другие — потише. Я имею в виду ситуацию в Законодательном
собрании области, связанную с изменением политической конфигурации,
сменой председателя. Хотя речь и идет о другой, представительной, ветви
власти, губернатор Иркутской области не сторонний наблюдатель этих
процессов и не может индифферентно относиться к тому, что происходит.
Кто будет определять направление дальнейших событий? Говорят о
доминировании партии «Единая Россия» и ее центрального политсовета
и о решающем голосе алюминиевых компаний.

— Во-первых, я хотел бы сказать следующее. Все «битвы», которые происходят
на территории Иркутской области во взаимоотношениях администрации
Иркутской области с Законодательным собранием, во взаимоотношениях
Законодательного собрания, администрации Иркутской области с депутатами
Государственной Думы, которые должны представлять интересы Иркутской
области, идут во вред интересам нашего региона, во вред интересам
населения, т.е. сами по себе эти битвы вредны, бессмысленны, опасны,
неконструктивны. Поэтому, если касаться ситуации в Законодательном
собрании, то кризис там идет по существу с весны 2000 года, с момента
начала компании по выборам депутатов. Этот кризис имел глубокий
системно-затяжной характер, и на сегодняшний день он не разрешен до
конца. Вы говорили о смене спикера. Сегодня она еще не произошла. Я
надеюсь, что депутаты Законодательного собрания приложат максимум
усилий для того, чтобы фигура, на которой они остановятся, была
консолидирующей. Еще одно очень важное замечание. Встречаясь с
представителями конгресса США, я никогда не слышал, что они являются
некой абсолютно отдельной ветвью власти. Они всегда говорили:
администрация Соединенных Штатов Америки, — потому что они отвечают
вместе с президентом, вместе с органами штатов, местного
самоуправления за судьбу американского народа, за судьбу общества,
за судьбу страны. Законодательное собрание обладает определенной
компетенцией, оно является органом государственной власти, который
отвечает за судьбу нашего региона. И поэтому не может быть ничего
иного, кроме постоянного взаимодействия друг с другом в разрешении
существующих у территории проблем. Поэтому я рассчитываю, что
Законодательное собрание на последнем этапе своей работы (два года оно
уже проработало) будет нацелено на созидательную работу. Это позволит
быстрее и эффективней решать проблемы Иркутской области. И дай бог
депутатам ума, взвешенности, ответственности, чтобы они свою работу
направили не на поиски врагов, не на разделение на «красных» и
«белых», а были конструктивны и ответственны перед своими
избирателями.

Администрация Иркутской области сейчас завершила работу над
программой социально-экономического развития на среднесрочную
перспективу, ее сейчас мы направили в Союз товаропроизводителей,
политические партии, для того чтобы получить от всех необходимые
замечания и предложения, затем вынесем на Законодательное собрание.
Мы получим понятную программу действий для всех уровней власти.
Этого ждет от нас население. Нам нужно использовать экономический
потенциал, возможности экономики Иркутской
области во благо повышения благосостояния людей. И я рассчитываю на то, что
Законодательное собрание встроится в эту работу, встроятся в эту работу и депутаты
Государственной Думы.

О партийном влиянии на процессы. Нет карт-бланша у партии «Единая
Россия» на то, чтобы определять, каким образом должно работать
Законодательное собрание Иркутской области, кто должен возглавлять это
собрание. Это исключительное право депутатов. Несомненно,
представители фракций разных партий могут предлагать свои
кандидатуры, обеспечивать их продвижение на пост председателя, но не
более того. Последнее слово всегда за депутатами Законодательного
собрания, которые в соответствии с Уставом Иркутской области, в
соответствии с регламентом тайным голосованием должны принимать
решения, и тот, кто получит более 23 голосов, и будет председателем .

О влиянии корпораций. Создается очередной миф, который определенные
люди пытаются внедрить в общественное мнение, о том, что в
Законодательном собрании идет борьба за тарифы. Политика
администрации Иркутской области строится в рамках действующего
законодательства. И тарифная политика не может быть автономной. Она
вписывается в рамки решений по тепловой и электрической энергии
правительства Российской Федерации и федеральной энергетической
комиссии. Мы в конце 2001 года приняли решение, которое считаем
окончательным на 2002 год, по тарифам для всех категорий потребителей
тепловой электрической энергии, включая население: 15 коп. за кВт/час —
это тариф, который будет действовать для населения в течение 2002 года.
Кто-то сегодня видит усилия разного рода финансово-промышленных
групп, направленные на то, чтобы эти тарифы изменить.
Да, такие усилия есть. «Иркутскэнерго» в региональную энергетическую комиссию
подало свои предложения, чтобы тарифы были 58 коп., а тарифы
промышленного производства были снижены с 20 коп. до 17.
Хозяйствующие субъекты имеют право ставить такие вопросы. Мы же
считаем, что позиция региональной энергетической комиссии находится в
четком соответствии с действующим законодательством, аргументирована
в экономическом плане, и в первую очередь в политическом, и считаем,
что эти тарифы должны действовать в течение всего 2002 года.
Это создаст условия и для поддержки граждан Иркутской области, и для
поддержки наших предприятий — как крупных, так и малых и средних
— для того, чтобы они успешно развивались..

— Всю прошедшую неделю в Иркутской области был гость, и оттого,
что он был с частным визитом на отдыхе, он не перестал быть
Президентом Российской Федерации. Владимир Путин с дочерьми
проводил короткий отпуск на горнолыжной базе в Байкальске…

— Я признателен, что Владимир Владимирович нашел возможность именно в
Иркутской области провести свой кратковременный рабочий отпуск. Отпуск
назван рабочим не случайно, потому что у президента была достаточно
насыщенная программа встреч на территории г. Байкальска с представителями
как федеральных органов власти, правительственных кругов,
так и разного рода организаций, с губернатором Иркутской области, где было
немало времени уделено состоянию дел в регионе, перспективам его развития.
Я информировал президента о презентации в Японии, он одобрительно отнесся
к этому проекту и пожелал удачи. Кроме этого, мы обсудили с ним
перспективы развития Иркутской области с точки зрения освоения
крупнейших месторождений природных ископаемых Иркутской области и
другие вопросы. Достаточно много тем он обсудил с руководством БЦБК,
Слюдянского района и города Байкальска. Для нас очень важно, что
президент смог напрямую пообщаться с нами и «сверить наши часы». Эта
работа, несомненно, очень много полезного принесет Иркутской области.

— Иркутские лыжники в минувшие выходные были приятно удивлены демократизму
президента — никого не погнали с горы, он свободно общался с людьми…

— Президент мог отдыхать и в Швейцарии, и где угодно. Президент близок с людьми, с
народом, понимает, что народ живет сегодня небогато, достаточно тяжело, и он свой
отпуск использует как раз для того, чтобы быть среди людей, быть на территории России.
Это тоже очень важная черта нашего президента. И это делает его пребывание у нас
особенно значимым и знаменательным.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры