издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Разговор на перевале

Несколько лет назад, когда журналист Виталий Зоркин получил звание "Заслуженный работник культуры РФ", наша газета писала о нем в интервью Олега Васильева "Не пыль архивная, а роза золотая". Сегодня автор вновь берет интервью у старейшего друга "Восточки" -- ему 8 августа исполняется 65 лет.

— Как ты, филолог по образованию, пришел в журналистику?

— Дело случая. Как говорится, его величество случай.

— А если попроще? Или — поточнее?

— Можно и попроще. Я стал фотографировать с пятого
класса. Сначала снимал камерой «Комсомолец» (модель «А»),
затем «Любителем», потом громоздким довольно-таки «Фотокором».
Когда стал студентом, не расставался с простецкой камерой
«Смена-2». Простенькой — потому что там даже дальномера
не было, приходилось «на глазок» ставить расстояние.
И если чуть ошибся, снимок получался нерезкий. И вот,
когда я был на 5 курсе историко-филологического факультета,
мне предложили работу фотокора в газете «Правда Бурятии»
в городе Улан-Удэ. Со мной училась Таня Стегачева, папа
ее был редактором газеты, ему она и сказала, что я неплохо
снимаю.

— А ты, действительно, неплохо снимал?

— Тогда особого опыта не было, но «Восточка»
меня публиковала… с 1958 года.

Недавно нашел пару газет — на одном из снимков парашютистки.
Одна из них позже стала, кажется, чемпионкой мира.
Я видел фильм об этом. Позже мне повезло… Я снимал…

— Подожди. Давай по порядку. Говорят, лиха беда —
начало. Давай с начала и начнем.

— 5 августа 1960 г. я приехал в Улан-Удэ, снял квартиру
ан улице Сталина, в центре города… и через неделю
выехал в первую в своей жизни командировку.

— Наверное, каждый помнит свою первую командировку. Может,
твоя оказалась неудачной?

— Как сказать!

— А расскажи-ка в двух словах о ней.

— Мне дали четыре дня, чтоб привезти репортаж о «королеве
полей» — кукурузе, тогда ее выращивали везде. Проехав
на автобусе 250 километров, я с ужасом узнал, что из
села Петропавловка Джидинского района до того места,
где растет приличная кукуруза, транспорт не ходит. Я
просил лошадь — не дали, говорят — на уборке.

— И что сделал ты?

— В редакции газеты «Джидинский колхозник» я попросил
велосипед. Мало того, я уговорил зав. сельхозотделом
газеты Костю Карнышева (сейчас, кстати, он известный
в Республике Бурятия писатель) поехать со мной… И
мы проехали около 20 километров туда.., потом обратно.
Вечером у Кости я проявил пленку. И о — ужас! Не допроявил…

— Ну и?

— Спасла немецкая контрастная бумага — «Ферхота-бром»
— снимки вышли нормальные. И в день, когда кончилась
моя командировка, снимки вышли.

— Тебя больше знают как исследователя,
который занимается много лет историей Сибири. Тем не
менее, расскажи
немного о своей репортерской работе. Недавно по радио
я слышал, как писатель Анатолий Байбородин, который
тогда тоже работал в Бурятии, сказал, что тебя называли
«королем репортеров». За что такая честь?

— Да, первым меня так назвал редактор Иван Мартынович
Стегачев. За что? Наверное за то, что я вечно лез куда
не надо. То на башенный кран высотой 20 метров, который
в Бурятии только появился, то на 103-метровую трубу
— это когда в 1961 г. в Улан-Удэ строилась ТЭЦ-2. Это
при том, что я страшно боюсь высоты. Зато потом сделал
репортаж под названием «С высоты вам шлем привет». Помнишь
фильм «Высота», есть там такая песенка?

— Высоты боишься, а молва ходит, что прыгал с парашюта?

— Да, я об этом случае студентам иногда рассказываю.
Недавно с Эдгаром Брюханенко это вспоминали. Он тогда
летел со мной на «Аннушке» в Бичурский район — там
горели леса, и десантники-парашютисты летели тушить.

— И с ними ты прыгал на горящий лес?

— Ну не совсем на горящий. Мы прыгали довольно далеко…
Прыгнул я удачно, но от испуга не мог собрать парашют,
руки дрожали, а ведь надо работать — снимать… Ребята
собрали за меня парашют, а я побежал снимать. Отснял
аж две пленки по 36 кадров, а потом еле отобрал 3-4
снимка, ведь кругом — дым, гарь. А Эдгар сделал один
снимок (на базе после пожара), но какой! Он тогда обошел
все газеты и был на обложке «Смены» — популярного тогда
журнала. А я сделал фоторепортаж — «С неба — в бой».

— Снимать приходилось много?

— Если учесть, что после фотокора я работал в отделе
информации, затем в отделе сельского хозяйства, все время
ездил по республике, то, наверное, сам поймешь. Иногда
в газете было 4-6 моих снимков.

— Наверное, приходилось снимать не только чабанов,
доярок, рабочих, ткачих и т.д., но и знаменитых людей?

— Приходилось, и довольно часто. Назову имена, которые
были на слуху у нашего «поколения шестидесятников»:
Г. Великанова, Э. Пьеха, М. Ладынина, И. Кобзон, Л.
Зыкина, Л. Гурченко, Ю. Никулин, М. Козаков, писатели
С. Смирнов, Н. Эйдельман, О. Горчаков, снимал много
потомков декабристов, дочь и сына Ф.И. Шаляпина.

— В Иркутске тебя больше знают как пишущего, а не снимающего
журналиста. А не думал ли ты когда-нибудь издать нечто
вроде альбома своих известных фотографий? Ведь только
одних вампиловских снимков у тебя сохранилось масса?

— Мысль хорошая, надо об этом подумать. Но в Бурятии
мои снимки все время были в газетах, кроме того, там
было две фотовыставки, на которых было около 200-250
снимков на тему «Города, люди, встречи». За фотовыставки
я получил два диплома первой степени и фотоаппарат с
монограммой. Была хорошая рецензия Эдгара Брюханенко.
Были две выставки в Москве в Доме журналиста, оттуда
прислали два диплома второй степени.

— Вернемся к вампиловским снимкам…

— Два дня назад я приехал из Кутулика, где мы были
с моим однокурсником и коллегой по кафедре Игорем Петровым,
там я подарил музею Вампилова часть фотографий и обещал
еще штук 40-50… Подарил две свои книги.

— Последние? Скажем два-три слова о них.

— Ну, не совсем последние, но редкие… Потому что
тираж их был по 150 экземпляров. Одна из них «Из истории
сибирской фольклористики» — это та самая, из-за которой
я проехал на собаках по Колыме и Индигирке почти полторы
тысячи верст по следами фольклористов И. Худякова,
В. Богораза-Тана, В. Иохельсона и других. Вышли они
в 1997-98 гг.

— В прошлый раз мы говорили о рукописи, над которой ты
тогда работал — «Иркутские градоначальники: воеводы и
вице-губернаторы». Какова ее судьба?

— Рукопись прошла, как сейчас говорят, апробацию —
ряд очерков был опубликован в газетах, предисловие написал
академик, известный историк Герман Иванович Медведев.
Как раз в третьем квартале этого года комитет по культуре
при администрации города должен дать на издание первой
книги сто тысяч рублей. Но этого мало, надо еще 170.
Придется искать спонсоров, а просить я не люблю.

— Недавно я прочел в «Родной земле» ряд твоих публикаций,
которые меня удивили. В них шла речь о первой христианке
Руси княгине Ольге, о коронованных Ярославнах — дочерях
Ярослава Мудрого, королеве норвежской Елизавете и Анне
Ярославне, царевне, ставшей русской царицей.

— Скоро прочтешь о Соломонии Сабуровой, помещенной
своим мужем в монастырь, о матери Ивана Грозного Елене
Глинской, при которой было сделано много доброго… Прочтешь
о многих других знаменитых в истории России женщинах
— от боярыни Морозовой до Екатерины II…

— А что еще в твоих планах на будущее?

— Ну, вначале «разделаюсь» со знаменитыми женщинами
России. Потом хочу попробовать сделать книгу «Знаменитые
террористки России» — от Софьи Перовской, Веры Засулич,
Маши Коленкиной (кстати, она была в ссылке в Тунке)
до Фанни Каплан, которая не могла стрелять в Ленина,
хотя бы в силу того, что была почти слепа — в трех метрах
ничего не видела. Я нашел в Читинском и Бурятском архивах
ее личное дело. Но это — долгий разговор.

— Зачем о женщинах-террористках в наше-то время?

— Я хочу понять истоки… терроризма. И какую роль
играли в этом женщины в России… Надо показать гнусность
и недопустимость распространения террора в России.

— А нет ли чего в твоих планах повеселей?

— Есть. Редактор «Сибири», хороший поэт и прекрасный
человек Василий Козлов предложил мне разработать серию
«Замечательные люди в Сибири». Я составил план — имен
на 30 — серию очерков от Аввакума до Давыдова.

— И с кого начнем?

— Про Аввакума материал готов, даже был опубликован
в «Родной земле» в прошлом году. Поэтому начну с автора
песни «Славное море, привольный Байкал».

— Священный…

— Нет, у Дмитрия Павловича Давыдова привольный. Я собрал
о нем много материалов. Был в гостях у правнучки…
Книжица обещает быть интересной.

— Текучка не заедает?

— Еще как! Но если кому что обещал — слово стараюсь
держать. Вот вчера отдал рецензию на книгу Павла Забелина
«Приходит час определенный» — это серия его литературно-критических
очерков о наших писателях и поэтах. Книга талантливо
сделана и добротно издана. Недавно побывал в Анге, написал
зарисовку о директоре Ангинской школы, ее уже опубликовали.

— Словом, «лев по-прежнему не спит», взяв на вооружение
девиз: «Ни дня без строчки!»?

— Выходит так. Впереди слишком много работы, а читатели
хотят видеть и читать интересное.

— Желаю успеха! И с юбилеем тебя!

— Спасибо.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры