издательская группа
Восточно-Сибирская правда

ООО "АТСК" - новая форма работы с населением в г. Ангарске

  • Автор: Директор ООО "АТСК" А.Н. ЕФИМОВ

За весь период советского и постсоветского времени реализацией тепловой энергии и
горячей воды в виде коммунальной услуги населению, вне зависимости от вида
теплоисточника, занимались предприятия жилищно-коммунального хозяйства. Все
взаимоотношения строились по цепочке квартиросъемщик — предприятие ЖКХ —
энергоснабжающая организация.

Но если взаимоотношения квартиросъемщика с предприятием ЖКХ регулировались
федеральными законами о предоставлении коммунальных услуг, то взаимоотношения
предприятий ЖКХ с энергоснабжающими организациями регулировалось в основном
«Правилами пользования тепловой энергией», а в последнее время
— Гражданским кодексом РФ, и строились на договорной основе.

Этот порядок взаимоотношений преобладает до сих пор, даже над таким показателем
рыночных отношений, как цена (в данном случае тариф на тепловую энергию и на
теплоноситель — горячую воду). Сегодня тариф для населения регулируется
постановлениями глав местной администрации, а для предприятий ЖКХ — решениями
региональной энергетической комиссии (РЭК).

Если тариф, утверждаемый РЭК, обосновывается затратами энергоснабжающей
организации, то тариф для населения, утверждаемый главой местной администрации,
рассчитывается на основе тарифа РЭК и величины дотаций, которая определяется исходя
из возможностей местного бюджета. Еще пять лет назад дотируемая часть составляла 40 —
50% от тарифа РЭК. Теперь размер дотации снизился и составляет не более 10%, а в
Ангарске население оплачивает все 100% стоимости жилищно-коммунальных услуг.

В результате при увеличении тарифов и отсутствии дотаций, на фоне
неплатежеспособности населения растут долги предприятий ЖКХ перед энергетиками.
Последние получают все меньше и меньше «живых» денег. В Ангарске в последние 3-4
года это были денежные суррогаты в виде налоговых зачетов, векселей и даже так
называемых «земельных» денег.

А денежные средства, полученные предприятиями ЖКХ от населения,
аккумулировались на счетах этих предприятий и использовались ими по своему
усмотрению. Только благодаря деньгам энергетиков предприятия ЖКХ г. Ангарска
выживали последнее время, неся большие затраты на собственные нужды при
минимальном качестве коммунальных услуг. С таким положением дел не были намерены
мириться ни ОАО «Иркутскэнерго», ни администрация Ангарского муниципального
образования (АМО).

Решением этой задачи стало постановление мэра АМО о передаче с 01.01.2003 г.
функций сбора платежей от населения предприятию ООО «Ангарская теплосбытовая
компания». С созданием ООО «АТСК» был введен принципиально новый подход к
взаимоотношениям, о которых говорилось выше. В схеме «энергоснабжающая организация
— бытовой потребитель» исключается лишнее промежуточное звено — предприятие ЖКХ.

А поскольку ООО «АТСК» — дочернее предприятие ОАО «Иркутскэнерго»,
то все средства,
полученные от населения, полностью доходят непосредственно до поставщиков тепла и
горячей воды.

Создавая ООО «АТСК», необходимо было придать ему статус энергоснабжающей
организации для того, чтобы иметь возможность в соответствии с Гражданским
кодексом РФ заключать договорные отношения с гражданами и осуществлять с ними
расчеты за потребленную тепловую энергию на нужды отопления и за теплоноситель,
используемый на горячее водоснабжение. Для этого в ООО «АТСК» от ОАО
«Иркутскэнерго» были переданы в аренду участки тепловых сетей, непосредственно
примыкающих к стенам жилых домов, системы теплоснабжения которых подключены от
ИТЭЦ-1 и ИТЭЦ-9 через «Ангарские тепловые сети» — филиала ОАО
«Иркутскэнерго».

Таким образом, заключая договоры энергоснабжения с гражданами, ООО «АТСК»
имеет с каждым их них общую границу балансовой принадлежности по наружной стене
жилого дома. Почему общая граница со всеми потребителями, если у каждого гражданина
своя квартира, а ввод тепловой сети в одном месте к тепловому узлу управления? Это
объясняется тем, что у владельца квартиры, если она приватизирована, в долевой
собственности находится и часть лестничной клетки, и часть подвала с тепловым пунктом
с узлом управления и разводящей тепловой сетью. Это также относится и к
квартиросъемщику, если квартира муниципальная, только у него все эти элементы
находятся в найме.

Заключая договор энергоснабжения, ООО «АТСК» берет на себя обязанность
отвечать за параметры теплоносителя (температуру и давление) на границе балансовой
принадлежности и за количество теплоносителя, необходимое для создания комфортных
условий в квартирах.

В свою очередь, потребитель — гражданин обязан своевременно оплачивать
потребленную тепловую энергию и теплоноситель, а также содержать в исправном
состоянии внутренние системы теплоснабжения. Здесь надо отметить, что не сам
гражданин обязан производить ремонты и осуществлять регулировку параметров
теплоносителя в тепловом пункте. Для этого существуют все те же предприятия ЖКХ,
осуществляющие свои прямые функции обслуживания объектов
жилищно-коммунального хозяйства и получающие деньги за это в виде квартплаты.

Договорные отношения гражданина с ООО «АТСК» оформляются в текстовой
форме на типовом бланке, в котором прописаны предмет договора, обязанности абонента
и энергоснабжающей организации и порядок расчетов. Для того, чтобы гражданину знать
свои права и обязанности, ему необходимо заключить такой договор. В то же время
необходимо знать, что по ГК РФ, если по договору энергоснабжения выступает
гражданин, то договор считается вступившим в силу с момента фактического
подключения и заключается на неопределенный срок. Если гражданин нарушает условия
договора, в том числе и по оплате потребленной тепловой энергии, то энергоснабжающая
организация вправе подать иск в суд на востребования задолженности даже и при
отсутствии подписанного договора на бумажном носителе.

Стоимость отпущенной энергоснабжающей организацией и использованной
абонентом тепловой энергии рассчитывается по тарифам, утвержденным органами
местного самоуправления. Отопление рассчитывается исходя из общей (полезной)
площади квартиры, умноженной на тариф отопления за 1 кв.м в месяц. Горячее
водоснабжение рассчитывается по количеству зарегистрированных (проживающих)
человек, умноженных на тариф по горячей воде за одного человека в месяц. Тарифы в г.
Ангарске, как и во всей Иркутской области, достаточно высокие: за отопление 1 кв.м
общей площади — 6,59 руб. в месяц; за горячую воду на одного человека — 80,66 руб.
в месяц (для сравнения: в Братске отопление — 8 рублей за 1 кв. метр, горячее
водоснабжение — 61,80 руб. с одного человека), и не все слои населения имеют
возможность их осилить. Для снижения нагрузки для населения существует ряд льгот и
субсидий, получая которые некоторые категории граждан имеют возможность в меньшем
размере оплачивать предоставленные коммунальные услуги, в соответствии с
федеральными законами. В этом случае ООО «АТСК» не получает от граждан часть
начисленной оплаты, но эти выпадающие доходы ей должна компенсировать местная
администрация, финансируемая, в свою очередь, из областного и федерального бюджетов.
Тем самым при создании ООО «АТСК» «Иркутскэнерго» осознанно шло на
определенный риск — не получить 100% платежей.

Новая форма взаимоотношений не всем по нраву. В начальный период своей
деятельности предприятие испытало на себе давление со стороны заинтересованных
сторон, выразившееся в ряде статей в местной прессе и по телевидению. Результатом этой
кампании стало снижение уровня платежей. В основном у граждан вызывали нарекания
текст договора, принцип начисления льгот, большие очереди на заключение договора. В
настоящее время договор отредактирован в соответствии с требованиями ГК РФ,
антимонопольного комитета Иркутской области, прокуратуры Ангарска и самих граждан.
Начисление льгот производится в соответствии с методикой, предложенной управлением
социальной защиты Ангарска. Очереди, в большой степени создаваемые самими
гражданами, желающими в короткий срок оформить льготы и дотации, схлынули.

Сейчас перед ООО «АТСК» стоит задача поднять уровень платежей. Если в январе
этот уровень составил всего 6% от начислений, то в марте составил уже 60%. Но этого
мало. Будут использованы все виды работы с населением. Для удобства населения
расширяется количество касс с привлечением отделений Ангарского государственного
управления почтовой связи (всего 32 шт.), все отделения Байкальского банка Сбербанка
России по Ангарску (всего 6 шт.), ООО «Салвент» и «Салвент Плюс» (всего 8 шт.). В
прессе и по телевидению идет разъяснительная работа. Рассылаются предупреждения о
задолженности. Кроме этого, начинается судебно-исковая работа. Должно поднять
уровень оплат и окончание расчетов по субсидиям в управлении соцзащиты, так как
более 30% населения пользуются ими, а не зная их величину, не оплачивают тепловую
энергию. Если выпадающие доходы по субсидиям будут в конечном итоге
компенсированы, то возмещение выпадающих доходов по льготам вызывает большую
тревогу, так как в большинстве своем законы по льготам не подтверждены
финансированием.

В заключение хочется сказать, что новая форма работы энергоснабжающей
организации с населением, без посредников, направит поток денежных средств
непосредственно в ОАО «Иркутскэнерго», желающее в полном объеме получить оплату
за выработанную продукцию — тепловую энергию. Поступающая оплата дает гарантию
населению качественного теплоснабжения, необходимого для комфортного проживания в
наших суровых сибирских условиях.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры