издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Вахта праздников не знает

  • Автор: Владимир ПАЛАГУТИН, "Восточно-Сибирская правда"

Праздничный город похож на круизный лайнер. Яркая иллюминация, музыка, веселые, беззаботные люди. Но есть еще одна черта, также подталкивающая к сравнению: незримая работа многих людей, обеспечивающих это праздничное "плавание". Крутятся турбины, подается тепло и свет, в любую минуту на помощь придут пожарные и медики, обеспечивают порядок и безопасность милицейские патрули... О них -- этих людях, которые будут нести сегодня новогоднюю вахту, -- наш рассказ.

… Новоиркутская ТЭЦ — несомненно, одно из главных подразделений
«машинного отделения» нашего города-корабля. И это сравнение
еще больше укрепляется, когда заходишь в турбинный цех.
Огромное помещение наполнено ровным
гулом механизмов, вибрацией металлических решеток межэтажных
пролетов. Переплетение труб, пароотводов составляет
строгий, но по-своему совершенный орнамент технического
рисунка. И как завершающий мазок — особая стилистика
центрального пульта управления: здесь вся концентрация,
весь смысл рабочей картины.

Чистый, по-своему уютный зал, два рабочих стола операторов,
и почти сплошь по стенам многочисленные датчики, самописцы,
еще какие-то приборы, в которых разбираются только специалисты.

С Юрием Матлашевским, заместителем начальника турбинного
цеха, и Петром Миновым, машинистом центрального теплового
щита управления, знакомимся с основными характеристиками
этой, без сомнения главной, котельной города. Даже краткий
обзор впечатляет.

В час на турбину поступает 800 тонн пара. Чтобы обеспечить
эту подачу, сжигается четыре вагона угля, но зато взамен
5 тысяч 500 тонн воды нагревается за этот час до температуры
от 62 до 106 градусов Цельсия и при этом вырабатывается
еще примерно 175 мегаватт электроэнергии. И за всем
этим процессом наблюдает всего 10 человек рабочей смены.

Нагрузки? Петр подводит к внутреннему окну и обводит
рукой все видимое пространство: длина цеха — 374 метра,
высота рабочего оборудования — 23 метра. Километры трубопроводов,
тысяча одних только насосов… Конечно, нелегко, но народ
крепкий, молодой и задорный. Да и автоматика помогает.
Но, чтобы быть с ней на «ты», надо многое знать и уметь.
Не случайно все здесь работающие имеют высшее и среднеспециальное
образование…

Поэтому на памяти моих собеседников и не было ни одного
серьезного происшествия или сбоя. Как будут отмечать
сегодня Новый год?

— Соберемся — если позволит время
и обстановка — на своих рабочих местах, поднимем кружки
с чаем или кофе, поздравим друг друга, до кого докричимся.
И все — остальное назавтра, после рабочей смены. Обид
никаких, даже гордость есть за то, что именно мы в эту ночь
обеспечили людям тепло и уют…

Об этом же и почти теми же словами сказал и
начальник смены котельного цеха Андрей Корнеев:

— Доброго отдыха вам, земляки!

… Не сказать в этот день несколько слов о «Скорой
помощи» было бы непростительно. Во-первых, как бы мы
обошлись без них в случае (тьфу-тьфу!) омрачающего несчастья,
а во-вторых, увы, праздничные дни и ночи без этого не
обходятся. Что поделаешь — зима. Тут тебе и гололед,
и катание с горок, и «удаль молодецкая». И даже «спецтравматизм»:
врачи «скорой» со смехом рассказывают, что немало
случаев обращений бывает по поводу травм от… пробок
шампанского: так торопятся наливать, что напрочь забывают
о технике безопасности. Ну и… синяк обеспечен.

Со старшим врачом центральной станции «Скорой помощи»
Ириной Никитиной разговор проходит урывками: то и дело
приходится отвлекаться на телефонные звонки. Звонят
часто, и отвечать приходится не только дежурным диспетчерам.
Средняя нагрузка на дежурную машину (и, соответственно,
бригаду из двух-трех специалистов) — 15—20 выездов в
смену. Если по городу одновременно работают 60 машин,
то несложно подсчитать, сколько следует обращений. Но
бывают и «пустые» звонки: скучающие лоботрясы и недоумки
любят такие дежурные номера, благо не нужно даже усилий
на их запоминание…

И все же подавляющая масса вызовов — по назначению.
Чем будет отличаться новогоднее дежурство? Как правило,
повышенным травматизмом. Отравления, похмельный синдром
и так далее — это на потом, после праздников, а сейчас
именно это. Ну и «наркотические» дела — передозировки,
как правило. Возрастные группы? Взрослые, конечно: новогодняя
ночь — это их праздник. Будет ли усиление? Возможно, хотя
работа «скорой» такая, что будни здесь трудно отличить
от праздников. Как и всегда, будут работать оперативный
отдел, заправочная станция, которая обеспечивает бригады
медикаментами, сами бригады. В общей сложности 160 человек
несут сегодня дежурство на «переднем крае» борьбы с
вероятными недугами. Легкого вам дежурства и удачи всем
нам!

… Патрульно-постовая служба — подразделение в милиции
не из самых громких. Но ближе них «к земле» только участковые
инспектора. И потому им особое спасибо за обеспечение
безопасности, за тот порядок в общественных и людных
местах, куда так охотно стекается народ в новогоднюю
ночь. Кстати, сохранение этой «сказки», самой атмосферы
Нового года — тоже заслуга парней из отдельного батальона
ППС: именно они берегли ледяное чудо в сквере им. Кирова,
новогодние елки в парках и на площадях. Застать людей
в расположении батальона можно только во время развода.
В остальные часы они на линии. Поэтому неудивительно,
что знакомство с подразделением, его буднями и задачами
шло через общение с командирами — Игорем Овчинниковым,
заместителем комбата по работе с личным составом, и
Евгением Лузаном, исполняющим обязанности заместителя
командира по службе. Приземистые крепыши (Евгений —
участник и призер Всемирных полицейских олимпийских
игр) спокойно и основательно выслушивали вопросы и так
же спокойно и основательно давали ответы.

Велики ли нагрузки? Не без того, если учесть, что сегодня
по городу одновременно могут работать только семь (?!)
экипажей: раньше такое количество выделялось на каждый
район. Ну и отдельные объекты с постоянным дежурством.
Сегодня к этому можно добавить еще и елки, и, конечно
же, новогодний пост N1 — ледовый городок в сквере
им. Кирова. Сколько людей задействовано? Порядка 50
человек.

Как относятся к празднику? Оба смеются и вспоминают
излюбленную «ментовскую» приговорку: «Для милиционера
праздник — как для лошади свадьба: голова в цветах,
все остальное — в мыле».

Есть ли специфика новогодних дежурств? Имеется: в
это время подрастает процент уличных грабежей и «рывков».
Ну и пьяных побольше, а это — объекты повышенного
внимания: не потому, что «картину» портят, а потому,
что забот доставляют — как бы не обморозились, ног-рук
не переломали.

— Ну и что, под белы руки препровождаете?
— Если надо, и препровождаем, — без тени улыбки
говорит Лузан. — Если надо, то и домой отвозим. Чего
людям праздник портить.

Что-то запомнилось по прежним новогодьям? Конечно, причем
фантазия у людей не меняется: больше всего помнятся
бедолаги, которые чуть не в неглиже выбегают на улицу
«пальнуть» из «шутихи», а потом не могут попасть в квартиру
из-за захлопнувшейся двери… Приходится отогревать в машине
до приезда бригады из МЧС.

В коридоре обращаю внимание на свежеподготовленный стенд
с пустыми пока нишами-рамками. Стенд длинный, и рамок
много.

— Фотографии готовим и обновляем, — поясняет Игорь
Овчинников. — Тут будут наши награжденные и передовики.
Почитай, весь личный состав…

Удачи вам, ребята, и доброго Нового года!

… Аэропорт в Иркутске, как и железнодорожный вокзал,
как бы «парадный трап» нашего теплохода. Через него
к нам заходят гости, через него мы ходим в гости к другим.
Особенность его еще и в том, что он — единственный,
пожалуй, в стране, который находится в черте города.
Так что от его состояния, надежности и безопасности
зависит немало. Поэтому и здесь, несмотря на то, что
31 декабря полетов не будет, работа не остановится ни
на минуту, а значит, наберется немало людей, которым
новогодние праздники обернутся рабочими буднями.

Сотрудникам стартового медицинского пункта аэропорта
— в том числе. С фельдшером СМП Галиной Фурсовой говорим
о специфике «производства».

— За 40 лет, что я здесь проработала, конечно же, довелось
не раз встречать Новый год на работе. Это только кажется,
что сегодня здесь затишье, на самом деле будут приземляться
транзитные рейсы, международные «борта». А значит, мы
должны будем и обеспечить предполетный медосмотр экипажей,
и оказать — если понадобится — любую помощь пассажирам
и персоналу.

Но у нас народ, как правило, здоровый и дисциплинированный,
так что неожиданностей в эту ночь не ожидается.

Неожиданностей не ожидают, но к ним постоянно готовы
сотрудники и службы охраны, и спасательной службы аэропорта:
четко налаженное дежурство, готовая техника, система
оповещения и контроля — тому подтверждение.

Обратил внимание на идеальный макет аэропорта в комнате
подготовки личного состава службы охраны. В миниатюре
представлено все, что расположено на территории. Даже
самолет взлетает и садится на проволочке. Творчество
местных умельцев — особая гордость подразделения и
предмет зависти гостей из других аэропортов.

— Удобно и наглядно, — говорит начальник службы Александр
Сторожев. — Каждый наш работник отрабатывает здесь
свой «маневр» и задачу.

Терминология не случайная: все, кто работает в этом
подразделении, со службой на «ты»: бывшие военные, отставники
— иные с немалыми звездами, — люди ответственные и дисциплинированные.
Как и в спасательной службе. Вот и пока мы разговаривали
с начальником отдела Николаем Ожигановым, дежурный расчет
пожарных машин в полной готовности сидел в комнате отдыха.
Прогретые машины уставились капотами в створки ворот,
готовых распахнуться в любую минуту и выпустить их прямо
на взлетно-посадочную полосу.

— Форс-мажоров не ожидаем, но к ним готовы всегда,
— прощаясь и пожимая нам руки, говорят начальники служб.

Проезжая мимо стоянки самолетов, мы не удержались и
попросили остановиться у колоритной фигуры часового
в фирменной униформе бойца охраны аэропорта.

Николай Бриль сделал фото — оно сегодня на полосе.
Как свидетельство надежности охраны аэропорта и гарантия
безопасности наших воздушных «ворот».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры