издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Бюджетная "вольница"

Вокруг принятия Закона Иркутской области "Об административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства" на 39-й сессии Законодательного собрания разыгрались нешуточные споры. В конечном счете, этот документ был принят в первом чтении, после которого его планируется существенно доработать путем внесения поправок.

Одним из самых ярых сторонников принятия этого законодательного акта стал председатель
контрольно-счетной палаты Иркутской области Василий Митрофанов. И, учитывая данные,
озвученные им на этой же сессии в отчете КСП за 2003 год, в этом нет ничего удивительного.
В ходе аудиторских проверок, проведенных КСП в прошлом году, выявлено нарушений,
связанных с бюджетными средствами, на общую сумму 3,732 млрд. рублей. Одним из самых
серьезных нарушений бюджетного законодательства является нецелевое использование средств
казны.
В прошедшем году случаев такого использования выявлено на сумму 310 млн. рублей. Еще
577 млн. было использовано неэффективно. Ущерб, нанесенный государству при исполнении
бюджета, составил более 4,6 млн. рублей, в доходную часть бюджета недополучено 475 млн.
рублей, 202 миллиона рублей было использовано с нарушением законодательства,
неучтенными оказались 240 млн. рублей. Почти на 100 млн. рублей выявлено случаев
неправомерного использования или отчуждения областной государственной собственности.

Цифры, согласитесь, впечатляющие: почти 15% годового консолидированного бюджета
области. Возврат такой суммы практически покрыл бы дефицит бюджета текущего года.
Однако… в бюджет возвращено только 175 млн. рублей.

И все это потому, что, как подчеркнул председатель областного парламента Геннадий
Истомин, «раньше рычагов воздействия на нарушителей практически не было». Конечно, в
Бюджетном кодексе предусмотрена ответственность за такие нарушения. Но отсутствуют
механизмы реализации этой нормы на уровне региональных и местных бюджетов, не
определены органы, под компетенцию которых подпадает этот вопрос. И прокуратура
Иркутской области, давая отзыв на проект областного закона, отметила, что в этой области в
Кодексе об административных правонарушениях «имеется пробел».

Итак, рассмотренный на сессии законопроект призван определить ответственность за
нецелевое использование бюджетных средств, нарушение сроков возврата бюджетных ссуд,
нарушение сроков оплаты за пользование бюджетными средствами. Наказание за это
предусмотрено в размере штрафов от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда для
физических лиц и от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда — для юридических лиц.

В принятом в первом чтении варианте закона органами, уполномоченными рассматривать эти
дела, названы подразделения, ответственные за исполнение бюджета. Однако на сессии вокруг
этого пункта возникли серьезные споры. Депутаты выражали опасения, что таким образом
данный закон послужит для наказания неугодных властям бюджетополучателей и давления на
них. В конце концов пришли к выводу, что ко второму чтению нужно подготовить такие
поправки, которые ответственность за решение этих вопросов возложат не на исполнителей
бюджета, а на мировых судей. Была отмечена необходимость и ряда других доработок, дабы
этот закон не ущемлял права территорий, но в целом необходимость его принятия ни у кого
сомнений не вызвала.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры