издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Души народной тронуть струны"...

... Гаснет свет в зале. Тихо открывается занавес. Звучит мелодия вальса. На сцену в сопровождении двух юношей студии бального танца выходит ведущая в белом (по ходу сценария цвет будет меняться) платье, читает на фоне музыки:

Душа и музыка едины,

Как день и ночь, как тень и свет!

Созвучны и неотделимы.

Где нет души, там песни нет.

Пленяет нас напев старинный,

Забытый вальс закружит вновь…

Душа и музыка едины,

Как жизнь и первая любовь…

Главный режиссер Дворца культуры им.
Гагарина Лидия Эверстова, стоя за кулисами,
чувствует, что зал принял
интонацию, он весь внимание, и главное теперь — закрепить
лирический настрой, ту атмосферу доверительности, которая
по сути и предопределяет успех праздничного действа.

— Любимые мелодии, — продолжает ведущая, — забытые
и популярные, волнующие и грустные, дарит вам сегодня
дипломант Всероссийского фестиваля эстрадной песни ансамбль
Дворца культуры им. Юрия Гагарина «Элегия».

Звучит музыкальная заставка, ведущая уступает место
участникам ансамбля…

Лидия Григорьева вполне удовлетворена:
все идет как задумывалось, по сценарию. Это со стороны
посмотреть — вроде бы все легко и просто. Но она-то
знает, каких затрат — физических, моральных, ночей
бессонных — стоят изящество и легкость, которые так покоряют
зрителей. Казалось бы, что за проблема — написать сценарий
праздника, посвященного 25-летнему юбилею вокально-эстрадного
ансамбля ДК им. Гагарина. Всех-то она во Дворце культуры,
да и на авиационном заводе знает, знают и ее — профессионального
устроителя праздников, настырную, дотошную, вечно
переполненную идеями и обаятельную ко всему этому.
Все равно, со всеми надо встретиться, да не один раз,
уметь сказать о каждом незатертые слова, озаботиться
оформлением, в том числе и музыкальным, заставить все
это играть, петь, звучать, двигаться, да так, чтобы
была картинка — живая и гармоничная. Чтобы зрители
не остались безучастными, ниточек в ее руках великое
множество, и надо быть настоящим маэстро, чтобы знать,
какую из них и в какой момент дернуть. И здесь, конечно,
первую скрипку играет ее режиссерская ипостась, умение
все расставить по своим местам. К тому же постараться,
чтобы приглашенные для украшения программы «звезды»
не потускнели, не дай бог, на местном небосклоне, помочь
им, если надо, «просиять».

Думаю, Лидия Григорьева Эверстова в особом представлении
не нуждается. Ее по праву можно назвать некоронованной
королевой многих городских праздников, будь то День
Победы или Рождество, Дни духовности и культуры «Сияние
России» или фестиваль бардовской песни «Апрельские струны».
Первый, хотя и не самый заметный человек здесь, она —
многоопытный сценарист и режиссер-постановщик массовых
мероприятий. Спросите о ней в любом учреждении культуры
областного центра, и вам ответят: талант! Она и в музыке
знает толк, по случаю, вернее — по сценарию, может стихи
и частушки сочинить, дикторский текст написать — дело
для нее привычное, в «Иркутской культуре» нет-нет да
и появляются ее статьи и заметки. Да и как художник
кое-что значит. Ей впору организовывать выставку своих
живописных работ — натюрмортов, портретов. Но все же
главное в ней — организаторская жилка. Иркутские артисты,
музыканты, вокалисты по себе знают: попросит Эверстова
— разве откажешь ей. Обязательно согласишься принять
участие в организуемом ею празднике — выступить в роли
ведущего, песню, романс исполнить, а если надо и вприсядку сплясать!

Должен сказать, сам я не большой охотник до шумных празднеств
и гуляний, поскольку представить большинство оных без
великого множества пивных ларьков, развеселых ватаг
и гогота здоровенных глоток почти невозможно. Я говорю
«почти» — не случайно. В последнее время начал понимать,
что негативное, лучше сказать, индифферентное отношение
к народным гуляниям скорее всего было продиктовано
стереотипами прошлых лет, когда бал правила стихия толпы
и постперестроечная эйфория принимала формы весьма и
весьма неадекватные. Вспомним хотя бы набережную Ангары
в недавнем еще прошлом — море разливанное и дым коромыслом!

Не исключено, что и для городских властей подобная ситуация
скорее всего являлась нешуточной головной болью. На
ловца, как говорится, и зверь бежит — так что люди,
подобные героине нашего рассказа, были востребованы
временем. Вспоминается нынешняя Масленица в Иркутске
— увлекательное, красочное зрелище! На площади возле
Торгового центра, можно сказать, я оказался случайно,
но задержался надолго: вся атмосфера праздника, его
ход прямо-таки завораживали. Эта круговерть с аттракционами,
выступлениями артистов, наконец, бесплатное угощение:
вкуснейшая каша, горячая да душистая, обжигающий
чай без подделки — все создавало доброе настроение,
веселило. Подумалось тогда: умеют же, черти, если захотят.
Не удержался, попробовал и каши, и блинов, которыми
бойко торговали разнаряженные русские красавицы, поглазел
на отчаянных смельчаков, небезуспешно штурмующих высоченный
отполированный до зеркального блеска столб с немудреными
гостинцами наверху.

Тогда как-то в голову не пришло, что вся эта многоголосая,
разноцветная и веселая карусель направляется чьей-то
умелой рукой. После праздника заглянул в городское управление
культуры. Там-то и прозвучало имя Лидии Эверстовой.
При встрече я поинтересовался, как пишется сценарий
городского праздника. Лидия Григорьевна улыбнулась:
вот, взгляните. И протянула мне несколько многостраничных
фолиантов. Я нашел тот, который меня интересовал: «У
широкой Масленицы 7 деньков». «Площадь у Торгового комплекса.
Сценарист и главный режиссер Эверстова Л.Г.». На 32
страницах расписаны все детали праздника. Оказалось,
что Лидия Григорьевна — автор многих «закличек» скоморохов,
зазывалок и прибауток. К тому же попробуй, удержи в
голове весь ход трехчасового спектакля.
«А пока гуляйте, блины покупайте!»
«Кто празднику рад — тяните канат!»
«Кто нынче в силе — поднимайте гири!»
«Бег на ходулях и бой мешками, что интересней — выбирайте
сами!» и т.д.

Согласно сценарию программа началась с выступления творческого
коллектива театрального училища. Хорошо помню, какой
восторг у зрителей, особенно у ребятишек, вызвало сюжетно-игровое
представление «Приключения Сдобы иркутской и его компаньона
Блина масленичного», главные персонажи: ватрушки-подружки,
сосиски в тесте, которые всегда гуляют вместе, баранки
на сметанке и т.д.

В празднике приняли участие юные артисты детского театра
«Галерка» из микрорайона Первомайский, актеры ТЮЗа,
фольклорные коллективы, ансамбль «Узорочье»… И со
всеми-то пришлось основательно поработать, чтобы каждая
мизансцена, каждая шутка да прибаутка, как говорится,
в лыко вышли, чтобы праздничное многоголосье не превратилось
в какофонию. Чтобы все три часа, в течение которых шумит
и искрится праздник Масленицы, каждое его мгновение
вылились в нечто яркое и неповторимое, вызвало желание
вновь и вновь окунуться в атмосферу веселья и радости,
разухабистой русской удали…

На мой вопрос, когда она, Лидия Эверстова, поняла,
что быть ей душой и мотором различных празднеств, —
ответила: в классе девятом или десятом.
А первые шаги в этом направлении
помог сделать ее отец, Григорий Гаврилович Мамонов,
преподаватель русского языка и литературы одной из
школ Новосибирской области. Человек необыкновенно деятельный,
он блистал многими талантами: писал недурные стихи,
руководил в школе драматическими коллективом, сам самозабвенно
играл. Причем одной из любимых была роль Бориса Годунова
по драме А. Пушкина. Ставил спектакли по коротким рассказам
Чехова, а также «Горе от ума» Грибоедова, «Грозу» Островского.
Он и дочерей своих пристрастил к театру, к музыке. Лида,
уже будучи старшеклассницей, играла Любку Шевцову из
«Молодой гвардии». Плясунья была. Недаром первым ее
университетом стало отделение хореографии Новосибирского
культпросветучилища. Отец гордился: «У меня дочь артистка
мюзик-холла» — ко времени окончания училища она вовсю
участвовала в гастрольных поездках, многие из ее сокурсниц
пробовались в цирковом кордебалете, но из множества
претенденток выбрали ее, Лидию Мамонову, и ее лучшую
подругу Любу Кузнецову.

В ДК районного центра Северное, расположенного в 400 километрах от
Новосибирска, куда Лидия приехала по распределению,
она осталась верной себе: создала аж пять танцевальных
коллективов, организовала драмкружок. В первом же спектакле,
поставленном ею на мотив восточной сказки, она сыграла
роль принцессы. И, конечно же, не поскупилась на хореографию.
По ходу представления ее руки добивались именитые иностранцы
— цыган и испанец, грузин и эфиоп, состязаясь в искусстве
национального танца. Все были хороши, но победил в споре,
конечно же, наш, русский Ваня, лихо сплясавший с принцессой
зажигательную кадриль.

Через какое-то время Лидия почувствовала: тесно ей
под крышей поселкового Дома культуры. Хотелось чего-то
более интересного, увлекательного, необычного. Тут письмо
от хорошей знакомой подоспело из Крыма. Дескать,
приезжай, не пожалеешь. Так впервые увидела наша героиня
виноградные гроздья, растущие прямо на улицах груши,
яблоки. Экзотика! Работа понравилась — руководитель
хореографической студии. Одно портило радужную картинку:
участие в так называемых трудовых десантах, другими
словами, необходимость отбывать своеобразную «барщину».
С 6 утра до 11 вечера то на розовых плантациях вкалывать
приходилось, то на виноградниках. Другое дело, когда
с выступлениями в составе агитбригады выезжали. Рассчитывались
хозяева щедро: по четыре ящика с персиками, черешней,
вишней или абрикосами наши артисты домой привозили.

Два «крымских» года в пос. Советском пролетели быстро.
Театральный коллектив, сколоченный Лидией (тогда еще
Мамоновой), стал, так сказать, «выездным» — артистов
приглашали из близлежащих соседних деревень и поселков,
о них появились сообщения в местной печати. Даже на
Симфиропольское телевидение ездили по приглашению. С
великим удовольствием Лидия играла в народном театре. Но
однажды режиссер сказал без обиняков: «Лида, хватит
танцевать, поехали в Ленинград. Учиться надо!» Аккурат в том далеком
1971 году в Институте культуры им. Крупской состоялся
первый набор на специальность «Режиссура массовых представлений
и праздников».

Как она оказалась в Иркутске? Очень даже просто. Таня,
сестра (ныне известный искусствовед и художник Татьяна
Ларева), заканчивала училище искусств и позвала Лидию
в гости. Надо ли говорить, насколько понравился ей Иркутск,
его историческое и архитектурное своеобразие, что поддалась
на уговоры сестренки — осталась. Тем более учиться
оставалось всего-то ничего. Надо было как-то определяться.
В ее семейном ансамбле хранятся фотоснимки тех лет.
Вот она в роли Снегурочки на санях, запряженных тройкой
лошадей. Это когда Лидия в течение какого-то времени
работала в качестве культорганизатора в Центральном
парке культуры и отдыха. Именно тогда приметили ее организаторскую
жилку, умение общаться с аудиторией, пригласили в Иркутское
областное училище культуры преподавать любимый ею
предмет — сценарное мастерство и режиссуру клубных
массовых мероприятий. Ни много ни мало 25 лет отдала
она подготовке молодых специалистов — сценаристов,
режиссеров. И не только преподавала — активно участвовала
в качестве сценариста и режиссера-постановщика студенческих
ярмарок-выставок, дней открытых дверей, выезжала в районы
с концертными программами. А сколько на ее счету проведенных
вместе со студентами городских и областных мероприятий
в Иркутске, Черемхове, Зиме, Куйтуне, Шелехове, Братске!

Пути господни, как говорится, неисповедимы. Не думала,
не гадала Лидия Эверстова, что однажды, три года назад
она круто изменит свой курс — перейдет на сугубо практическую
работу — главным режиссером Дворца культуры авиаторов.
По ее собственным словам, она сама от себя такого не
ожидала, но тут ничего не поделаешь — решила так решила.
Такой характер. Нет, училище она не забыла. Являясь
руководителем производственной базы практики студентов,
она вовлекает их вместе с коллективами дворца в свою
работу. Принимает участие в городских мероприятиях —
фестивалях, фольклорных праздниках, масленичных и новогодних
гуляниях, праздниках в ЦПКиО, различных концертах. Кроме
того, ведет курс заочного отделения училища в городе
Саянске.

Интересуюсь: а дети — их трое у Лидии Григорьевны —
как они относятся к семейной традиции, ведь и муж ее
Валерий Эверстов в свое время заканчивал училище культуры?

— Тут все в порядке, — с улыбкой замечает моя собеседница.
— Иван — дизайнер, Егор заканчивает
медуниверситет, а Алена, младшенькая, на третьем курсе
педуниверситета, на кафедре профессора Шипицына, известного
иркутского художника. Александр Сергеевич, между прочим,
весьма доволен ее успехами.

К этому добавлю, что большая
семья Эверстовых живет под одной крышей, в трехкомнатной
квартире в микрорайоне Солнечный. Включая и маму Лидии
Григорьевны Мильду Эрнестовну. «У нас есть и латышские
корни», — пояснила она.

— Сколько времени уходит на подготовку полномасштабного
праздника? — спрашиваю у Лидии Григорьевны.

— Около двух месяцев. Средства найти, это, как говорится,
полдела. Раскрутить театрализованное представление, нестандартно
оформить — вот задача! Привлекаем студентов училища
искусств, театрального, педагогического, педуниверситета.
С театром народной драмы мы самые добрые друзья, с художниками,
с другими театрами города. Никогда не откажут в помощи наши
известные артисты — Степа Догадин, Слава Варлашов, Коля Мальцев, Володя
Яковлев, тюзовцы Коля Кабаков, Олег Тупица…

Вот так, запросто: Коля, Володя, Слава… Так можно
отзываться только об очень дорогих и близких людях.

Команда у нее и впрямь не слабосильная. Умеет зажечь,
увлечь своих единомышленников сценарист и режиссер Лидия
Эверстова. Круг друзей все шире, и вот уже городские
скверы и площади принарядились в ожидании очередного
праздничного действа. Они ждут ее, именно ее, свою добрую
фею, ибо, как сказал поэт, «не каждому дано души народной
тронуть струны»…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры