издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Гений и злодейство несовместны?

  • Автор: Арнольд БЕРКОВИЧ

Настоящий музыкальный бум переживает Иркутск: за относительно малый промежуток времени мы были участниками незабываемого праздника -- Международного музыкального фестиваля "Звезды на Байкале", в эти же дни губернаторский симфонический оркестр начал свой новый концертный сезон, и вот еще одно музыкальное событие -- усилиями художественного руководителя филармонии и ее директора Марины Токарской и нового дирижера лауреата национальной театральной премии "Золотая маска" Евгения Волынского осуществлено концертное исполнение оперы Н.А. Римского-Корсакова "Моцарт и Сальери".

Премьера оперы приурочена к 160-летию замечательного
русского композитора, которому национальная и мировая
культура обязана прекрасными романсами на стихи А. Пушкина
и А. Толстого, серией замечательных опер, и среди них —
«Садко» и «Псковитянка», «Царская невеста» и «Сказание
о невидимом граде Китеже и деве Февронии», и
многими симфонические произведениями. И еще: все поколения,
в той или иной степени причастные к музыке, благодарны
Римскому-Корсакову за его труд (совместно с Балакиревым
и Лядовым) по подготовке к изданию партитур М.И. Глинки
опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», за блестящие
оркестровки многих произведений М. Мусоргского.

Опера «Моцарт и Сальери» была написана на практически
неизмененный текст одноименной трагедии А.С. Пушкина,
и в этом смысле она как бы повторяла эксперимент А.
Даргомыжского, который также писал оперу «Каменный гость»
на дословный текст поэта. Однако Римскому-Корсакову
удалось преодолеть музыкальное однообразие и монотонную
речитативность Даргомыжского и создать многоплановое
произведение, насыщенное яркими музыкальными портретными
характеристиками, со всей гаммой интонационных переживаний,
трагедийной конфликтностью, что позволило широко и неожиданно
полно использовать возможности симфонического оркестра
и вокальные и актерские возможности исполнителей.

Хотя опера «Моцарт и Сальери» в Иркутске представлена
в концертном исполнении, постановщики и исполнители
внесли в него некоторые элементы сценизации и яркие
костюмы. Психологически емкие
мизансцены создают убедительное впечатление полного
театрального действия. И это, несомненно, от того, что
основные партии исполняют прославленные солисты Новосибирского
театра оперы и балета, любимые иркутянами лауреаты национальной
театральной премии «Золотая маска», заслуженные артисты
России Александр Лебедев и Юрий Комов.

Трагическая фигура Сальери воплощается А. Лебедевым
как натура, совместившая в себе и значительное дарование,
и верность музыке, и тяжкий путь к вершинам славы, и
мучительную зависть, приведшую Сальери к преступлению.
Прозрение наступает слишком поздно, дрожащей рукой тянется
Сальери к величию гордого и чистого пьедестала Моцарта,
но безуспешно. Финальная мизансцена в сочетании со звучащим
«Реквиемом», несмотря на трагедию, придает оптимистическое
звучание всей опере как апофеоз бессмертия гения.

Моцарт у Юрия Комова очарователен внешне, легок в движениях
и поступках, удивительно открыт и доверчив. Глядя на
него, веришь, что именно такой Моцарт мог писать
солнечную, «кружевную» музыку и мог так трагически ошибаться,
утверждая, что гений и злодейство — несовместны. Смерть
Моцарта и последующая история, к сожалению, многократно
опровергли этот тезис!

Оркестр под руководством Евгения Волынского убедительно
передал все напряжение психологической драмы, был чуток
к исполнителям и вместе с ними и с замечательным хором
молодежи и студентов г. Иркутска составил гармоничный
ансамбль, который доставил иркутским зрителям необыкновенное
наслаждение.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры