издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Первое приближение

Депутаты ищут пути к увеличению доходов бюджета В 2005 году дефицит бюджета Иркутской области составит 2,1 млрд. рублей, доходы региональной казны запланированы в размере 22,3 млрд. рублей, расходы - в размере 24,4 млрд. рублей. Размеры же консолидированного бюджета области по доходам должны составить 30,182 млрд. рублей. Эти суммы заложены в принятом на сессии Законодательного собрания Иркутской области в первом чтении законе об областном бюджете на будущий год.

По словам начальника главного финансового управления Иркутской области Владимира
Пашкова, такой дефицит областного бюджета — явление беспрецедентное, но столь же
беспрецедентны и условия его формирования.

В соответствии с законодательством и согласно распоряжению губернатора к
разработке бюджета будущего года финансисты приступили за 10 месяцев до его начала,
то есть в марте нынешнего года. К июлю уже был пройден первый этап разработки,
первые результаты представлены областным властям.
Однако тем временем в Государственной Думе самым активным образом шла работа над
принципиальным реформированием законодательства: полномочия передавались в
регионы, налоги забирались в федеральную казну. Окончательно все эти нормативы были
приняты в августе. А это, в свою очередь, неизбежно привело к перекраиванию проекта
регионального бюджета «от и до».

При этом было очевидно, что на областную казну расходов приходится гораздо больше,
чем доходов. Сказалось то обстоятельство, что в бюджет региона с нового
года будет зачисляться не 19%, а 17,5% ставки налога на прибыль, полностью в
федерацию будет перечисляться водный налог, сокращается база по налогу на имущество
организаций. Все это привело к тому, что доходы регионального бюджета по сравнению с
текущим годом сократятся на сумму около 1 млрд. рублей.

Одновременно значительно возросла расходная часть бюджета в связи с передачей
региону большого блока полномочий. Если в текущем году из регионального бюджета на
обеспечение областных и федеральных мандатов расходуется 2,25 млрд. рублей, то в
результате реформы в будущем году эта цифра увеличится до 11 млрд. рублей.
При этом в проекте бюджета еще не учитывается объем кредиторской задолженности
консолидированного бюджета, составляющей сегодня около 6 млрд. рублей.

Помимо переданных полномочий на расходную часть бюджета повлияло увеличение до
1,8 млрд. рублей, то есть в 1,7 раза, расходов на медицинское страхование неработающего
населения. Кроме того, регион обязан обеспечить в будущем году 20%-е увеличение
заработной платы работникам бюджетной сферы.

Очевидно, что дефицит бюджета приведет к очередному увеличению внутреннего
государственного долга Иркутской области, что неминуемо скажется на оценке
инвестиционной привлекательности нашего региона. Однако, по словам Владимира
Пашкова, в Министерстве финансов считают, что до тех пор, пока размер внутреннего
долга не превышает 30% от бюджета, принятия каких-то срочных мер
не требуется.

В критической ситуации оказались районы области, поскольку
размер фонда поддержки муниципальных образований сокращается на 3 млрд. рублей.
Одновременно они теряют и часть собственных доходов, которые также будут теперь
перечисляться в федеральный бюджет. Естественно, это не будет способствовать их
развитию, даже если федерация через трансферты вернет часть этих средств
обратно. Как подчеркнул на депутатских слушаниях по бюджету мэр Бодайбинского
района Александр Абраменко, «вместе с доходами с территорий уходит и
ответственность», исчезает всякий стимул для дальнейшего развития.

Ознакомившись с проектом закона о бюджете Иркутской области на 2005 год, все
комитеты и комиссии Законодательного собрания перед сессией высказали свое мнение
об этом документе. У комиссии по контролю и контрольной деятельности возникло
столько претензий к проекту, что она предложила его отклонить. Однако вряд ли это
предложение могло обсуждаться на сессии всерьез — слишком мало времени осталось до
конца года, а за этот период бюджет должен быть рассмотрен во всех трех чтениях.
Остальные подразделения Законодательного собрания выступили за принятие бюджета в
первом чтении, однако некоторые из них при этом поставили ряд условий.

Рассмотрев эти предложения, головной комитет — бюджетный — рекомендовал сессии
принять бюджет в первом чтении и поручить главному финансовому управлению при
подготовке ко второму чтению учесть дополнительные расходы на развитие
областного центра и заложить
дополнительные 140 млн. рублей в предполагаемые расходы на сельское хозяйство, не
увеличивая при этом дефицита бюджета.

Во время обсуждения проекта бюджета на сессии депутат Законодательного собрания
Алексей Козьмин выступил с предложением поручить от имени сессии комитету по
собственности и экономической политике провести работу по изысканию возможностей
для увеличения доходной части областного бюджета.

Председатель комиссии по контрольной деятельности Сергей Левченко обратился к
депутатам фракции «Единая Россия» как представителям партии власти с
предложением проработать со своими коллегами в Государственной Думе вопрос
об улучшении положения регионов, возникшего в связи
с принятием ряда федеральных законов.

Депутат Владимир Каутц призвал всех руководителей предприятий, следуя примеру
железной дороги, оставлять налоговую базу именно там, где они работают, а не уводить в
Москву. А Гайдар Гайдаров выступил с предложением перераспределить часть средств в
сфере здравоохранения на финансирование учреждений, работающих в сфере страховой
медицины.

Во время обсуждения проекта бюджета перед депутатами выступил губернатор
Иркутской области Борис Говорин. Он также внес ряд существенных предложений,
которые следует учесть при принятии главного финансового документа области. По его инициативе депутаты выступили с обращением к народным избранникам
от Иркутской области в Государственной Думе и Совете Федерации, дабы те провели
работу по изменению действующего законодательства в части увеличения доли
федеральных налогов и сборов, зачисляемой в бюджет регионов.

Губернатор в своем выступлении подчеркнул, что сегодня крупные
налогоплательщики поставлены под жесткий контроль федеральных властей и потому
практически не имеют возможностей уклоняться от налогов. Областная администрация
провела переговоры с представителями всех крупных компаний на территории региона и
нашла с ними общий подход к увеличению доходного потенциала области. Единственной
«больной точкой» на территории Иркутской области по-прежнему остается Ангарская
нефтехимическая компания, являющаяся подразделением НК ЮКОС, которая не хочет
идти на переговоры, хотя должна быть крупнейшим налогоплательщиком в бюджет
региона.

В результате обсуждения депутаты приняли бюджет в первом чтении, утвердив его
основные параметры: расходы, доходы и дефицит. Более подробно строки
финансирования в региональной казне будут расписываться в следующих двух чтениях,
ближайшее из которых намечено на внеочередную сессию, запланированную на 8
декабря.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры