издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Снохождения" Алексея Просекина

  • Автор: Светлана БОРИНА

Спектакль с таким странным названием идет на сцене театра-клуба-студии "Диалог". Его автор -- журналист Алексей Просекин. Сейчас он живет в Киеве, но еще недавно с интересом читали иркутяне его репортажи из "горячих точек".

Алексей в период военных событий был в Абхазии,
Югославии, Афганистане, Южной Осетии, Боснии, выезжал три
раза в Чечню. Он принимал участие в поисках пропавших солдат, сотрудничал с
комитетом солдатских матерей. Сегодня из Киева Алексей Просекин ведет
репортажи о «горячих» событиях современности, одним из первых
журналистов Украины приехал в Беслан, когда заложники там еще не были
освобождены.

Некоторые иркутяне вспоминают общение с Алексеем Просекиным,
большинство смотрят спектакль, поставленный по пьесе, ставшей
эмоциональным выражением наблюдений автора в Чечне. Наверное, трудно
собрать в единый драматургический узел то, что происходит сегодня, сейчас,
каждый день на войне, о причинах начала которой, мы мало знаем. Молодой
журналист находит для своих «Снохождений» прием лаконичный и
максимально приближенный к правде. Повествование он ведет от лица матери,
отправившейся на поиски пропавшего сына.

Для режиссера Владимира Дрожжина, постановщика спектакля, в пьесе была
важна ее публицистичность. Между исполнителями он не выстраивает прямого
общения, каждое произнесенное слово, посылается в зрительный зал и через
зрителей вновь возвращается на сцену. В
спектакле важным становится не столько психологическая правда развивающегося
действия, сколько информационное поле, в котором все события передаются
внебытовыми, эмоционально подвижными средствами театра.

Актеры «Диалога» — любители. В свободное от основных занятий время они
репетируют и играют пьесы, которые им духовно близки, волнуют, заставляют
сосредоточиться на проблемах, важных для осмысления жизни, той среды
обитания, в которой все мы живем. «Снохождения» для них
— повод поговорить
не только о войне, но и обо всем том, что со всеми нами сегодня происходит.

На образе солдатской матери, ее передвижениях по чеченской земле,
собственно, и сосредотачивается сценическое действие, его задача и
сверхзадача, в которой было важно сохранить смысл происходящих событий и
передать обжигающую правду о войне. В роли Любови Андреевны актриса
Елена Башкирцева убедительна. В образе, создаваемом ею, нет отчаяния,
мудрая сосредоточенность и открытая улыбка, которая помогает женщине
находить общий язык с разными людьми, встречающимися на пути. Такую,
какой Елена Башкирцева создает образ матери, никто и
ничто не сможет остановить, нет
препятствия, которое смогло бы заставить ее отступиться от поисков сына.

Сценическая площадка, выстроенная в «Диалоге» лестницей, становится в
спектакле землей Чечни, с территориями, принадлежащими русским войскам и
чеченским боевикам. Сцена затянута маскировочной сеткой, подсвеченной
прожекторами. Обозначенное место действия поделено между
противоборствующими в войне людьми, оно становится также
объединительной площадкой встречи русской и чеченской матерей.

Диалог между ними Алексей Просекин выстраивает на парадоксе. Русская
женщина сочувствует чеченцам, а чеченская мать осуждает своих детей за
произвол и за то, что они, включая дочь, состоят в рядах боевиков. Актрисы
Елена Башкирцева и Марина Шелест очень разные по характерам и средствам
образной выразительности. Башкирцева одета просто, в юбку, кофту,
стоптанные ботинки. Руки Шелест, как и подобает восточной женщине,
украшены перстнями, на голове затейливое убранство. Но как бы внешне ни
разнились эти героини, у них одинаковый внутренний посыл, стремление
защитить своих детей от войны и смерти. Они всегда могут договориться. В
дорогу чеченка дает русской матери белый платок, зная, что он ей может
пригодиться как парламентерская защита.

Любовь Андреевна из русского стана попадает к чеченскому полевому
командиру, узнав, что именно он взял ее сына в плен. В диалоге с Русланом
(актер Сергей Скарченко) она узнает, что ее Анатолия ночью застрелили.
Елена Башкирцева воспринимает это известие, как удар, внезапно
обрушившееся горе, которое не даст ей больше распрямиться, увидеть вновь
белый свет. Как хлыст, звучит предложение Руслана взять с собой другого
солдата. Сначала она просто не может понять, что от нее хотят, наконец,
сообразила, пошли с ним через минное поле. Она, не сумевшая спасти
собственного сына, спасает чужого, но такого же родного, каким был для нее
Толя. В момент атаки «вертушек» она читает молитву, звучит нежный,
уводящий в небо голос певицы Евгении Смольяниновой.

Простой, кажущийся расхожим эпизод войны. Только почему так щемит
сердце у зрителей в Сибири, которые, к счастью, живут далеко от нее? Чужого
горя не бывает, поэтому, наверное, стоит звенящая тишина в зрительном зале,
поэтому кажется светящейся актриса Елена Башкирцева на сцене. Она
рассказывает о сыне, его странной болезни, о сновидениях, в которых общается
с ним. Добрая улыбка не сходит с ее лица, когда она разговаривает с русскими
солдатами, внимательно слушает песню о костре, в котором сгорает злость.
Актриса сосредоточена в разговоре с чеченцами. Правду о войне ее героиня
давно поняла, но не принимает, не может смириться с горем, обрушившимся на
целый народ.

Алексей Просекин написал простую пьесу. Наверное, в этой простоте и кроется
секрет ее успеха, внимательное и эмоциональное восприятие зрителями
сценического действия. Пьеса далека от политики, она о людях, через судьбы
которых, как молох, прошла и продолжает идти война.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры