издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Первые лица

  • Автор: Юрий БАГАЕВ, "Восточно-Сибирская правда"

Из научных источников доподлинно известно, что если
где-то что-то убавилось, то в другом месте должно обязательно
прибавиться.

На прошлой неделе ощутимые потери понесло
сообщество российских политических организаций:
Московский областной суд ликвидировал межрегиональную общественную организацию «Национал-большевистская партия». Лидеры уцелевших партий отнеслись
к этому факту по-разному. Лояльные к власти политики
вздохнули облегченно. Теперь некому будет забрасывать их
тухлыми яйцами на митингах. Оппозиционеры несколько
встревожились, поскольку усмотрели в действиях российской
Фемиды стремление оградить действующую власть от слишком
активного политического противодействия. Многие даже стали
задаваться вопросом: кто следующий? А глава запрещенной
политической организации Эдуард Лимонов в одном из
интервью прямо указал, что аналогичная судьба уготована
либерально-демократической партии, поскольку ее название не
соответствует действиям членов ЛДПР в парламенте.

Что же касается приобретений, то они обнаружились на
противоположном фланге политических баталий, там, где идет
борьба за укрупнение российских регионов. Этот полезный для
страны процесс перешел из подготовительной стадии в
плоскость реальных действий. Президент страны подписал
закон, в соответствии с которым на карте России появится
новый субъект федерации — Пермский край, образовавшийся
из области с аналогичным названием и Коми-Пермяцкого
автономного округа. Кроме того, завершены все
необходимые процедуры по организации еще одного нового
субъекта. В его состав войдут Красноярский край, Эвенкийский
и Таймырский автономные округа. Соответствующий закон
уже находится на рассмотрении в Государственной Думе, и вряд
ли кому-либо придет в голову возражать против его принятия.
Как видим, процесс объединения подходит все ближе к
границам Иркутской области, которой в будущем также
предстоит внести свой вклад в дело укрупнения субъектов
федерации.

За всеми этими событиями остался почти незамеченным
весьма важный факт. 1 июля вступил в силу Закон
об Общественной палате. Тем самым был дан старт очень
важному и интересному процессу формирования первого
реального инструмента воздействия гражданского общества на
деятельность власти.

Любопытно, что инициатором его создания стала сама
власть, что и позволило оппозиции заподозрить ее в
стремлении структурировать гражданские инициативы таким
образом, чтобы они не мешали государству делать свое дело. С
другой стороны, высказывались мнения, что Общественная
палата задумана как площадка для диалога между властью и
обществом и с ее помощью можно будет влиять на решения,
имеющие значение для всех граждан. Этот спор продолжался в
течение всей подготовки законопроекта и его обсуждения в
Государственной Думе. Теперь пришла пора убедиться, кто из
политических оппонентов оказался прав.

Это станет очевидным после первых шагов президента
страны по формированию персонального состава
Общественной палаты, которая будет состоять из трёх равных частей. Напомним, что главе государства
предстоит назвать 42 кандидатуры, которые он считает
достойными вести диалог с властью от имени общества. Затем
палата примет в свои ряды 42 представителя
всероссийских общественных организаций. В заключение в
ряды палаты вольются еще 42 «общественника», выдвинутых
региональными структурами гражданского общества.
Представителям политических партий вход в Общественную
палату воспрещен.

В советские времена при характеристике выдающихся
соотечественников активно использовалось словосочетание
взаимоисключающих понятий: «государственный и
общественный деятель». Оно отражало степень подчинения
государственной политике любых общественных инициатив.
Общество и государство цементировались настолько прочно,
что не оставалось надежды на возможность какого-либо
влияния на решения власти, кроме всеобщего одобрения.
Возникшая в результате политическая депрессия, известная в
народе под названием «застой», стала неизбежным следствием
подавления гражданского инакомыслия.

Закон об Общественной палате по своей сути призван
решать прямо противоположную задачу. Он наделяет членов
палаты широкими полномочиями, в том числе и функциями
контроля над деятельностью госорганов, обеспечивает
«общественникам» возможность работать на освобожденной
основе, а значит, заниматься делом серьезно. Задача закона —
сделать государство и общество равноправными участниками
диалога о будущем страны, судьбе ее граждан.

Но это возможно только в том случае, если в
Общественной палате будет представлен весь спектр
российского общества. Включая тех, кто лоялен к власти, и тех,
кто находится к ней в оппозиции. Если президент в числе
первых доверенных лиц назовет имена только тех, кто с ним
безусловно согласен, цепная реакция двинется дальше. Тогда
все демократические декларации власти в отношении
Общественной палаты будут дискредитированы.

Ждать осталось недолго. Первого июля закон об
Общественной палате вступил в силу, а для того, чтобы назвать
имена первых лиц, президенту отводится месяц.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры