издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Крупицы истории

Их собирают те, кто думает о будущем Жизнь новейшей России меняется стремительно, меняется и отношение к работе. По западному образцу молодые люди работают на одном месте не более 5 лет, набравшись опыта, стараются применить его в другом месте. Возможно, в таком образе жизни есть свое рациональное начало, своя, как говорят сегодня, "фишка". Но есть люди, которые преданы своему делу всю жизнь, кто о работе говорит так же поэтично, как о любви.

У Елены Васильевны Прядко, главного специалиста
отдела истории областного краеведческого музея, возрастной
юбилей чуть впереди, главный ее юбилей — 30-летний стаж
работы. Дата, согласитесь, внушительная, а для некоторых
кажущаяся нереальной. Выпускницей исторического факультета
педагогического института пришла она работать в музей. 7 лет
служила в отделе декабристов, все остальное время посвятила
советскому отделу. Вообще-то она хотела устроиться на
работу в школу. Увы, место для молодого специалиста в конце
70-х годов найти было почти невозможно, а вот в музей брали
чуть ли не «с улицы». Надо было просто прийти и сказать, что
знаешь и любишь историю.

Повествование о тридцатилетнем пути своей музейной
жизни Елена Васильевна начинала неохотно. «Что
рассказывать? Собирала материалы по культуре, образованию,
науке, чуть позднее — о промышленности и экономике». За этим
собирательством стояли живые люди, бесконечные поездки по
молодым городам области — в Саянск, Ангарск, Братск, Усть-
Илимск, Шелехов. Вот эти люди и разбудили живые картины ее
воспоминаний и природный юмор, без которого ни в работе, ни
в общении обойтись Елена Васильевна не может.

А рассказать есть что. О поезде ЦК ВЛКСМ, например, в
котором рядом с артистами, журналистами, поэтами,
писателями ездили на БАМ и музейщики. Официальным
поводом часто служили лекции, которые они читали
строителям, попутно собирая все, что может спустя время
стать интереснейшей страницей развития не только конкретного
строительства или предприятия, но и страницей истории
государства, в котором все мы живем.

Елена Васильевна вспоминает, как над ней смеялись, когда
она в столовой на одном из участков БАМа снимала со стены
меню. На выставке «Сибирь — потомкам», посвященной 30-летию
БАМа, именно это меню привлекало особое внимание, всем было
интересно узнать цены на борщ, котлеты, творог. Надо сказать,
что выставка эта рождалась без особых усилий, бегать по
архивам, другим организациям, занимавшимся комсомольской
стройкой, нужды не было. В музее давно хранятся документы,
значки, палатки, каски, фотографии, даже костыль,
соединивший Западный и Восточный участки дороги. Одним
словом, все, что делает выставку живой и интересной.

В тех отдаленных временем командировках, которые
сегодня почти невозможны из-за финансовых проблем, многие
не понимали, зачем музейным работникам нужны документы,
которые и особого-то интереса не представляли. Понятно,
когда обращались с просьбами к Героям Социалистического
Труда, — они и есть сама история, но графики работ соцподряда,
ведомости на выплаты зарплат, прочие «рутинные бумажки»
зачем?

Часто приходилось применять все красноречие, на которое
была способна Елена Васильевна: «Представьте, придете вы в
музей с детьми, они увидят экспозицию о вас, будут горды. А
ваши внуки, правнуки! Какой гордостью переполнятся их
сердца, когда среди прочих они увидят фамилию своего
предка».

Работать тогда было несложно: заходили в партком,
объясняли задачу, а дальше шла помощь отовсюду. Можно
было прийти в цех, пообщаться с людьми, на складах отыскивать
вещи, которые были сделаны про запас.

«Сегодня на какое предприятие ни придешь, любой
документ становится коммерческой тайной, — сетует Прядко. —
Да и найти их непросто. Там, где раньше был завод,
обосновался рынок; те, кто производит продукцию, свои адреса
не афишируют». Отдел истории столкнулся с этой проблемой,
когда задумал построить выставку в начале 90-х годов,
посвященную работе предприятий перестроечного периода.
Кроме известных на всю страну заводов, научные сотрудники
использовали в ее экспозиции материалы коммерческих
банков, страховых обществ, о которых ранее музей никогда не
рассказывал.

Пожалуй, первым в стране краеведческий музей задумал
и осуществил выставку об альтернативных выборах. Собирали
листовки всех партий, спецвыпуски газет, бюллетени. Елена
Васильевна рассказывает, как вместе с членами счетной
комиссии они волновались, ожидая результатов голосования.
Готовые анкеты подсчета голосов, статистические данные сразу
шли на ксерокопирование для музея.

Выставка экспонировалась без излишней шумихи, с
достоинством, которое отличает сибиряков. Но можно
представить, каким бесценным подарком будет она для
потомков. Спасибо будут говорить не только историки,
но и все, кому интересны этапы становления политической системы
страны.

Работает над выставками Елена Васильевна часто с
друзьями, каждому может позвонить запросто, сказать
заветное слово «надо», и экспонаты понесут один за другим.
Так было, когда она строила выставку, посвященную 150-летию
академического драматического театра имени Охлопкова. Когда
узнала, что предстоит делать, позвонила Виле и Вите
— народным артистам Виталию Венгеру и Виктору Егунову.
Конечно, они откликнулись сразу, принесли фотографии, кое-
что из личных вещей, отдали и рукописи книг, над которыми
работали. Венгер подарил свои знаменитые шаржи, а Егунов
несколько дней работал над реставрацией макета театра,
который когда-то сделал и передал музею.

Многие годы Елена Васильевна покупала у художников
картины для музея. Платили перечислением. Помнит, когда
договорились о приобретении работы Сергея Коренева, у него
не оказалось сберегательной книжки. «Подумаешь, сходи и
положи немного», — посоветовала она. У художника не
оказалось в кармане и рубля. Тогда Прядко завела на его имя
книжку, положив на счет три рубля. Сергей потом всегда перед
ней отчитывался: «Все деньги снял, оставил только твой
трешник».

Сбор материалов для музея — работа непростая,
требующая от сотрудника многих личностных качеств. «В
молодости мне легко было собирать материалы о молодых,
потому что сама была молодой; сегодня интереснее работать с
ветеранами, людьми почтенного возраста. Если кто-то из нас
заболеет гордыней, придет к человеку и потребует: «Дайте», —
поверьте, никто не даст. В организации любого музейного дела
подход нужен особый», — рассказывает Прядко.

В музее готовилась выставка, посвященная национальным
диаспорам нашей области, «Мы все сибиряки». В городе их так
много, что работа казалось неподъемной. Стали знакомиться,
рассказывать о задуманном. Все председатели национальных
обществ оказались людьми, открытыми для общения, с
энтузиазмом восприняли начинание музея. Каждый день они
несли вещи, документы, фотографии, старались ярко и
самобытно представить свою национальность.

Со многими людьми тогда познакомилась и подружилась
Елена Васильевна, вдохновенно и ярко рассказывала во время
экскурсий о национальных диаспорах, живущих не только в
Иркутске, но и по всей области. Помогали ей в работе председатель
татарского общества 91-летний Мухамедгали Хамсивалиевич
Хамзин, киргизского — Бейшеналы Акматалыевич Амыралыев.
Согласитесь, довольно непривычно звучащие для нашего слуха
имена. Елена Васильевна произносит их без запинки, потому
что стали они ей родными.

Эту выставку планировали на год, стоит она уже второй,
пользуясь популярностью у жителей города и многочисленных
гостей.

Первый раз Елена Васильевна попала за границу с
иркутской делегацией, представлявшей достижения нашей
области в австрийском городке Линце, расположившемся
высоко в горах. Она вспоминает, какой тяжелой была эта
поездка. Сначала монтировали выставку, потом водили по ней
экскурсии. Приходилось быть в выставочном зале до последней
минуты рабочего дня, пока все посетители не уйдут.

А по-другому и не мыслит себя в этой жизни человек, по
крупицам собирающий историю. Ради завтрашнего дня.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры