издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Остров сокровищ

  • Автор: Беседовал Иван КИНЩАК

В этом году исполняется 135 лет Иркутскому областному художественному музею. О том, как ему удалось пережить перестроечную вакханалию и при этом не только сохранить, но и приумножить свое достояние, мы попросили рассказать директора музея Елену Станиславовну ЗУБРИЙ, занимающую свой пост уже пятнадцать лет.

— Елена Станиславовна, вашему музею удалось не
только сохранить себя в смутные девяностые, но и
создать хороший задел для развития. Скажите, что
представляет собой Иркутский областной
художественный музей (ИОХМ) сегодня?

— Не без гордости могу сказать, что нынешний ИОХМ —
это уже музей не областного, но федерального уровня.
Дело в том, что вот уже несколько лет мы не только
выставляем свои коллекции, но и плотно работаем
с лучшими музеями России и показываем свое собрание
за границей. Как знают многие иркутяне, недавно в
наших стенах прошла выставка известных произведений
искусства собрания Эрмитажа. В планах — приезд в
Иркутск экспозиции из ста произведений искусства
Русского музея и Лондона, и это будет огромный подарок иркутянам. А такой чести
— принимать у себя экспозиции из Русского музея и
Эрмитажа — удостоены всего несколько музеев в стране.

Надо сказать, что экспонировать выставки Русского музея
и Государственного Эрмитажа — престижно и
экономически оправданно. Так, когда мы принимали
выставку из Эрмитажа, посвященную искусству
античности и его влиянию на мировую культуру, общие
затраты музея составили восемьсот тысяч рублей. А
доход — три с половиной миллиона. И это при том, что
четвертая часть всех, кто пришел на выставку,
посетили ее совершенно бесплатно. Это были социально
необеспеченные люди, ветераны, дети, пенсионеры,
военнослужащие.

Но мы не только принимаем выставки. Сейчас экспонаты
Иркутского художественного музея участвуют во
всемирном проекте «Европалия». «Европалия» — это
фестиваль искусства и культуры, который проводится
по инициативе Евросоюза с 1969 года. Он посвящается
только одной стране и проводится раз в два года в
Бельгии. На этот раз он полностью посвящен культуре
России и проводится под патронажем президента
В.В.Путина и короля Бельгии Альберта II. В нем
участвуют несколько музеев Москвы, Санкт-Петербурга
и регионов, при этом только три — из Сибири: омский
музей, наш, иркутский, и музей из Бурятии. Мы везем
на выставку семь великолепных произведений Фаберже,
которые наряду с уникальными коллекциями музеев
России будут представлены на выставке «Искусство
Фаберже — самой известной ювелирной фирмы России
рубежа XIX-XX веков».

Но самое главное, пожалуй, то, что за прошедшие
пятнадцать лет Иркутский художественный музей вдвое
увеличил свою коллекцию, и сейчас она насчитывает
более двадцати двух тысяч произведений искусства.
Мы, например, имеем самую большую в Сибири и на
Дальнем Востоке коллекцию фарфора и наиболее ценную
коллекцию искусства Китая, а благодаря спонсорам
музей имеет возможность приобретать в России и за
рубежом лучшие произведения мирового искусства.

— Но музей, наверное, развивается и в других
направлениях?

— Да, конечно. Недавно мы открыли художественную
галерею на Карла Маркса, 23, и, кроме того, после
реставрации, после долгих лет консервации открыли
для посещения три здания усадьбы Сукачева.
Реставрация усадьбы пока не завершена, но
поток посетителей растет с каждой неделей. Работы
здесь еще непочатый край, но даже то немногое, что
сделано на сегодняшний день, — это огромный вклад в
развитие всей иркутской культуры. Ведь усадьба
Сукачева — это единственная сохранившаяся в
Восточной Сибири городская усадьба XIX века.

Однако открытием новых филиалов деятельность
Иркутского художественного музея не ограничивается.
Уже пятнадцать лет мы выпускаем новые книги о
живописи, об истории искусства. К сожалению, средств
на издательскую деятельность не хватает, и поэтому мы
вынуждены искать спонсоров. Так, благодаря им (и при
поддержке администрации Иркутска) ИОХМ в прошлом
году выпустил первую в Сибири книгу об искусстве для
детей. Увидели свет книги «Рембрандт и его
окружение», «Рубенс. Время барокко», «Английская
гравюра XVIII века. Век Просвещения», «Российские
акварели XVIII—XX веков в собрании ИОХМ». А сейчас в
московском издательстве вышла книга «Иркутский
художественный музей». К слову сказать, обычный
тираж таких книг — тысяча экземпляров — обходится в
среднем в шестьсот тысяч рублей. Конечно, без помощи
спонсоров у нашей издательской деятельности были бы
куда более скромные масштабы… Надо сказать, что
все книги, которые выпускает Иркутский
художественный музей, отличаются великолепной
полиграфией. Но самое главное, пожалуй, даже не это.
Дело в том, что столичные специалисты в области
культуры, как, впрочем, и многие московские печатные
издания, отмечают не только высокий уровень этих
книг, но и очень серьезную квалификацию сотрудников
музея.

— Полагаю, у музейного дела в Иркутске немало
проблем. Кому, как не вам, председателю областного
совета директоров музеев, должно быть об этом
известно…

— Да, от проблем никуда не денешься. Ведь дело в
том, что и содержание зданий музея, и издательская
деятельность, и реставрационные работы, и пополнение
коллекции — все это требует достаточно больших
денежных средств. И, как я уже говорила,
рассчитывать в этом отношении только на бюджет не
приходится — средства на эти нужды выделяются
минимальные. Поэтому постоянно приходится искать
средства на стороне и очень аккуратно использовать
доходы музея. Так, например, достаточно большую
часть доходов, полученных от выставки Эрмитажа, мы
направили на реставрационные работы и издание новой
книги. Кроме того, почти полностью за счет
спонсорских средств была открыта галерея на ул.
Карла Маркса, 23, — на это потребовалось без малого
четыре с половиной миллиона рублей. Что касается
текущего года, то на настоящий момент музей получил
от всех своих друзей помощь в размере более полутора
миллионов. На эти деньги мы смогли пополнить
коллекцию и организовать несколько выставок в разных
городах области, издать высококачественные каталоги.

— Кто же помогает художественному музею?

— Среди наших спонсоров — банки, промышленные
предприятия, различные торговые фирмы,
государственные структуры да и просто состоятельные
люди, неравнодушные к искусству. Причем помощь к нам
приходит не только из Иркутской области, но и из
разных городов России. Нам оказывают
финансовую поддержку, дарят картины из своих
частных собраний.

Или вот, например, недавно возникла необходимость
приобрести редкую коллекцию китайской живописи XIX
века. Мы просто обратились в иркутское отделение
одного из столичных банков, зная, что этот банк
спонсирует многие мероприятия Государственного
Русского музея. И благодаря помощи банка мы
пополнили свое собрание новой уникальной коллекцией.

Сейчас вокруг художественного музея
сформировался уже достаточно большой круг состоятельных
людей, неравнодушных к искусству. Они с пониманием
относятся к проблемам музея, а наши сотрудники, в
свою очередь, помогают им комплектовать частные
коллекции, консультируют в вопросах искусства.
Друзья Иркутского художественного музея не только
помогли нам выжить в трудные годы, но и до сих пор
делают все возможное для того, чтобы музей
развивался.

Кроме того, многие произведения искусства требуют
реставрации. Далеко не все из них мы можем
отреставрировать у себя — элементарно не хватает
специалистов, а расширить штат реставраторов нет
возможности из-за отсутствия помещений под
реставрационную мастерскую. Поэтому многие
произведения искусства отправляем в Москву и
Санкт-Петербург. Все это требует больших расходов —
на проведение работ, на транспорт, на организацию
охраны и т.п. К счастью, железные дороги и
авиакомпании предоставляют нам льготные тарифы,
охранные предприятия обеспечивают сопровождение
произведений искусства, а спонсоры нередко дают
деньги и на сами реставрационные работы, которые
чрезвычайно сложны и очень дороги.

— Итак, Иркутский художественный музей получает
немало спонсорской поддержки. А как складываются
отношения ИОХМ с областным комитетом по культуре?

— Нам очень хотелось бы, чтобы качество принятия
решений по всей музейной сети Прибайкалья было
значительно выше. Ведь когда приезжаешь в столицы,
поражаешься той активности и заинтересованности,
которую проявляют государственные структуры в
сохранении культурного наследия; не губернаторы, а
именно областные и городские комитеты по культуре!
Ведь мы прекрасно понимаем, что у каждого
руководителя свои заботы — я, например, как
директор, могу и не знать, что сегодня в мастерской
музея не было специального клея. Но при этом обязана
нести всю полноту ответственности за безопасность
музея и его уникального собрания. Передать потомкам
ту материальную культуру, которую сохраняют музеи, —
это прямая задача государства.

Увы, на сегодняшний день больше половины иркутского
областного бюджета культуры уходит на театры. Мы не
имеем ничего против театров, но дело в том, что
основу всей культуры нации, ее фундамент составляют
библиотеки и музеи. Они накапливают в себе наш опыт,
нашу историю и не дают разорваться той нити,
которая связывает народ с его прошлым, обеспечивают
преемственность поколений. Музеи и памятники культуры
— это и есть то, что называют культурным генофондом.

И очень печально, что здание Иркутского
художественного музея, которое находится на самой
оживленной улице города, находится в весьма плачевном
состоянии.

При этом проектирование реконструкции и
технологической модернизации здания музея так и не
было доведено до конца. Мы задыхаемся, музей просто
не умещается в этом старом здании. Картины губит
пыль, сырость, отсутствие света. Это проблему может
решить только реконструкция музея. Если она все-таки
произойдет, то все технические службы переместятся в
подвал и реставрационные мастерские смогут
переехать на третий этаж, поближе к свету.

До сих пор не произведена реставрация пристроев к
памятнику архитектуры на Карла Маркса, 23, где
находится филиал музея. А ведь это здание XIX
века, в котором некогда располагался банк,
возглавлявшийся интереснейшим человеком
Б.П.Шостаковичем, сосланным в Сибирь за помощь
генералу Домбровскому — герою Парижской коммуны. А
жена Шостаковича была подругой Ольги Чернышевской.
То есть это здание уже само по себе нуждается в
памятной доске. Спонсоры по предложению музея
оплатили все проектные работы, а это более
миллиона рублей. Однако средств на реставрацию так и
не нашлось.

Однако не хотелось бы заканчивать разговор на
печальной ноте. Прежде всего потому, что коллектив
музея — умный, талантливый, энергичный и очень
опытный. За последние пять лет он сильно омолодился
— мы приняли на работу большое количество
выпускников Иркутского технического университета и
Бурятской академии культуры. Мы предоставляем нашим
сотрудникам возможности для профессионального роста,
и некоторые из них учатся в институте им.Репина
Академии художеств в Санкт-Петербурге. И мы не
сомневаемся, что Иркутский художественный музей
сможет достойно встретить выставку из Русского
музея и Лондона и представить свою коллекцию в
Брюсселе. Кроме того, мы организуем собственные
выставки, и каждый год шесть-семь экспозиций
работают в разных городах Иркутской области.

У Иркутского художественного музея — прекрасное
будущее. Оно обязательно наступит, но только тогда,
когда государство обратит на него внимание. И тогда
наш Иркутск вернет себе звание сибирского Петербурга
— высококультурного города, достойного того, чтобы
называться столицей Восточной Сибири.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры