издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Жемчужина бурятской культуры

  • Автор: Александр МАГЛЕЕВ, кандидат политических наук

В 1977 г. в Иркутске, в театре музыкальной комедии, проходило торжественное заседание общественности области, посвященное 40-летию Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. И вот на сцене бурятка с многочисленными наградами на лацкане строгого костюма. "Шаракшинова... Шаракшинова... Надежда Осиповна", -- шепотом пронеслось по зрительным рядам. И я видел, как радостно заблестели глаза у моих земляков, какими добрыми, радушными стали их взгляды.

Пронеслись годы, и в 1989 г. мне, как инструктору обкома партии, поручили курировать
вопросы национальных отношений. Мои встречи с представителями бурятской научной
интеллигенции, конечно же, начались с визита к Надежде Осиповне. Вот я у нее в квартире.
Она приветливо усадила меня за стол, и мы за чашкой чая ведем неспешный разговор. Мне
было интересно абсолютно все, я понимал, что передо мной живая легенда. Я живо
интересовался и ее научными работами, и как она пришла в науку… В год
90-летия со дня рождения Надежды Осиповны я хотел бы рассказать об этой удивительной женщине.

Надежда Шаракшинова родилась в сентябре 1915 г. в с. Бохан. Ее отец, Осип
Иванович Шаракшинов, работал учителем школы первой ступени. Вскоре он был отправлен на
учебу в императорскую Казанскую духовную академию. Надежда Осиповна показывала мне
его визитную карточку «Иосиф Иванович Шаракшинов —
студент Высших миссионерских курсов
г. Казани». После завершения учебы он преподавал старо-монгольский язык и несколько других
курсов в этой академии. В родной Бохан Осип Иванович вернулся только после окончания
гражданской войны. Стал работать преподавателем монгольского языка в местной школе.
Кроме того, он преподавал монголоведение, географию, историю и буддизм на курсах,
организованных для неграмотных взрослых. Надежда Осиповна сохранила семейную
реликвию, и я с неподдельным интересом читал написанное каллиграфическим почерком
расписание занятий по арифметике, русскому языку, естествоведению, гигиене, сельскому
хозяйству, различным темам по истории, составленное ее отцом. Осип Иванович рано ушел из
жизни. Мама, Евдокия Васильевна, очень хотела, чтобы ее дочь стала такой же образованной,
как и ее отец, и приложила все усилия для того, чтобы маленькая Надя окончила школу второй ступени.

Уже в 16 лет Шаракшинова была направлена районным отделом народного
образования учительствовать в начальную школу д. Усть-Тараса. Позднее ее, владевшую
монгольским и русским языками, пригласили преподавать на монгольском рабфаке в г. Улан-
Удэ, где она закончила литературный факультет пединститута. Молодую женщину с высшим
образованием, конечно же, заметили, и она была приглашена
на партийную работу. Но желание заниматься наукой не оставляло ее, и после окончания
войны Н. Шаракшинова поступает в аспирантуру Института востоковедения АН СССР. Там она вплотную
занялась научной работой под руководством выдающегося советского монголоведа,
исследователя и переводчика «Сокровенного сказания монголов» академика С.А. Козина.
Прекрасное знание монгольского и бурятского языков, с детства привитая любовь к устной
народной поэзии, глубокое стремление приобщиться к духовной культуре родного народа
предопределили выбор ее научных изысканий. Однажды прикоснувшись к истокам эпической
поэзии бурят, она до конца своей жизни осталась преданной избранной научной теме. В
1949 году она успешно защищает кандидатскую диссертацию на тему: «Героический эпос бурят
Усть-Ордынского национального округа».

В течение 45 лет она была связана с филологическим факультетом Иркутского
государственного университета, где преподавала русский и бурятский фольклор, бурятскую
литературу, читала спецкурсы, вела спецсеминары по бурятоведению и монголистике.
Однажды она рассказывала мне один эпизод, связанный с историей образования бурятского
отделения на филологическом факультете ИГУ. «В 1944г. я, как
секретарь райкома партии, в
составе рабочей группы встречалась с руководителями области. Когда они узнали, для каких
целей будет создаваться бурятское отделение, у одного из них высоко взметнулась бровь:
«Как…? Буряты будут преподавать русский язык?» Тогда я объяснила, что в отдаленных улусах
многие буряты плохо владеют русским, и им необходимо, чтобы учитель преподавал детям
русский язык, используя родной бурятский. Они согласились с моими доводами и вскоре
решением министерства отделение было создано». Слушал я Надежду Осиповну и думал:
«Какой огромный путь прошли мои земляки, опираясь на мощь государства и поддержку
русского народа. Сегодня в Иркутске 10 докторов наук и около полусотни кандидатов, и в этом
немалая заслуга сидящей передо мной хрупкой женщины».

Первые шаги научной деятельности Н.О. Шаракшиновой совпали с очень трудным
периодом в отечественной фольклористике, эпосоведении в целом и гэсэроведении в
частности, когда в некоторых научных и общественных кругах существовало сложное
отношение к культурному наследию прошлого, когда «Гэсэр», как и эпические
произведения других народов, рассматривался как
феодально-ханский эпос. В этот период Н. Шаракшинова,
несмотря на «научную молодость», вместе с такими учеными, как Г.
Санжеев, А. Уланов, Г. Румянцев, отстаивала свои взгляды о «Гэсэре».

Трудно переоценить вклад Надежды Осиповны в изучении «Гэсэра» и всего
эпического творчества бурят. Первые результаты поисков и исследований были изложены в ее
работе «Героический эпос бурят». Этот труд по праву следует рассматривать как значительное
явление в бурятской фольклористике. В 1969 году в издательстве Иркутского университета
увидела свет ее монография «Героический эпос о Гэсэре», явившаяся логическим
продолжением предыдущего исследования автора. Эта монография была отмечена Почетной
грамотой и второй денежной премией на выставке-смотре результатов научных исследований
вузов Восточной Сибири в 1971 году.

Своеобразным и закономерным итогом целенаправленного изучения героико-эпической
поэзии бурят явилась блестящая защита докторской диссертации в 1972 году по теме:
«Улигеры как памятник духовной культуры бурят». В 1987 году выходит в свет очередная
монография, посвященная исследованию бурятских улигеров, «Героика-эпическая поэзия
бурят» — итог многолетнего неустанного труда, архивных поисков, собирательской работы. За
этот труд Надежда Осиповна была награждена в 1990 году дипломом и третьей премией
Государственного комитета СССР по народному образованию за лучшую научную работу.

Научное наследие Н.О. Шаракшиновой не ограничивается только исследованиями по
эпической поэзии бурят и героическому эпосу «Гэсэр». В бурятском фольклоре практически
нет жанров, которые остались бы вне поля зрения ученого. Свидетельство тому —
учебные пособия «Бурятский фольклор» (1959г.) и «Бурятское
народное поэтическое творчество» (1975г.), последнее из которых по достоинству было
отмечено на республиканской выставке внутривузовских изданий 1975 года Почетной
грамотой Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР и
республиканского комитета профсоюза работников просвещения, высшей школой и научных
учреждений РСФСР.

Особое внимание Н. Шаракшинова уделила таким жанрам, как мифы, загадки, народные песни,
вопросы шаманизма, легенды и придания, которые стали предметами ее специальных
исследований: «Лирические песни бурят» (1973г.), «Загадки» (1980г.), «Мифы бурят» (1981г.).
Работы Надежды Осиповны стали настольной книгой не только фольклористов, но и
специалистов смежных дисциплин — историков, этнографов, культурологов, лингвистов и
краеведов. Благодаря ее кропотливым исследованиям обнародован портрет известного
сказителя Маншуда Эмегеева в ее книге «Героический эпос о Гэсэре».

До последних дней Надежда Осиповна увлеченно работала над текстами улигеров,
записанных ею в разные годы, и их переводами. В одну из наших встреч она показывала мне
многие свои рукописи, сетовала, что не может издать их. Я, в то время заведующий отделом
национальных отношений и связям с общественностью областной администрации, дал ей слово
сделать все возможное, чтобы этот научный труд стал достоянием нашего народа. Эта большая
работа ученого завершилась подготовкой книги «Бурятские улигеры». В 1999 г. по статье
областного бюджета «Национальная политика» были выделены финансовые средства на
издание этого исследования, которое была опубликовано в конце 2000 года,
уже после смерти Надежды Осиповны.

Благодаря ее многолетней собирательской деятельности науке стали известны новые
варианты героических сказаний о Гэсэре, «Алтан Шагай», ранее неизвестные улигеры
талантливых сказителей П. Дмитриева, П. Тушемилова, А. Тороева, Н. Шобонова и других.
Ею опубликовано более ста работ в России и за рубежом, среди которых более десяти
монографий, несколько учебников для средних школ и методические пособия для студентов.

Много сделано Н.О. Шаракшиновой для укрепления межнациональных научных связей.
Помимо непосредственного участия в работе международных конференций и конгрессов,
налаживания личных творческих контактов, она знакомила зарубежных коллег с трудами
отечественных фольклористов, этнографов, монголоведов, публиковала за границей статьи по
различным аспектам бурятской устной народной поэзии; поддерживала широкие научные
связи с учеными республик бывшего СССР, а также
Монголии, Японии, Китая, Франции, Индии, Польши, Венгрии, Германии.

В 1995 г. Надежду Осиповну, как одну из крупнейших исследователей «Гэсэра»,
губернатор Юрий Ножиков
своим распоряжением включил в состав официальной делегации Иркутской области,
принимавшей участие в праздновании 1000-летия «Гэсэра». Я видел, как к ней
подходили и уважительно здоровались многочисленные ученики,
коллеги.

Н.О. Шаракшинова проводила активную общественную работу. Начиная с 1952 по 1995
год она была ответственным секретарем и членом правления Общества советско-монгольской
дружбы, с 1975 по 1995 год — членом президиума Иркутского областного союза обществ дружбы
и связей с зарубежными странами. Многолетний научный труд и многогранная общественная
деятельность заслуженно отмечены пятью советскими и двумя монгольскими
правительственными наградами, среди которых орден Дружбы народов.

До последних дней жизни Надежда Осиповна сохранила широту и ясность научной мысли,
огромную работоспособность, общительность и жизнерадостность.

Имя Н.О.Шаракшиновой, первой бурятки, кандидата и доктора наук, профессора,
широко известно не только в нашей стране, но и за рубежом, труды ее будут служить
исследователям маяком на долгие годы.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры