издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Состоявшийся человек

  • Автор: Игорь АЛЬТЕР, журналист

Директору академического драматического театра Анатолию Стрельцову -- 55 лет

Однажды один известный персонаж из произведения не менее
известного классика изрек со сцены Иркутского областного
драматического театра имени Н.П. Охлопкова: «Человек
— это звучит гордо!». Вы, Анатолий Андреевич, своей работой
в этом театре доказали, что директор — тоже человек!

Когда наступили новые времена и стало ясно, что театр
начинается не с вешалки, а с отсутствия финансов, Вы
сумели так отреставрировать этот шедевр архитектурного
зодчества, что о таком театре теперь мечтают лучшие коллективы
России, СНГ, да, пожалуй, и Европы.

Когда многие директора безуспешно ломали голову, как
отправиться на гастроли хотя бы в соседний город, Вы
умудрились дважды с успехом побывать на гастролях в Америке,
прорубили окно в Европу, съездив в Германию и Болгарию,
а сейчас уже собираете чемоданы в Японию. Эти маршруты
говорят о многом, но прежде всего о востребованности
Вашего театра.

Здесь еще можно пространно говорить о ставших традиционными
вампиловских фестивалях и о «Сиянии России», одно только
проведение которых требует незаурядных организаторских
способностей, но вот беда — газетная полоса не резиновая.

Я легко могу продолжить список Ваших добрых дел, приумноживших
славные традиции культурной жизни земли сибирской, но
суть не в этом. Меня их количество и масштабность наталкивает
на безумную мысль — уж не ровесник ли Вы театру?! Кстати,
Ваша мудрость, присущая старцам Востока, в разрешении
сложнейших, казалось бы, безвыходных ситуаций в культурной
жизни нашего региона лишний раз убеждает в этом.

У каждого из нас наступает свой момент истины. Это случается
всего один раз, когда человеку жизнь дважды выставляет
«отлично» в день его 55-летия. Большинство соответствуют
такой оценке лишь по количеству прожитых лет, меньшинство
— по количеству содеянного. Вас, Анатолий Андреевич,
смело можно отнести к разряду вторых.

Я знаю, что Вас на заманчивых условиях приглашал на
работу в столицу сам Калягин. А Вы остались верны столице
Восточной Сибири. И правильно сделали: для казацкой удали
и темперамента — Вы ведь из казаков — сибирский воздух
больше подходит. Он чище.

Вот почему если бы меня сейчас попросили найти точный
синоним к словосочетанию «состоявшийся человек», я бы,
не задумываясь, поставил фамилию Стрельцов.

Антон ШЛОЙДО, генеральный директор ЗАО «Иркутскпромстрой»

В нашей жизненной круговерти редко, но происходят события
необыкновенные и значимые. В Иркутске таким событием
стал юбилей директора театра им. Н.П. Охлопкова Анатолия
Андреевича Стрельцова.

Его жизнь не укладывается в обычные рамки. Неформал, как
модно сейчас говорить. Он удачлив во всем — в театре,
в общей деятельности, у него семья, дом — полная чаша.
Многое ему было дано от рождения, многого он добился
сам.

Мы знакомы с ним не очень давно, с момента реставрации
театра.

Помню годы реконструкции театра. Все это время в его стенах
разыгрывался грандиозный спектакль, имя которому — стройка.
Здесь порой такое закручивалось, что многие драматурги
бы позавидовали. А писалась эта пьеса в основном на еженедельных
заседаниях штаба стройки. Спорили, ругались. Порой не
совпадали идеологические подходы членов штаба, в который
входили чиновники, строители, работники управления культуры,
ЦСН и сам Стрельцов. Но все равно находили решение, устраивающее
всех.

Но когда дело доходило до конструктивных решений, последнее
слово всегда было за человеком, кажется, очень далеким
от строительства, а именно — за директором академического
драматического театра Анатолием Стрельцовым. Да это и
понятно: строители уйдут, а директор останется в своем
обновленном доме. И ему тут работать. Так что Анатолий
Андреевич за эти два с лишним года научился многому,
многое для себя открыл.

И он верил в нас. Он болел за все: решал, какие будут кресла
в зале, — и ехал за уникальной мебелью в Италию (такая
есть только в «Ла Скала»); каким будет театральное освещение,
звук. Эти важные составляющие театрального
действа произведены в лучших фирмах мира (США, Чехия,
Франция) и отвечают последним достижениям техники.
На сегодняшний день лучшего театрального оснащения в
стране нет.

Дорогой Анатолий Андреевич! Я желаю Вам больших творческих
успехов. Чтобы благодаря Вам не угасала жизнь духовного
храма нашего города, чтобы свершились все Ваши замыслы
и планы.

Примите пожелания здоровья, процветания, благополучия
и веры в свои силы.

Михаил ВИНОКУРОВ, ректор БГУЭП

Анатолий Андреевич Стрельцов — удивительный, разносторонне
одаренный человек! Он сочетает в себе качества театроведа,
в высоком смысле этого слова, и потрясающе талантливого
менеджера, уверенно ведущего творческий коллектив театра
по сложному пути театральной реформы. Соединение мастерства
и опыта мэтров театрального искусства с энергией и новаторством
молодых актеров, глубокая продуманность репертуара театра,
позволяющая формировать зрительскую аудиторию из всех
возрастных групп, трезвое понимание того, как жить театру
в условиях рыночной экономики, — таковы, на мой взгляд,
наиболее яркие черты, характеризующие деятельность директора
Иркутского драматического театра.

И, конечно же, присущий ему дух молодости! Анатолий Андреевич
с удовольствием встречается со студентами иркутских вузов,
чутко улавливая настроения и культурные запросы современной
молодежи. Несколько интересных встреч состоялось у него
и со студентами Байкальского государственного университета
экономики и права, итогом которых стало создание в БГУЭП
театральной студии под руководством молодого режиссера
театра Геннадия Гущина. В день юбилея Анатолия Андреевича
хочу пожелать ему большого личного счастья, а его любимому
драматическому — широкого признания театральной публики
как в России, так и за рубежом.

Гайдар ГГАЙДАРОВ, депутат Законодательного собрания,
заслуженный врач РФ, профессор

Об Анатолии Андреевиче Стрельцове сказать коротко трудно.
Он сочетает в себе столько хороших качеств, и обо всех
хочется вспомнить и рассказать. У него огромной
силы харизма. Его харизматическая энергетика влияет на людей.
Он лечит словом. Люди идут к нему со своими горестями,
за советом, и он им помогает. Он беспокоится о своих сотрудниках.
Театр для него — это большая семья, и он, как многодетный
отец большого семейства, переживает за каждого. Все радости
и беды он делит с ними. Это очень надежный человек,
сильный, мужественный и добрый. Он — настоящий!

Бывают руководители, заботящиеся только
о своем благе, он же думает о себе меньше всего. На
первом плане у него всегда забота о том, чтобы театр
был уютным, красивым, ухоженным, чтобы в нем кипела
работа, чтобы в театр приходили люди и, уходя, стремились
прийти снова, чтобы в нем жил всегда дух молодости и
творчества.

Желаю вам крепкого здоровья, благоденствия, неиссякаемой
энергии, пусть всегда вас радуют дети и внуки, оставайтесь
таким, какой вы есть, настоящим человеком, добрым
и надежным другом, профессионалом высшей пробы.

Владимир ШАГИН, директор Иркутского музыкального театра

Уважаемый Анатолий Андреевич!

Очень рад поздравить Вас с очередной вехой Вашей жизни.
Вы являетесь примером для подражания в служении театру.
Вы человек, который знает театр не понаслышке и не
со стороны зрительного зала. Вы знаете его так, как не знает никто
другой. Наверно, и у Вас были моменты отчаяния, когда
какое-нибудь задуманное дело не получалось не по Вашей
вине. Но Вы всегда спокойны и уверенны. И благодаря Вашему
умению находится выход из любого положения. Коллектив
Ваш живет, не зная порой, как тяжело это все достается.

Мне хочется пожелать Вам долгих лет жизни и жизни в театре,
так как понимаю, что Ваша жизнь и жизнь театра неотделимы.

Желаю Вам, чтобы люди, окружающие Вас, были искренни в
своих отношениях к Вам.

Крепкого Вам здоровья!

Людмила КОЛЕСНИК, директор Иркутского областного краеведческого
музея

Дорогой Анатолий Андреевич!

От всей души поздравляю Вас с юбилеем!

Ваша любовь и преданность театру дают Вам мощный творческий
импульс быть таким талантливым человеком и руководителем.
Но в этот день особенно хотелось бы отметить Ваши человеческие
качества, такие как доброта, открытость, большое чувство
юмора, широта души, присущие людям, родившимся на Дону,
а также любовь к жизни, искренность, плещущую через край энергию.
Оставайтесь всегда таким же энергичным, успешным, удачливым
и обаятельным мужчиной.

Желаю, чтобы жизнь приносила радость, удовольствие, чтобы
всегда было желание и возможность достигать успеха. Пусть
в Вашем доме царят любовь, мир и согласие. В этот замечательный
день примите искренние пожелания крепкого здоровья, неиссякаемого
оптимизма, новых свершений и творческих успехов, благополучия
и хорошего настроения, надежных коллег и партнеров.

Сергей КОРОБКОВ, художественный руководитель Государственного
театра Наций (г. Москва)

Анатолий Андреевич Стрельцов — из той редкой породы
театральных людей, к которым слово «деятель» подходит
со всей определенностью. Стрельцов — деятель, созидатель
или, как говорили в старину про избранный театральный
люд, — труженик сцены. Деяние и созидание в современной
эпохе Иркутского драматического театра ощущаются буквально
во всем — от того, как встречают зрителя перед началом
спектакля, до выбора репертуара и всесторонней заботы
о труппе. В Стрельцове чувствуется эта избранность, избранность
служителя сцены, которая, конечно же, сама по себе ниоткуда
не берется, а формируется благодаря многочисленным умениям,
врожденным и благоприобретенным, благо Стрельцов никогда
не стеснялся учиться, наблюдать, пробовать, отважно искать
наиболее оптимальные и времени отвечающие модели существования
театра.

Стрельцов блестяще разбирается в том, что называется
театральными тенденциями времени. Он из тех тяжеловесов,
кто знает про театр все или почти все. Знает, как выстраивать
взаимоотношения театра с публикой, в чем ей потакать,
а в чем отказывать. Он похож на своеобразного театрального
часового, хотя всем своим респектабельным видом скорее
напоминает европейского продюсера. Он не пускает
на сцену фальшь, запрещает сиюминутное, никогда не лебезит
перед театральной модой, он понимает то, что есть, было
и будет самим предназначением театра — говорить о человеке,
о мире, о взаимоотношениях, наполняющих содержанием и
целесообразностью все сущее и все сущностное. Отсюда,
наверное, его преданность драматургии Вампилова, отсюда
же — любовь и поклонение русской классике, отсюда —
неустанная забота о том, чтобы зритель, приходя в его
театр, уходил оттуда уже другим — вкусившим новых смыслов
и новых эмоций, обитаемых на подмостках в игре сильных
и интересных актеров иркутского театра.

Новый век переменил расстановку сил в пространстве русского
репертуарного театра. Все чаще и чаще главным ответственным
за его статус становится не режиссер, а директор — часовой
или домовой, — кому как нравится его называть. Режиссеры
приходят и уходят, ищут лучшей доли, растут и вырастают,
завоевывают новые сцены, а директор остается, и кажется,
один он и остается ответственен за сохранение театрального
духа в тех стенах, которым — хозяин. Далеко не все
из современных директоров могут похвастаться тем, что
это им удается. В иных театрах штормит и непогодит. А
вот Стрельцов умеет соединить в своих руках разные нити,
разные направления и разные судьбы театрального искусства.
Уважая творческих людей — режиссеров, артистов, художников,
— он, и только он, берет на себя главную ответственность
— перед зрителем и перед временем. И зритель и время,
думаю я, отвечают ему взаимностью.

Нелли МАТХАНОВА, писатель

Когда у меня появилась идея написать пьесу об иркутском
американце, я встретилась с директором театра А.А. Стрельцовым.
«Интересная история, пиши», — поддержал он меня.

И вот, волнуясь, читаю первый вариант, жду строгих замечаний
и критики, Стрельцов внимательно слушает, потом деликатно
и мягко говорит: «Может, я не прав, но, наверное,
эту сцену надо сделать по-другому, решай сама». Его
поддержка вдохновляла и помогала мне в работе.

Успешно прошла премьера, появились статьи в «Огоньке» и «Независимой
газете». Театр дважды был приглашен на гастроли
в США, штаты Калифорния, Орегон, Огайо, Филадельфия.
И везде теплый прием, благодарные американские зрители,
рецензии, интервью в газетах и на ТВ. Фото из спектакля
и подпись: «Срочно позвоните агенту Мерил Стрип, эта
история любви не знает границ». Для американцев спектакль
был не только историей их соотечественника, но и встречей
с талантливыми актерами, знакомством с Иркутском и Сибирью.

Усилиями А.А. Стрельцова театр был отреставрирован. Сейчас
само посещение театра — праздник для зрителей. Директором
подобрана отличная команда, начиная от билетеров, работников
цехов и заканчивая администраторами. Как тут не вспомнить
слова А.П. Чехова из письма Немировичу-Данченко: «Ваш
успех еще лишнее доказательство, что публике и актерам
нужен интеллигентный театр».

Алексей ХУДЯКОВ, начальник отдела искусств комитета по
культуре администрации Иркутской области

Вот уже 19 лет Анатолий Андреевич Стрельцов возглавляет
один из старейших театров России.

У этого театрального корабля замечательный капитан. На
всех уровнях, театральных форумах, фестивалях он отстаивает
принципы театра, которые ему близки, — глубокая вера
и преданность традициям русского реалистического театра.
Много сделал Стрельцов для театра и, уверяю, сделает
еще много славных и добрых дел, «не жалея живота своего».
Это целеустремленный, решительный, волевой человек.
Несмотря на его порой крутой нрав, люди платят ему любовью
и верностью.

Сколько интересных гастролей по России прошло с успехом!
Театр смело вышел и, думаю, полноправно закрепился
на международных сценических подмостках. Гастроли в США,
Польше, Германии, Монголии, Болгарии, Украине, Узбекистане
— это инициатива, бессонные ночи директора театра.

Директор мечтает о многом, и дай Бог, чтобы его мечты,
все добрые начинания осуществились.

Ксения КОВАЛЕВА, студентка, актриса народного театра
«Юность»

Дорогой Анатолий Андреевич!

Мне выпало счастье поздравить Вас от лица любительского
театра «Юность» с 55-летием. Это событие не может остаться
незамеченным не только для театральной элиты города Иркутска,
но и для молодого поколения театралов, растущих под вашим
чутким руководством.

В наше безразличное время кажется необыкновенным то,
что кому-то еще важно, чтобы молодежь увлекалась не только
распитием алкогольных напитков на набережной, важно зарождать
и поддерживать в молодых сердцах любовь к искусству в
целом и к театру в частности.

Фестиваль «Алые паруса», созданный Вами, подарил нам
не только неделю бесплатных спектаклей, хорошего настроения,
добрых песен и счастливых глаз, но и, что самое главное,
друзей-единомышленников, которых подчас так трудно найти.

Хотелось бы пожелать Вам достижения светлых и добрых
целей на Вашем творческом пути! Любви и счастья! А главное —
не терять веры и оптимизма, присущих Вам!

* * *

В адрес Анатолия Стрельцова в эти дни поступает много
поздравлений, которые все не могут быть опубликованы.

К поздравлениям присоединяются председатель
комитета по управлению Правобережным округом г. Иркутска
Николай Хиценко,
совет директоров ЗАО «Объединение «Ермак», коллектив музея им. Сукачёва,
художественный руководитель народного театра «Диалог» Валентина Просекина и многие другие.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры