издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Знать, чтобы действовать

  • Автор: Виктор КРУГЛОВ, председатель Законодательного собрания Иркутской области

Совсем скоро к нам, иркутянам, в наши семьи придет Новый год. У каждого праздника свои приметы, но у Нового года их особенно много. Всюду радостное оживление, улыбки, приветливые лица. Да и как будешь хмуриться, если тебе навстречу шагают Снегурочка с Дедом Морозом, а ледяная горка у пушистой елки так и манит лихо прокатиться вместе с шумной ватагой, где млад и стар, забыв о возрасте, радуются морозцу и собственной отваге. И каждый из нас испытывает в эти дни особое волнение. Ведь ожидание любимого праздника вполне сравнимо с долгожданной встречей самого праздника.

В ночь под Новый год начинаешь верить даже в сказочные мечты и строить самые
смелые планы. И это здорово, что ожидание встречи Нового года дает нам надежду,
прибавляет сил, хорошего настроения и уверенности в добрых переменах, которые
обязательно произойдут. Провожая уходящий 2005 год, давайте вспомним его добрым
словом. Для каждого из нас он прошел по-разному, но так или иначе стал частичкой
жизни, фактом биографии. И хотя не всегда, может быть, старый год дарил только
приятные и радостные события, мы убедились в том, что сообща в наших силах
сделать грядущие дни светлее, лучше, справедливее.

Для депутатов Законодательного собрания 4-го созыва 2005 год стал первым годом
выполнения своих полномочий. Позади уже 17 сессий, 18-я состоится 28 декабря. В
общей сложности принято свыше двухсот законов, а всего только на пленарных
заседаниях рассмотрено около семисот различных вопросов, включая депутатские
запросы и обращения. Столь же результативно действовали постоянные комитеты и
комиссии. И хотя арифметический подсчет не всегда самый лучший способ оценки
эффективности законодательной работы, итоговые цифры свидетельствуют о высоком
профессионализме и единстве действий депутатского корпуса. Иркутский парламент в
числе первых в России избирался по смешанной системе. В него вошли представители
пяти политических партий. Вторую половину собрания составили депутаты,
получившие мандаты непосредственно от избирателей. Несмотря на разницу в
политических пристрастиях, законодатели нового состава не только не увязли в
бесплодных дебатах, но и сумели объединиться и конкретными делами доказали
способность действовать в интересах всех жителей Приангарья. У нас сильный
депутатский корпус, объединивший людей высокой квалификации, с большим жизненным
и политическим опытом. Игорь Гринберг, Гавриил Франтенко, Сергей Мутовин, Илья
Сумароков — это управленцы высокого уровня, знатоки экономики. Владимир Потапов,
Антон Романов, Сергей Левченко, Алексей Козьмин, несмотря на разницу в возрасте,
— закаленные политические бойцы. Непоколебимым авторитетом среди коллег в своих
сферах деятельности пользуются Сергей Белокобыльский, Наталья Протопопова,
Гайдар Гайдаров, Виктория Дворниченко. Юрий Селезнев, Владимир Каутц, Геннадий
Нестерович, Аполлон Иванов — крепкие хозяйственники, знающие досконально изнутри
весь производственный механизм.

И, конечно, не могу не назвать Алексея Федорова — истинного государственника и
гражданина. Во многом благодаря взвешенной позиции депутата Федорова уже на
самом начальном этапе удалось добиться столь необходимой консолидации, уйти от
былых распрей, вспыхивавших зачастую в предыдущем созыве. Сегодняшняя же
атмосфера такова, что узкопартийные интересы или личная амбициозность попросту
не могут стать главенствующими. Очень важно, что и в депутатских фракциях и
группах последовательно выдерживается курс на консолидацию общих усилий и
подлинную коллегиальность действий. Ведь если говорить по большому счету, у нас
одна общая партия — Иркутская область и одна главная цель — благополучие жителей
Приангарья.

Лавина проблем обрушилась на депутатов еще перед началом 2005 г., на самом
старте созыва. Времени на раскачку они не получили. Требовалось срочно завершить
формирование областного бюджета. Без законодательного фундамента могла рухнуть
муниципальная реформа, что, конечно, нельзя было допустить. Самая же острая
ситуация возникла с заменой социальных льгот на денежные компенсации. Всем до
сих пор памятна реакция на монетизацию льгот, но протестная волна, достигшая и
Прибайкалья, у нас быстро пошла на убыль.

Нормализовать ситуацию удалось во многом благодаря последовательным усилиям
областного парламента. Во-первых, мы смогли своевременно сформировать пакет
законов из двух десятков нормативно-правовых актов. Они защитили интересы всех
категорий льготников — от ветеранов и инвалидов до студентов и детей. И, во-
вторых, под депутатский контроль были взяты действия исполнительной власти,
прежде всего органов социальной защиты. Удалось наконец-то навести точный учет
разных категорий льготников, определиться с объемами денежных компенсаций и
натуральных льгот. В областной реестр вошли 240 тыс. льготников, и подавляющая
часть — почти 208 тыс. человек — получает сегодня ежемесячные денежные выплаты.
Причем без сбоев и даже с некоторым опережением календарных сроков. В этом
депутаты убедились еще раз, заслушав 21 декабря на сессии отчет руководителя
областной соцзащиты населения.

Обращаясь к той или иной проблеме, пусть и самой горячей на данный момент,
депутаты стремились не только снизить «градус кипения» за счет разрешения
неотложных вопросов, но и оценивали перспективу, старались заглянуть вперед и
учесть просчеты. В качестве примера следует сослаться на наши действия
относительно реализации 131 федерального закона, запустившего механизм
муниципальной реформы. Всего было принято почти 50 различных областных законов.
Первым делом законодательно закрепили границы и статус муниципалитетов. Затем
основательной корректировке подверглись законы, регламентирующие местные выборы
и новое устройство власти. В частности, появилась возможность применения в
низовом звене многомандатной системы выборов, а местные отделения политических
партий получили право на выдвижение своих кандидатов.

Депутаты вовремя справились с созданием законодательного фундамента
муниципальной реформы. При новом, двухуровневом устройстве власти у нас будут
действовать 392 (вместо нынешних 37) муниципальных образования, а депутатские
полномочия получат свыше четырех тысяч человек. Но можно ли считать задачу до
конца выполненной? Пока самодостаточными остаются совсем немногие муниципальные
образования. Остальным требуется существенная поддержка, а она невозможна без
решения межбюджетных проблем по всей вертикали новой власти. В рамках областного
бюджета создан фонд поддержки муниципалитетов, но действовать надо и на других
направлениях. Чтобы местная власть смогла зарабатывать собственные доходы,
требуется быстрейшее завершение законодательного разграничения собственности
между уровнями власти. Пока с этим не спешат. Зато активность проявляется в
передаче отдельных полномочий с областного уровня в низовое звено. Только
почему-то забывается о финансовом обеспечении этого процесса. Поэтому в наши
ближайшие планы входит завершение формирования законодательной базы, чтобы
обеспечить полнокровное функционирование местного самоуправления. И прежде всего
в распределении доходов и расходов между уровнями власти, а также создании
прозрачной системы перераспределения бюджетных средств по всей вертикали.
Реформирование местного самоуправления — это вовсе не сбрасывание
ответственности вниз, на местную власть. Наоборот, разграничение полномочий
потребует от региональных и федеральных властей замкнуть на себе достаточно
широкий круг полномочий и более их не перекладывать на муниципальные
образования.

Ставим задачу одновременно развивать и прямые контакты с коллегами-депутатами,
избранными в городские, районные, поселковые и сельские Думы. Принято решение о
создании в аппарате Законодательного собрания новой структуры — департамента по
работе с местным самоуправлением. Обновление и перестройка работы ждут областной
совет представителей городских и районных Дум. В январе начнется серия кустовых
семинаров с участием областных депутатов и специалистов Иркутска. Надеемся, что
помощь с нашей стороны, прежде всего депутатам низового звена, окажется
своевременной, а контакты между представительными органами власти станут более
прочными и эффективными. Ведь важнейшая цель муниципальной реформы в том, чтобы
сблизить власть и народ. Она должна привести к тому, чтобы повсеместно появились
такие органы самоуправления, которые смогут вовлечь в решение повседневно важных
вопросов самих жителей. Не Москва, а мы сами, все вместе, будем думать, как нам
лучше обустроить свой дом, как наладить лучшую жизнь.

Депутаты, сталкиваясь на протяжении 2005 года с острыми проблемами, убедились в
том, что они должны учиться действовать на опережение. Мало принимать лишь
законы, пусть и весьма актуальные. Не менее важно чувствовать пульс жизни,
которая кипит за стенами парламента. Наша задача — видеть перспективу и
последствия принимаемых законов, смелее вникать в проблемы, возникающие в
реальной жизни. И справиться с этим можно во многом через усиление контрольной
функции собрания как представительного органа власти. Наступательная позиция
депутатов проявилась прежде всего в рассмотрении бюджетно-финансовых проблем.
Ужесточение контроля позволило почти на четыре процента снизить дефицит
областного бюджета текущего года, пополнив собственные доходы на 4,3 млрд.
рублей. В целом же областная казна против первоначального варианта увеличилась
на 21 процент. При декабрьской корректировке областной бюджет «подрос» почти на
600 млн. рублей за счет дополнительных отчислений с налога на прибыль. Это,
конечно, радует. Только возникают и резонные вопросы о том, насколько полно
разработчики бюджета учитывали будущие доходы? Почему столь существенной
оказалась разница между прогнозом и конечным результатом? Насколько полно в
экономических службах областной администрации осведомлены о перспективах
развития предприятий? Об этих проблемах еще предстоит размышлять, но подходы
депутатов к формированию областного бюджета уже изменились. Год назад принятие
главного финансового документа совпало с началом наших полномочий. Вынужденные
обстоятельства помешали глубоко вникнуть в бюджетные расчеты. С формированием
бюджета на 2006 год все было иначе. Впервые были проведены общественные дебаты
на депутатских слушаниях, а в бюджетном комитете почти месяц продолжались
рабочие совещания для предварительного анализа реальности каждой статьи бюджета.
Затем состоялось «нулевое» чтение на октябрьской сессии, по итогам которого
против первоначального варианта доходная часть бюджета увеличилась на 1,2 млрд.
рублей. И хотя разработчики проявляли нетерпение, депутаты исключили какую-либо
спешку и добились реального увеличения областной казны будущего года.

Своевременной оказалась реакция депутатов на участие Иркутской области в
реализации национальных проектов, объявленных Президентом России. Конструктивная
полемика на декабрьской сессии вокруг отчета, представленного руководителями
областной администрации, показала, что действовать надо значительно энергичнее.
Критика подействовала. По решению губернатора образованы четыре рабочих группы,
каждая из которых будет отслеживать ситуацию по своему направлению. В состав
групп вошли и депутаты Законодательного собрания. По предварительным подсчетам,
в рамках национальных проектов Приангарье может в самое ближайшее время получить
инвестиций на 4 млрд. рублей.

Полный анализ итогов года еще впереди, но и сегодняшняя статистика заставляет
вспомнить бесспорную истину: как работаем — так и живем. За каждой цифрой
кроются острейшие проблемы, которые требуют энергичных действий. Прежде всего от
нас, представителей власти, от всех политических сил, делегировавших своих
представителей во властные структуры. Ведь от того, каким окажется результат
наших общих усилий, будет зависеть оценка деятельности областной власти и ее
руководителей со стороны жителей области. Большинство из них не делят власть на
исполнительную и законодательную. Они воспринимают ее как единое целое. И
правильно делают, требуя конкретных результатов, реальных перемен к улучшению
жизни.

Важнейшим событием уходящего года стала смена лидеров у штурвала региональной
власти. Законодательное собрание по представлению Президента Российской
Федерации В. Путина наделило полномочиями губернатора области А. Тишанина. И тем
самым взяло на себя дополнительную ответственность за все, что происходит в
регионе. Сегодня появились условия и возможности для решительного прорыва
вперед. Если сосредоточимся на двух важнейших и взаимосвязанных задачах и сумеем
их решить. Во-первых, на подъеме региональной экономики. И, во-вторых, на
консолидации всех влиятельных сил — деловой элиты, бизнес-сообщества,
политических партий, в конечном счете, всех жителей — для оживления социально-
экономического развития Приангарья. Основные точки роста экономики известны.
Прежде всего — повышение инвестиционной привлекательности региона. Здесь на
первом месте — освоение Ковыкты и Сухого Лога. Это многомиллионные инвестиции,
сотни новых рабочих мест, начало долгожданной газификации области. Удвоение
валового регионального продукта впрямую зависит от практических действий по
освоению природных кладовых.

Все предпосылки к полномасштабному освоению месторождений, прежде всего
Ковыктинского, имеются. Нужны не словесные дуэли, а практические дела. Такие,
как региональный газовый проект. Выгоды его очевидны. Во-первых, для Ангарска,
Саянска, Усолья и других промышленных центров наиболее развитой юго-восточной
части области ковыктинский газ — это надежная и дешевая энергетика, современные
технологии, экологическое благополучие. Во-вторых, прямой выигрыш от газификации
получат и сами жители южных районов. Правда, в последнее время вновь и с немалой
силой вспыхнули споры о стратегии и тактике действий, о том, кому распоряжаться
ковыктинской кладовой. Конечно, профессиональные дискуссии в подобных случаях
неизбежны. Главное при этом — избежать политических пристрастий,
административного давления и откровенного лоббирования чьих-то интересов. Важно,
что сближение позиций заинтересованных сторон все-таки наметилось, а процесс
движения навстречу друг другу начался, и он обязательно принесет результат.

Мы подошли к рубежу, когда на всех направлениях следует переходить к энергичным
действиям. Основные ориентиры движения известны, но все острее дает знать
отсутствие единой стратегии регионального развития, которая бы сочетала в себе
интересы государства, нашей Иркутской области и частного бизнеса. На одной из
сессий, возможно уже в феврале, депутатам предстоит рассмотреть программу
социально-экономического развития Иркутской области. Ее представит губернатор
Александр Тишанин, как того требует Устав области от нового главы региона.
Предварительное знакомство с концепцией программы в депутатских комитетах
показало: прицел выбран верный, но требуют уточнения характер и первоочередность
действий. В итоге должна появиться комплексная программа, реализация которой
повысила бы экономический потенциал и помогла преодолеть сегодняшнюю
разобщенность деловой элиты.

В центре планов по развитию Приангарья должны находиться интересы людей, а их
выполнение должно опираться на собственные силы и возможности, учитывать
экономический потенциал. Но это вовсе не означает, что накопившиеся проблемы не
надо со всей остротой ставить перед федеральным центром. И прежде всего — в
реальном расчете налогового потенциала. Пока из областной казны, по нашим
оценкам, необоснованно изымается порядка 8 млрд. рублей. Мы должны наконец-то
добиться взаимопонимания с Минфином в движении денежных средств, чтобы
бесконечно не балансировать на опасной грани финансового дефолта. И еще одна
острейшая проблема — управление предприятиями, находящимися в федеральной
собственности. Всем памятны события на Бирюсинском гидролизном заводе. Резонанс
прокатился по всей России, но федеральные службы так и не повернулись лицом к
своему предприятию. Только энергичные действия областных властей помогли снизить
накал страстей и погасить задолженность по зарплате. Однако для решения коренных
проблем, связанных с перспективой предприятия, у региональных властей не хватает
полномочий, а федеральный центр не спешит, даже под угрозой забастовок,
заниматься судьбой трудового коллектива и предприятия. Вот почему в обращении,
направленном премьер-министру Михаилу Фрадкову, депутаты поставили вопрос
ребром: или федеральные органы выполняют свои обязательства в полном объеме, или
передают предприятие в областную собственность. Бирюсинск — не единственная
точка напряжения. Бездействие федеральных управленцев-собственников провоцирует
обострение ситуации на Киренской и Алексеевской РЭБ флота. Болезненный очаг
может возникнуть и на Байкальском ЦБК.

В политической сфере нет на сегодня важнее задачи, чем объединение Иркутской
области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в единый субъект
Федерации. Новый 2006 год должен стать поворотным в истории соседних регионов.
Наступила пора убрать искусственные барьеры последнего десятилетия, которые
только осложняют наши многолетние добрососедские отношения. Областной парламент
в сжатые сроки принял законы, обеспечивающие правовые возможности
объединительного процесса. На заключительную сессию года выносится вопрос о
назначении даты референдума. Он состоится 16 апреля. И сейчас самое главное —
дать возможность самим гражданам подтвердить свою волю жить, как и прежде,
единым домом, под одной крышей. Со своей стороны каждый из депутатов намерен
самым активным образом участвовать в подготовке референдумов, которые
одновременно пройдут в Иркутской области и Усть-Ордынском округе. За каждым из
них стоит от 80 до 100 тысяч избирателей. И, надеюсь, авторитетное слово
депутатов окажется по-настоящему весомым.

По доброй традиции на новый год всегда возлагаются новые надежды. Будем
стараться действовать каждый на своем месте так, чтобы оправдались наши новые
планы и смелые мечты. Пусть 2006 год станет годом благоприятных перемен, годом
добра и согласия, а новогодние дни будут наполнены душевной теплотой и
сердечностью. Хочу пожелать вам, уважаемые земляки-иркутяне, от имени депутатов
Законодательного собрания в наступающем 2006 году крепкого здоровья и
благополучия, успехов в труде и учебе, а нашей родной Иркутской области —
процветания и стабильности во всем!

Счастья вам, мира, добра и любви!

С Новым годом! С новым счастьем!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры