издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Сибирский путь» для ледокола «Ангара»

  • Автор: Наталья ДЬЯЧЕНКО, журналист

Деятели культуры, науки, общественность Иркутской области на расширенном заседании президиума совета ИРО ВООПИК приняли решение об обращении к губернатору А.Г. Тишанину с просьбой поддержать проект «Сибирский путь» общества охраны памятников по созданию историко-культурной зоны в районе памятника истории и культуры «Ледокол «Ангара» и доверить обществу его реализацию, а также патронировать образование попечительского совета по внедрению проекта.

Жители микрорайона Солнечный, да и большинство иркутян уже не могут представить панораму нашего города без ледокола «Ангара», который вот уже более 15 лет, как обрёл вторую жизнь благодаря усилиям общества охраны памятников, организовавшего сбор средств на его спасение и реставрацию.

Такую честь ледокол заслужил по праву — как старейший ветеран российского флота, всей своей трудовой, революционной и воинской судьбой, а также как уникальное инженерное творение.

Иркутяне могут гордиться, что ледокол «Ангара» стоит в одном ряду со всемирно известными кораблями-музеями, такими как крейсер «Аврора», ледокол «Красин», пароход «Святитель Николай».

В настоящее время на ледоколе «Ангара» находится штаб-квартира общества охраны памятников. Здесь ведётся большая исследовательская и просветительная работа по истории иркутской земли, действует культурно-досуговой центр, проводятся интересные культурно-массовые мероприятия и народные праздники, заседания морского клуба ветеранов флота, а осенью прошлого года гостеприимно открылись двери общественного музея по истории ледокола и Байкальской железнодорожной переправы.

Посетители музея убеждаются, что история у ледокола, которому идёт уже 106-й год, потрясающая, она тесно переплетена с выдающимися событиями нашего края. До сего дня в ней ещё много загадок и тайн. Так, например, доподлинно известно, что ледокол построили на судоверфи английского города Ньюкасл под руководством инженеров Армстронга и Витуорта, но есть версия, что проект ледокола — российский, из серии так называемых «макаровских судов второго поколения».

Разгадки исторических тайн и поиски приводят к новым замечательным открытиям, к богатому накоплению материала, прославляющего Иркутск, его славную историю и, что удивительно, тесно связанную с морской славой российского флота.

Нахождение Иркутска вблизи Байкала сделало его ещё в прошлые века воротами России по продвижению на восток — к Тихому океану, центром по организации ряда выдающихся экспедиций в Русскую Америку, в верховья Амура, на северные земли. Так, Восточно-Сибирский отдел Географического общества участвовал в поисках экспедиции Э.В.Толля к земле Санникова.

Иркутск тесно связан с деятельностью «Колумба российского» Г.И.Шелихова, с примерами щедрой благотворительности на благо науки, развития края со стороны купцов М.Сибирякова, Н.Мыльникова. В те времена большинство экспедиций были морскими, и недаром в Иркутске существовало Адмиралтейство и навигацкая школа, готовившая штурманов дальнего плавания, тренирующихся на байкальских просторах. А разве не знаменательно, что судьбы выдающихся адмиралов русского флота Корнилова, Макарова, Колчака, Алексеева пересекаются с Иркутском?

Великой вехой в истории нашего города явилось строительство Кругобайкальской железной дороги, уникальнейшего инженерного сооружения, не имеющего аналогов в мире по сложности и численности труднейших технических решений, по преодолению, казалось, неприступного прибайкальского ландшафта. И совсем уж поражает воображение эпопея железнодорожной переправы через озеро, в которой ключевую роль играли ледоколы «Байкал» и «Ангара».

А дальше — трагические страницы истории: русско-японская война, революции, гражданская война… Участником всех этих событий был ледокол «Ангара». Абсолютно невиновный в трагических событиях братоубийственной бойни, он привлекал ту и другую враждующие стороны своей необычайной крепостью и удобством для боевого оснащения.

В мирное время до 60-х годов ледокол честно трудился на перевозке грузов по Байкалу, а затем незаслуженно был заброшен: пережил пожары, затопления, угрозу списания на металлолом.

Но пришли годы общественного просветления, поворота к сбережению исторической и культурной памяти страны. Иркутск менялся буквально на глазах: из разрухи и небытия восстанавливались храмы, реставрировались старинные архитектурные сооружения, разыскивались ценные исторические материалы, ставились под охрану памятники.

К счастью, очень вовремя был спасён и ледокол, как раз накануне разрушительных 90-х годов. И это знак, судьба: ледоколу «Ангара» было суждено стать реликвией города, и все мы, иркутяне, в ответе за его дальнейшую жизнь.

Когда экскурсанты, гости города знакомятся с ледоколом, музейной экспозицией, любуются с палубы ангарскими просторами, то многие высказывают пожелания создать вокруг ледокола соответствующую его легендарной истории культурно-историческую зону, демонстрирующую подвиги иркутян в освоении сибирского края, в прокладке тяжелейших водных, железнодорожных и других транспортных путей-дорог, связывающих всю нашу огромную страну и дающих ей живительную силу и могущество. Эта замечательная идея годы витала среди общественности и ждала своего воплощения.

И вот сделаны первые шаги: создан проект «Сибирский путь», он отвечает требованиям времени, когда наше общество, почти отшатнувшееся от духовных ценностей, медленно начинает осознавать их необходимость. Проект гармонично сочетается с сегодняшними планами областной администрации: сосредоточить большие усилия на создание в прибайкальской зоне высокоразвитой инфраструктуры туризма и культурного отдыха.

И совсем недопустимо отдавать эту зону под сомнительные развлекательные заведения, тем более «питейного» характера.

В преддверии 350-летнего юбилея Иркутска реализация такого проекта существенно облагородит духовно-нравственную атмосферу города, украсит прибрежную зону микрорайона Солнечный, усилит привлекательность нашего края для туристов.

Общество охраны памятников неоднократно доказывало свою способность объединять усилия общественности на обеспечение финансирования при восстановлении памятников истории и культуры. Так был восстановлен ледокол и многие исторические зоны и сооружения, которые украсили наш город и позволили Иркутску получить статус исторического центра России.

Общество полно решимости взять на себя особую миссию по реализации своего проекта.

Думается, что областные и городские власти, иркутяне поддержат это доброе начинание, которое усилит нашу гордость за родной край, укрепит добрую славу Иркутска!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры