издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Зерновые обороты

Особенности сельскохозяйственного года

На земли бывших колхозов «Путь Ильича» и «Знамя Ленина», учхоза «Оёкское» словно вернулись старые времена. В созданном на их основе ОАО «Луговое» царит чрезвычайное напряжение. Его механизаторы одновременно убирают хлеб, копают картошку, заготавливают корма и пашут зябь. Объёмы работ сами по себе не столь огромные. Зерновые занимают 3500 гектаров, картофель - 60. Но надо было видеть, что за поля от тех хозяйств достались Иркутскому масложиркомбинату, под эгидой которого здесь возрождалось сельское хозяйство. Надо было видеть фермы, что осталось от прежней техники…

В итоге в расчёте на один комбайн в «Луговом» теперь приходится около 450 гектаров обмолота. Это втрое больше нормативной нагрузки. Такие рекорды радовать не могут, ибо ведут к удлинению сроков страды, а значит, и к потере урожая. Тут ещё особенности нынешнего сельскохозяйственного года сказались. Поздние обильные осадки способствовали появлению большого подгона. К осени иные поля снова зазеленели.

— Недавно свалили хлеба на части полей в валки, а вдруг дожди? — делится своими тревогами директор «Лугового» Николай Александрович Горячёв. — Но и от раздельной уборки отказываться нельзя. Иначе когда они дозреют? В прошлом году всё-таки проще было. Тогда летом жара стояла.

Сейчас намолачивают на круг по 20 центнеров. Не так уж и плохо, хотя желательно иметь больше зерна. Убирают и рапс, который занимает 300 гектаров. «Луговое» вернулось к масличной культуре, которая в течение последнего десятилетия без боя покидала наши поля из-за своей невостребованности. Теперь за возрождение масличной культуры берутся хозяйства, которые финансируются Иркутским масложиркомбинатом. Наше пригородное предприятие отличилось тем, что посеяло на большой площади рапс на семена. Никто в Приангарье даже в хорошие времена не выделял столько земель под эту культуру.

Казалось бы, такой крутой поворот к новинке будет сопряжён с большими трудностями. Ведь она имеет свои особенности: семена мелкие, а соответствующей или хотя бы подходящей техники для уборки нет.

— Ничего сложного тут нет, — несколько удивил ответом Горячёв. — Затыкай все дыры да молоти. Другое дело, что лучше было бы убирать более современными комбайнами типа «Клаас», которые сами проводят первичную очистку. Нужна рапсовая сушилка. А семян рапса ещё к середине сентября намолотили свыше 50 тонн.

Кстати, Тамара Ивановна Баймышева, генеральный директор Иркутского масложиркомбината, в прошлом не раз призывала селян заняться производством маслосемян. В этом году рапс посеян на 900 гектарах. До уровня 80-х годов, когда технические культуры в области занимали 12,7 тысячи гектаров, далеко. Но будем надеяться, что это только начало. Всё-таки с возрождением рапса как масличной культуры многое может быть связано. Если страны Европейского союза ориентируются прежде всего на эту культуру с тем, чтобы расширить производство растительного масла и в какой-то мере — растительного белка для скота, то нас сама природа, экономическая ситуация побуждают рапсом заниматься.

Дело здесь вот в чём. Уже на протяжении лет пяти-шести идёт какая-то свистопляска вокруг хлеба. Хотя «хлеб — всему голова», но он один из немногих продуктов, цена на который давно застряла на одном уровне, а на рожь, овёс — и вовсе упала. Повсеместно среди хозяйственников слышится ропот. Иные, кто покрепче, открыто говорят: будем уменьшать посевы. Лишь ценою немалых усилий главному управлению сельского хозяйства удаётся заставить их не сбавлять обороты в зерновом производстве. Те, кто послабее, уже под давлением внешних обстоятельств вынуждены делать это. Как велико давление внешних обстоятельств, свидетельствуют такие цифры. В 1992 году Иркутская область возделывала зерновые на 484,6 тысячи гектаров, в 2000-м их посевы сократились до 388,1 тысячи га, в 2004-м — до 302,5 тысячи га, в нынешнем году площади колосовых составили 307 тысяч гектаров. Есть небольшой рост, но не будем забывать, что эту статистику «выправляют» агрохолдинги. Для средних хозяйств характерна кривая спада. Причина, повторюсь, дешевизна хлеба на рынке.

Иное дело — рапс. В прошлом закупочные цены на него были выше. Переход нашего флагмана пищевой промышленности на собственное сырьё, очевидно, сулит немалые экономические выгоды самому комбинату, хозяйствам, региону.

Но вернёмся к полевым делам «Лугового». Страда, как это ни странно звучит для последней декады сентября, набирает обороты. Но если на 20 сентября было обмолочено около трети зерновых, то на кормовом поле работа идёт веселее. Запрессовано 1740 тонн сена. Цифра впечатляющая и в то же время требует некоторого пояснения. В хозяйстве три тысячи голов крупного рогатого скота, 840 коров. В прошлом перед колхозами и совхозами ставилась задача иметь на период зимовки на каждую корову не менее тонны сена. Здесь этого корма уже по две тонны. Правда, к концу года дойное стадо расширится до тысячи коровёнок, но и кормозаготовители пока ещё не закончили зелёную страду. Запасы сена они намерены увеличить до двух тысяч тонн.

Одна деталь. На сено идёт люцерна. Второй укос. Всё, что скошено, закручивается в рулоны. Это обеспечит более высокое качество самого корма, лучшую сохранность его. Поэтому такому сену зимой цены не будет. Одновременно продолжается заготовка сенажа. В траншеи уложены десять тысяч тонн зелёной массы, готовится и сенаж в упаковке. По словам специалистов, его будет припасено ещё две тысячи тонн.

А небо между тем то холод напустит, то дождиком припугнёт. Конец сентября в наших условиях — это начало больших тревог. Торопятся механизаторы, спешат земледельцы. Они трудятся в соответствии с прежним крестьянским принципом: «Всё, что выращено, убрать».

Фото Николая БРИЛЯ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры