издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сумерки в тайге

  • Автор: Татьяна ЯСНИКОВА, искусствовед, член Союза писателей России

Иркутск знакомится с живописью Анатолия Перегудова. Его имя мелькнуло на нескольких выставках 1970-х, а затем художник почти на 30 лет, как Дерсу Узала, исчез в тайге. И вот этот сильный, испытанный жизнью человек вновь решил вернуться к изобразительному искусству. Он может принести в него свою неповторимую ноту и колористический опыт ощущений одинокого защитника лесных угодий.

Анатолий Перегудов родился на Дону, а детство его прошло в Тульской области. Первый рисунок — задание учителя — сделал во втором классе: с отцом вместе нарисовали они тогда домик с чурочками. Потом стал копировать картинки из «Родной речи». Тяга к рисованию проснулась в 12 лет. Рисунки стал посылать на консультацию в Москву. А после седьмого класса решил стать художником. Мать отговаривала — ей не хотелось, чтобы он уезжал, в их посёлке можно было выучиться на механизатора. Но отец поддержал — отвёз сына в Москву, где тот поступил в Художественное училище имени 1905 года. Сначала учился на педагогическом отделении, потом перевёлся на декоративное, потом на оформительское. Окончив его, уехал по распределению в город Прокопьевск Кемеровской области. Поработать довелось и в Красноярском крае, и в Подмосковье.

Судьбой стал Усть-Кут. В пору строительства БАМа Анатолий Перегудов стал его главным художником. Знакомство с приехавшим из Иркутска художником Виктором Мироненко заставило задуматься о высоком свете искусства, и роль оформителя показалась Анатолию Перегудову тесной.

В 1977 году он подал 15 акварелей на областную конференцию «Молодость. Творчество. Современность». Пять из них выставком одобрил — тогда состоялось ещё одно важное для Анатолия Перегудова знакомство, переросшее в дружбу, с художниками Аркадием Вычугжаниным и Владимиром Тетенькиным. С ними он стал ездить на этюды. Они стали его учителями в живописи.

Влияние Аркадия Вычугжанина на становление многих сибирских художников отмечено давно. Живописный строй его произведений совершенно своеобразен: его южная, харьковская, школа наложилась на суровую сибирскую, и этот симбиоз неповторим. Больше Аркадий Вычугжанин затронул иркутскую художественную среду другим — своим отношением к тому, что он видит, способностью облагородить действительность в своих произведениях и говорить о высоком с чувством меры.

Поэтому в том, что писал Анатолий Перегудов в 1970-е, больше обнаруживается близкое присутствие Владимира Тетенькина. Общая серебристо-серая гамма в холстах этого периода не поглощает сочности звучания деталей, реалистичность которых мистифицируется колористическими изысками. Особенно характерен для этого периода «Натюрморт с ленками».

Сближение с сибирской природой в поездках с мастерами живописи закончилось для Анатолия Перегудова тем, что он на два года ушёл работать в тайгу егерем. И остался в ней на двадцать восемь лет — в Таюрском заказнике. Карабин, собаки и этюдник — с таким снаряжением он бродил по тайге в качестве представителя Госохотнадзора. Красиво в тайге, её близость насыщает и разум, и чутьё охотника, и чувства художника-колориста.

Разум перестал выдерживать другое — появление в тайге варвара-потребителя, безудержно расхищающего природные богатства в бессмысленном отстреле зверя и порубках леса. Один в таком поле не воин. Родом из донских казаков, Анатолий Перегудов оказался не робкого десятка. И стрелял, и дрался, словом, не сломался. Но художник в нём оказался ещё сильнее. Его декабрьская выставка в Иркутском Доме художника связана с тем, что он ушёл из тайги. В конце концов Анатолий — профессиональный живописец.

Выставки лучше всего смотреть после открытия, когда схлынули хвалебные речи и зритель один на один с картинами может принять или не принять то, что они несут. Анатолию Перегудову есть что показать, есть от чего уйти, и есть пространство для развития. В общем, нормальная, рабочая ситуация для художника. Лорд Байрон бежал в Грецию, Анатолию Перегудову нужно скорее бежать в мастерскую и схватиться за кисть — вольную, широкую и темпераментную, чтобы она соответствовала размаху его жизненного опыта. А администрация Усть-Кута должна наконец дать ему мастерскую.

Выставку Анатолия Перегудова в Доме художника можно разбить на три эпизода: это уже упоминавшийся выше конец 1970-х; это период пребывания в тайге с сопутствующим этому отрывом от мира искусства и упущениями по большому счёту; это витающая в пространстве выставочного зала от полотна к полотну возможность удивить и порадовать зрителя тем, что художник ещё не написал, но обязательно напишет.

Внмание всех без исключения зрителей привлекает «Натюрморт в зимовье» с элементами жанра. Подкупает своей правдивостью и некоторым игровым элементом: не сразу увидишь мышку, привставшую на задние лапки у котелка с водой, и можно прочесть записку «Ушёл в горы». Детали сурового таёжного быта — на столе сгрудились керосиновая лампа, бидон, кружки, котелки, лежит пачка «Беломора» с обгоревшей спичкой — изображены просто и вместе с тем с лирическим оттенком. За сумрачным пространством покинутого зимовья белеет снег в окне и манит далёкий лес. Близки по времени написания и по углублённому подходу к тону «Натюрморт с рыбой» и «Натюрморт с ленками». Последний привлекателен своей цельностью и нежностью красноватых мазков, несмотря на преобладание сталистых оттенков. Натюрморт с рыбой, как и натюрморт с сиренью, есть в запасе почти у всякого художника. Анатолий Перегудов проверку выдерживает: его «Рыбы» не потеряются в общем ряду.

«Северная деревня» того же периода похожа на песню — так в ней сгармонированы оттенки, призванные передать мороз, туман, дымку, сквозь которую пробивается солнце, дарящее скудный свет замёрзшей деревушке.

«Осины», «Осень на реке Таюре», «Весна на реке Лене», «Зимовье в тайге», «Тальник цветёт», «Тальник расцвёл» — эти названия показывают, что художника привлекают обычные мотивы, волнующие бесхитростной и одновременно глубокой тайной, присущей живой природе, никогда не забывающей исполнить то, что её должно характеризовать. В тонкости колорита пейзажей угадывается школа 50-х годов, сумевшая выжить «в условиях тайги». Эту школу питала русская природа с её богатством неярких цветовых нюансов. Позднее под влиянием интернациональной экзотики русская живопись стала резко меняться, утратив благородную сдержанность языка и послушность кисти.

«Старый город» и «Старый город. Усть-Кут» — эти картины показывают на выставке другую грань творчества Анатолия Перегудова. На первой — тесно сгрудившиеся старые дома, разделившие одну судьбу с населяющими их людьми. На второй — панорама, охватившая далёкие горы, типично сибирский мотив. На обеих картинах — зима, позволяющая художнику работать в излюбленных серовато-жемчужных тонах.

Есть у него и лето. Это «Подмосковье», датированное 2006 годом. Значит, недавно Анатолий Перегудов побывал в родных краях. Зелено, солнечно, облачно в его «Подмосковье». Всякий художник начинается в детстве, это особенность профессии. Тонкость детского восприятия, сохранившаяся на всю жизнь, порождает удивительную для зрелого человека восприимчивость к нежным и трепетным краскам природы.

Ещё одна из запоминающихся на выставке работ — это «Сумерки в тайге», написанные в 1985 году. Дремучая завьюженная тайга стоит плотной стеной, сказочная и правдиво-тревожная сразу. Зритель не видит художника. С собаками, с карабином, с этюдником — он остановился в сумерках, не дойдя до зимовья, и написал этот этюд. Мощный голос природы ещё не раз прозвучит в его картинах в полную силу. Этому автору есть что сказать.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры