издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Приобщение к волшебству

Послесловие к новогодним встречам в Иркутском театре имени А. Вампилова, на которых побывали около 25 тысяч юных иркутян

Оно, конечно, кому же и карты в руки, как не ТЮЗу, который просто по определению обязан пестовать детские души и с малолетства воспитывать художественный вкус зрителей. Но одно дело - следовать обязанности, и совсем иное - сердечному влечению. Вампиловцы с чистой совестью могут сказать, что культивируют особую требовательность ко всем постановкам для младшей своей аудитории.

Проще говоря, ребятишек здесь уважают и зрелища для них готовят с любовью и тщанием. С отдачей творческих сил по максимуму — как актёрско-режиссёрского состава, так и всех до единого цехов.

Всё ли получается? Не всегда. Но старание налицо. Вот почему не только дети, но и взрослые, случается, дружно ахают при виде сценических чудес или костюмов сказочных персонажей в «Коньке-Горбунке», «Руслане и Людмиле», «Маленьком Муке», «Дюймовочке», «Красной Шапочке»… Редкий театр, вообще-то говоря, держит в репертуаре сразу полтора десятка постановок для детей. И каких авторов! Пушкин, Андерсен, Перро, Гауф, Ершов и Маляревский, Шварц, Чуковский… Недаром президент «Золотого витязя» Николай Бурляев высказал надежду и пожелание увидеть на следующем театральном фестивале спектакль Иркутского ТЮЗа, поставленный именно для юной публики.

Понятно, что ни название, ни автор сами по себе не спасут от скуки и зевоты, если не будут одухотворены талантом, фантазией и увлечённостью исполнителей. А уж какое мастерство, какая полная самоотдача требуются от них при общении со зрителями вне привычной сцены, когда не пьеса разыгрывается, а представление у ёлки, где главный персонаж традиционно Дед Мороз. Ему и первое слово. Не грех справиться о самочувствии артиста Михаила Ройзена, который 17 дней подряд выступал в этой роли.

— Не только в этой, должен уточнить. Я ещё и в премьерной сказке «Зайка-Зазнайка» играл. Она шла, кстати, на сплошных аншлагах, даже очередь в кассу стояла: весёлый, славный спектакль. А «морозили» мы вчетвером, сменяя друг друга, поскольку одна ёлка красовалась в фойе основного здания, другая — в филиале. Деда Мороза играли также два Николая — Кабаков и Кулебякин, ещё Серёжа Кузнецов. Ощущение от этих праздников у меня очень радостное. Хотя и усталость сильная от затяжных, с 23 декабря по 10 января, новогодних каникул, но она компенсируется реакцией зрителей. Приятно, когда они тебе верят, улыбаются и все такие довольные, счастливые. Дети после спектакля подходят, обнимают. Прощаются с Дедом Морозом! Мне даже присылали письма, дарили маленькие сувениры, самоделки свои. Большая заслуга театра, что такое единение постановочной группы со зрителем происходит: попадаешь в добрую атмосферу, заражаешься радостью. И заряжаешься ею! Даже жалко вроде, что всё позади.

Директор театра и его художественный руководитель Виктор Токарев тоже признался, что не без сожаления отдал приказ «гасить свечи»:

— К Новому году мы подготовили две премьеры. Александр Ищенко поставил на малой сцене пьесу Сергея Михалкова о хвастливом зайчишке, а я — «Серебряное копытце» по уральским сказам Павла Бажова, автора знаменитой «Малахитовой шкатулки». Кстати, удивительный юбилей широко отметили его земляки: 95-летие со дня венчания П. Бажова с В. Иваницкой, чья любовь увековечена в «Камне двух сердец»…

— Позвольте вмешаться, — подключилась к разговору заведующая литературной частью Лина Иоффе. — Иркутяне вправе гордиться тем, что на афише вампиловцев появилось «Серебряное копытце» в нашем сугубо индивидуальном эксклюзивном варианте. Я убеждена в том, что нигде больше, если всю Россию проехать, подобного «Серебряного копытца» не сыскать. В Москве идёт одноимённая пьеса Пермяка, но от Бажова в ней ничего не осталось, вся его поэзия испарилась. О нашей постановке я уже много восхищённых отзывов слышала. И нам она нравится! Я каждый раз вновь с удовольствием её смотрю. А на плохой спектакль, вы же знаете, повторно и калачом не заманишь. Скажу больше, при мне молодая мама вдвоём с подругой, видимо, и сынишкой лет семи подошла после утренника к режиссёру со словами: «Спасибо вам огромное! Мы с ребёнком обошли за каникулы все театры Иркутска, но самое лучшее впечатление осталось от вашего театра».

Согласимся, подобная оценка, желанная для любого творческого коллектива, способна, в силу её исключительной редкости, не просто пролить бальзам на душу, но и вскружить слегка голову. Только, похоже, не Виктору Токареву:

— Я стараюсь критическим взглядом смотреть на то, что увидит зритель. Начиная с фасада здания и кончая, простите, туалетом, где теперь, после евроремонта, даже и не верится, что были облезлые трубы и много-слойная краска на… кафеле. Да, мы удачно оформили фасад, создали иллюзию сказочного зимнего леса с сугробами внутри театра, поменяли на мягкое и пушистое ковровое покрытие в фойе, где стало уютно и удобно переодевать ребятишек, со вкусом нарядили ёлки, открыли буфет для зрителей с горячими обедами, горячим шоколадом и кофе, но без всякого «горячительного», зато с любой выпечкой, сладостями и даже с новогодними подарками. Посетители, я вижу, с удовольствием усаживают в антракте или после представления своих детей за столики нашего кафе, и взрослым это тоже очень нравится.

Но мы уже сегодня думаем о предстоящих новогодних утренниках. Нынче у нас, кроме Деда Мороза со Снегурочкой, малышей развлекали перед спектаклем Пятачок и Винни Пух. Интермедию наша литчасть заранее сочинила, а импровизационность ведения встреч делала общение детей с актёрами — персонажами сказок — живым и весёлым. Но стены фойе не раздвинешь, Дед Мороз призывает сделать круг шире, а родители, дедушки-бабушки из-за тесноты сажают детишек на плечи, терпят вынужденное неудобство. Будем думать и о том, чтобы обязательно наградить каждого ребёнка, одетого в маскарадный костюм.

Год-то весь впереди, есть время голову поломать.

И, конечно, вампиловцы заранее станут опять искать новогоднюю сказку, которая, как нынешние две премьеры, легла бы актёрам на душу и подарила столько прекрасных эмоций. Ни один сверхчуткий аппарат эти эмоции, наверно, не способен зафиксировать. Но одно несомненно: когда театр приобщает своих зрителей к волшебству и таинству, когда ребёнок замирает от восторга, удивления, изумления, в такие моменты и растёт человеческая душа. Халтуру, суррогат вместо искусства ТЮЗ имени А. Вампилова под свою крышу не пускает. Два конкретных подтверждения. На благо-творительных спектаклях для обездоленных детей, мечтающих о родителях, зал затихал в сцене, когда злая хозяйка выгоняет из дома героиню сказа Бажова (арт. Анжела Маркелова), а на поклонах шквал аплодисментов доставался охотнику Коковане, приютившему эту сиротку. И вот свидетельство актрисы Татьяны Чадиной, блистательно сыгравшей кошку Мурёнку, о реакции детей из обычных, благополучных семей:

— Дети же любят животных, они и рукоплещут больше Серябряному Копытцу и моей Мурёнке. Хотя у него вообще бессловесная роль, а у меня всего две фразы. Родители заметили: «Вот теперь мой Вова прыгает дома, как Серебряное Копытце. Только в него и играет!» И по настоятельной просьбе своих чад (моя фамилия, я думаю, от этого корня!) снова ведут их к нам в театр.

Настоящий праздник единения! Который, хочется верить, будет повторяться при каждой встрече зрителей с вампиловцами.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры