издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сброшенные маски

Сравнительно недавно, когда нынешнему фотокорреспонденту «Восточки» Николаю Брилю исполнилось 60 лет, он устроил по этому случаю свою фотовыставку. Озабоченный «именинник» ходил по залу, поправляя выставленные фотографии, следил, чтобы в бокалы вовремя подливалось шампанское для гостей и коллег. Многие заметили, да немногие увидели, что вот там, в уголочке, стоит пожилой человек и с лёгкой улыбкой обозревает торжество. Это отец юбиляра, Михаил Романович Бриль. «А ведь он-то, — подумалось, — имеет к происходящему немалое отношение». В тот день, когда вихрастому отпрыску исполнилось 12 лет, отец принёс домой подарок — уже хорошо известный тогда аппарат ФЭД-2. И тем самым определил судьбу сына на долгие-предолгие годы, ибо с того ФЭДа всё и началось…

— Первым моим учителем и наставником стал Георгий Семёнович Охлопков, руководитель фотокружка, воспитавший десятки фотографов, ставших подлинными мастерами.

Хотя, конечно, мало кто из нас знал тогда, в том числе и я, что навсегда свяжем свою профессию с фотографией, с газетой. Он учил понимать и любить мир через призму фотообъектива.

— А ведь действительно, как много порой определяет в жизни, казалось бы, такая вот достаточно случайная встреча…

— Ну что ты! Никаких случайностей. Я в десятках кружков тогда занимался. А остался в одном. Георгий Семёнович учил нас не только собирать-разбирать фотоаппарат, но и всматриваться в жизнь, видеть то, что от нас тогда было закрыто. Благодарность моя к нему за это — по гроб жизни. Год назад он умер, оставив десятки учеников.

— Но ведь фотокорами стали не все.

— И не надо. Его питомцы стали замечательными фотографами, работали в ателье, разъехались по разным городам… Многие помнят его как первого учителя, научившего познавать, видеть, любить мир, любить людей, природу.

— Коля, я ведь помню, как в 16 лет, едва закончив 19-ю школу, ты пришёл устраиваться на работу в «Молодёжку». Кто были твои учителя по газете? Фотокоры всегда учились друг у друга.

— Такими учителями стали для меня Володя Калаянов, Виталий Белоколодов и, конечно же, Эдгар Брюханенко, корреспондент ТАСС. Вся атмосфера молодёжной газеты учила жизни. Незабываемое, изумительное время — и не только потому, что «тогда мы были молодыми». Окрыляла сама эпоха — вспомни, как звали наш край: «край сплошного энтузиазма». Позором было пропустить пуск Братской и Усть-Илимской ГЭС, приезд первых бамовцев. Потом всё это назвали школой жизни для молодых. Да так оно и было. Сколько замечательных людей, событий сохранили наши бесценные плёнки! Я успел окончить авиационный техникум, работал на авиазаводе. Всё это, конечно, здорово помогло потом в работе.

— Иначе замечательные снимки, эпизоды жизни завода в книге к 45-летию ИркАЗа, которую «ВСП» недавно выпустила, были бы просто невозможны, не знай ты технологии, заводской специфики.

— Вообще, если уж мы коснулись этой темы, то «чистого» фотокорреспондента, без знания жизни, вообще быть не может. Другое дело, что на «объекты съёмки» мы все смотрим по-своему. Но ведь в этом и суть. Здесь начинается творчество. Красиво отснять — это полдела. К сожалению, многие гонятся лишь за выигрышным кадром, не ища и не видя проблемы. Для меня всегда был более всего интересен человек. Хотя людей снимать очень сложно. Но что может быть интересней!

— Даже если ты снимаешь заседание парламента?

— Конечно! Там кипят скрытые страсти. Порой они прорываются наружу, и тогда это может быть и драма, и комедия. Только успевай, лови мгновенье.

— Я представляю, сколько знаменитых людей ты снял за эти годы.

— Знаешь, я тебе возражу. Конечно, немало. Но не в известности суть. Очень интересно бывает снимать как раз так называемых «простых людей», их эмоции, чувства, характер, внутреннюю правду, которая в них есть. Интересно снять не лицо, а характер. И если ты этого не сумел, то проиграл. Мы все носим маски. Мне интересно заснять тот момент, когда маска приоткрывается и выглядывает из-под неё человек. Важно снять правду о нём. А всё остальное — титулы, регалии — неважно, потому что это тоже отчасти маски.

Бывают удивительно интересные лица. Помню, снимал историка Семёна Фёдоровича Коваля. У него как раз такое лицо, очень выразительное. Весь человек был как на ладони. Один снимок — уже фотоочерк.

— Ну, понятно, Коваль — фигура. А вот ты практически каждый день снимал новый мост через Ангару. Проза…

— «Прозой» может стать любая работа. И на мосту каждый день происходило что-то новое, чего ты ещё не знаешь. Не сумел найти — значит, схалтурил, повторился.

— Сейчас снимают все кому не лень. Цифровую камеру купил — и щёлкай себе на здоровье.

— А снимков хороших не стало больше. У меня сохранилось немало старых фотожурналов — чешских, немецких. И ты знаешь — в сегодняшних работах прямо «открытым текстом» идёт «плагиат» из этих журналов. Нового очень мало. Вот заполнили чуть ли не все глянцевые журналы обнажённой натурой. Но хороших снимков-то нет. Нет художественного начала. Такое впечатление, что снимал человек с больной душой. Или головой.

— На мой взгляд, и в обычной газете много такого, что «не смотрится». А это отчего?

— А оттого, что мы человека забыли, он стал неинтересен. Исчез с газетных страниц и как личность, и как образ. Не модно… И ты думаешь, люди этого не замечают? Ещё как замечают! Мы теряем на этом — тем более что несколько лет назад это было. Хорошо или плохо, но было.

— Как, на твой взгляд, наши фотожурналисты работают в сравнении с зарубежными?

— Честно? Я думаю, мы им мало в чём уступаем. Другое дело, что приходит время, когда снимок в газете всё реже играет эстетическую функцию, всё чаще — информационную. Но это, наверное, всё же не бесспорно. Время расставит всё по своим местам.

[dme:cats/]

— Коля, не открою, наверное, большой тайны, если скажу читателю, что фотокор в газете, как правило, один. Отсюда — соответствующая нагрузка. Огромная. У нас в Иркутске сейчас учатся несколько сот студентов-журналистов. Дипломников-фотокоров среди них раз-два и обчёлся. Даже студент понимает, как это непросто — каждый день выдавать хотя бы 2-3 снимка. Тем более надо ведь «угодить» всем — и всем «страницам», и всем корреспондентам.

— Я согласен, это трудно. Так ведь и вся журналистика — вещь непростая. Нам всё больше помогает техника. Она быстро развивается, уже сейчас сокращает время обработки снимков, улучшается их качество. И потом — надо приучить себя работать «на запас». «Восточка» — ежедневная газета, и я бы очень быстро выдохся, не имей такого запаса, не заглядывая вперёд.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры