издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Нас четверо, ещё пока мы вместе…

11 февраля закончился срок, отпущенный законом избирательной комиссии на принятие решения о регистрации кандидатов на выборах мэра города Иркутска. Тройка основных участников «регаты» была уже известна, но самовыдвижение пенсионерки Людмилы Коряковой внесло определённую интригу в предвыборную комбинацию.

Однако не появление Коряковой главная интрига этих по-зимнему холодных дней февраля. На выборах-2010 вообще много неожиданных поворотов. В частности, в кампании засветились не все партии. С одной стороны, муниципальные выборы всегда тяготели к соревнованию скорее личностей, чем платформ, но в Иркутске многие ожидали, например, появления на предвыборном фоне лидера регионального ЛДПР Нины Чекотовой. А вот не случилось…

Остались в тени и многие другие политики, которых молва прочила в кандидаты. Кто-то подчинился партийной дисциплине, кто-то проявил уважение к позиции губернатора Иркутской области, рекомендовавшего одного из кандидатов, а кто-то реально оценил свои силы и решил пропустить этот круг. Возможно, здесь решающую роль сыграла внезапность момента. Как расчётливый игрок, Дмитрий Мезенцев пригласил Владимира Якубовского в Совет Федерации именно в тот момент, когда никто из возможных участников предвыборной гонки не был к ней готов.

Партии начинают и выигрывают

Из партий к предвыборному марафону энергично присоединились только «Единая Россия» и КПРФ. Для первой участие в выборах муниципального уровня обязательно: не зря на каждой партийной конференции региональное отделение скрупулёзно подсчитывает количество членов партии в местных Думах и мэрских креслах. Кандидат от «ЕР» – опытный Сергей Серебренников, ранее занимавший кресло мэра города Братска. Выбор КПРФ, мягко говоря, не так очевиден: от коммунистов будет выступать бизнесмен, руководитель холдинга «Такота», депутат Законодательного Собрания региона Виктор Кондрашов.

Для иркутской политической сцены эти лица абсолютно новые. Кто-то может предъявить претензии – как же так, что за кандидаты, которых избиратели и в лицо-то едва-едва узнают? На то и агитационный период, чтобы кандидаты могли рассказать о себе, ответит избирательная комиссия и будет права. В конце концов, мы не раз жаловались на то, что иркутская политическая элита сомкнула вокруг мэрского кресла нерушимый круг, что жизнь идёт по принципу «ты мне – я тебе» и нет свежих лиц? Пожалуйте, свежие лица, в студию.

Кто там шагает левой?

Как будем знакомиться? Можно по алфавиту, ибо, как говорили древние, «Dura lex sed lex»: по закону мы можем говорить либо обо всех кандидатах, либо молчать. Итак, Виктор Кондрашов. Способный предприниматель, обаятельный, волевой, из породы тех людей, что сделали себя сами. Не стесняясь, говорит о своём трёхэтажном доме и серьёзном бизнесе. Да помилуй бог, с самим Гришковцом на короткой ноге! Ох, прогнило что-то в Датском королевстве, если такие пошли кандидаты от коммунистов. Одно дело, когда известные партийные лидеры тащат на себе и партийном авторитете список в Законодательное Собрание, и совсем другое – когда они пытаются уговорить старшее поколение, бедное и униженное, голосовать за преуспевающего Кондрашова персонально. И даже если КПРФ раздаст всем своим избирателям волшебные розовые очки, в которых денежный туз кажется пламенным коммунистом (говорят, в партии это умеют), что прикажете делать с остальным электоратом? Все же понимают, что пустить руководителя строительной компании раздавать участки под застройку – это хуже, чем пустить козла в огород.

Кандидат Корякова – это волшебная тайна избирательной кампании. Человек из ниоткуда, загадочная пенсионерка, внезапно принявшая решение о самовыдвижении  – а может, наоборот, обдумывавшая его втайне? – но при этом умудрившаяся не примелькаться на телевизионном экране или газетной полосе. Одно из двух – либо это технический кандидат, прикрывающий чью-то спину, либо беспримерный случай гражданского мужества. Спасибо этой женщине за то, что она есть, и больше тут сказать нечего. Удел таких кандидатов находится где-то в пределах статистической ошибки и измеряется двумя-тремя процентами.

В борьбе – наша жизнь

Другое дело – самовыдвиженец Антон Романов. Вот, пожалуй, кого в Иркутске представлять не надо. Вегетарианец, тренер по рукопашному бою, знаток таинственных восточных практик, депутат Законодательного Собрания в конце концов. Все, кто сталкивался с Антоном Васильевичем, признают за ним бойцовский характер. В политике Романов тоже боец – его легко можно спровоцировать на атаку, в которую он устремляется, как и положено воину, не страшась последствий. Например, состоявший во фракции «Единой России» и неоднократно опиравшийся на её поддержку Антон Романов, ни минуты не колеблясь, презрел советы своих товарищей по депутатскому корпусу и бросился в борьбу против кандидата, выдвинутого партией.

Суровому аскету и закоренелому холостяку Антону Романову не чуждо искусство политической интриги. Возможно, оттого у него сложилась репутация прямолинейного правдоруба, специалиста по депутатским запросам и мастера громких пресс-конференций. Не зря ещё до начала агитационного периода Антон Романов стал инициатором искромётного расследования о правовых обстоятельствах назначения своего конкурента на пост вице-мэра города Иркутска. Станет ли эта репутация препятствием на пути к мэрскому креслу? Всё-таки война с политическими ветряными мельницами в Законодательном Собрании и ежедневная кропотливая битва с жилищно-коммунальными проблемами иркутян далеко не одно и то же…

Человек со стажем

Наконец, Сергей Серебренников, кандидат от «Единой России». Учился, работал и служил в Иркутске, затем – в Братске. Боролся с коррупцией, противостоял преступным группировкам. Дважды заслужил доверие братчан, которые проголосовали за то, чтобы Сергей Серебренников управлял их городом. Между прочим, Братск неоднократно побеждал в конкурсе «Самый благоустроенный город». Он не так широко известен избирателям, и это минус, зато то, что он чужд кланам и группировкам, которые могут оседлать городские финансовые потоки, – весомый плюс. Единственный из кандидатов имеет в активе реальный опыт управления муниципалитетом.

Если по совести, кандидаты сами по себе – все люди неплохие. К сожалению, хороший человек – это не профессия. Перед будущим мэром стоят сложные, архиважные задачи: сохранить стабильно работающую систему городского коммунального обеспечения, не дать развалить и разворовать бюджет, который по крупицам собирался его предшественником в нелёгких переговорах с хозяйствующими субъектами, закончить начатую программу «Новые дороги Иркутску» и достроить наконец этот мост. Невооружённым глазом видно, что здесь нужно работать не кулаком, а головой.

Немаловажно и достойно встретить 350-летие Иркутска. Нет ни малейших сомнений, что усилиями губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева в город будут в кои-то веки заведены серьёзные финансовые средства. Может быть, не такие большие, как на тысячелетие Казани, когда федеральный бюджет просто «искупал» столицу Татарстана в деньгах, но для Иркутска – беспрецедентно крупные. Важно, чтобы эти средства не были разворованы, но ещё важнее, чтобы они были использованы с умом и сердцем на благо Иркутска. Быть может, в следующие 350 лет такого счастья больше не приключится и деньги придётся вновь зарабатывать в поте лица своего.

Словом, нам есть над чем подумать. Радует одно: никто не может сказать, что сегодня в Иркутске выборы развиваются по предсказуемому или недемократичному сценарию. Все приметы демократической процедуры налицо, а значит, не правы те, кто думает, что от нас ничего не зависит. Как обычно, от нас зависит если не всё, то по крайней мере – будущее Иркутска.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры