издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Нескучный год

2010-й принёс Иркутской области не только проблемы, но и их решения

  • Автор: Владимир ДЁМИН

Уходящий 2010 год, как и предшествовавший ему 2009-й, стал для Иркутской области временем больших перемен. Важное отличие заключалось в том, что перемены эти исходили не только от региональных властей – общество сыграло роль, как минимум сопоставимую по значению.

Год в цифрах

Хотя окончательные статистические данные, характеризующие состояние экономики, появятся ещё не скоро, в лучшем случае только через полгода, первые результаты можно прикинуть уже сейчас. По данным Иркутск-стата, индекс промышленного производства составил в январе – ноябре 2010 года 116% к уровню аналогичного периода предыдущего года; при этом добыча полезных ископаемых выросла на 33,1%, обрабатывающее производство – на 12%, производство и распределение электроэнергии – на 8,7%. Объём работ, выполненных в строительстве, превысил 45,25 млрд. рублей, прирост к показателям прошлого года – почти 14%. Пока не все крупные предприятия отчитались об итогах своей работы, и можно с уверенностью говорить лишь о достижениях нефтяников, которые за год нарастили уровень добычи более чем в два раза, и энергетиков, увеличивших прибыль на 30%. 

С такими результатами не стоит удивляться и динамике изменений областного бюджета на 2010 год, поправки в который пришлось вносить едва ли не на каждой сессии Законодательного Собрания. Если просто взять его параметры, принятые в декабре 2009 года, и сопоставить их с итогом на сегодняшний день, то получится, что доходная часть увеличилась по сравнению с прогнозом на 22 млрд. рублей, а расходная – примерно на 18 млрд., в результате чего вместо дефицита в 2,5 млрд. бюджет был исполнен с профицитом в 1,5 млрд. Интересно отметить, что из 22 млрд. рублей, полученных областью сверх ожидаемого, 12 млрд. перечислены области в качестве трансфертов из других бюджетов, а вот оставшиеся 10 млрд. – это рост собственных доходов, сформированный в основном из отчислений налога на доходы физических лиц и прибыль предприятий. Размер профицита, сформировавшегося к концу года, примерно равен сумме, сэкономленной областью на обслуживании государственного долга – того самого долга, который в начале года превышал 14 млрд. рублей, а к концу года составил всего 6,9 млрд. 

При этом многие жители области, опирающиеся в анализе результатов пройденного этапа на собственные ощущения, наверняка скажут, что год принёс проблем больше, чем решений. В частности, до сих пор непонятна судьба Байкальского ЦБК, который в начале года начал было работать благодаря постановлению № 1 правительства Российской Федерации, а к концу года оказался в  руках внешнего управляющего. В глубоком кризисе оказалось одно из градообразующих предприятий Усолья-Сибир-ского – «Усольехимпром», которое одним только энергетикам должно несколько сот миллионов рублей. Собственных проблем хватает и  у Восточно-Сибирской железной дороги, и у сельхозпроизводителей, и у строителей, в многолетнем кризисе пребывает лесная отрасль. Рассказывать о каждой проблеме в экономике области было бы слишком долго – скажем лишь, что в 2011 году области предстоит решать много задач, причём одновременно. 

В первую очередь стоит упомянуть подготовку к 350-летнему юбилею Иркутска. Это событие потребует от строительных организаций области невиданной концентрации усилий, ведь список объектов и дорог, которые предстоит построить, отремонтировать и отреставрировать, с каждым днём растёт, а времени осталось не так уж много. Второй по объёму задачей должно стать создание пригородной железнодорожной компании: подписав в рамках Байкальского экономического форума декларацию о формировании на паритетных основах новой структуры, правительство и руководство ВСЖД до конца года так и не договорились о конкретных шагах. Третьей и с каждым годом всё более непростой задачей будет проведение очередного БЭФа: в 2010 году было принято решение сделать его ежегодным, а с чем область будет встречать гостей, если перемены в экономике не успевают за планами политиков, – это вопрос…

Наши руки не для скуки

Важно, разумеется, кто возьмётся за решение стоящих перед регионом задач. Правительство, как сказал во время итоговой пресс-конференции губернатор области Дмитрий Мезенцев, по сей день находится в стадии формирования, и если задачка по назначению министра финансов в декабре была успешно решена, то вопросы с первым заместителем председателя правительства, с замом по социалке, с министерством экономического развития и министерством лесной отрасли всё ещё остаются. Самого губернатора ситуация, возможно, вполне устраивает, но вот депутаты Законодательного Собрания, которые работают с министрами почти так же часто, как и глава области, всё чаще и громче проявляют недовольство по поводу пустот в штате правительства. 

Взаимоотношения губернатора с законодательной ветвью власти вообще стали если не хуже, то во всяком случае гораздо сложнее и запутанней, чем год назад. Несмотря на видимую лояльность самой многочисленной фракции «Единой России», даже её члены время от времени высказывают недовольство по разным поводам. Причём если от мнения оппозиции можно попросту отмахнуться, то критика бюджетной политики из фракции большинства – это малоприятно. Оппозиция, в свою очередь, оказывается в сложном положении: с одной стороны, мнение депутатов по многим вопросам жизни области практически едино, несмотря на партийные и фракционные противоречия, с другой – оппозиции иногда бывает интереснее поддержать точку зрения, которую не разделяет ни губернатор, ни большинство в Законодательном Собрании, и тогда единственное, что остаётся, – это апеллировать к народному мнению, чтобы хотя бы сформировать у масс ту или иную точку зрения. 

Региональные отделения политических партий встречают новый год по-разному. Та же «Единая Россия» в течение года несколько отошла от привычной эйфории по поводу своего места в обществе и получила возможность взглянуть на жизнь более трезвыми глазами: проигранные одни за другими выборы в Иркутске, Усть-Илимске, Братске и Ангарске дали много пищи для размышлений. Региональное отделение сделало на этом пути лишь самый первый шаг, заменив на посту секретаря ИРО «ЕР» Людмилу Берлину на Алексан-дра Битарова. Всякая новая метла по традиции должна бы мести по-новому, но полгода пребывания в статусе исполняющего обязанности и весьма непростой уход с поста первого заместителя губернатора не прибавляют  ситуации оптимизма. У региональной партийной организации, внутри которой оказалось столько «слабых звеньев», достаточно поводов для кадровых и организационных реформ, а тут первому партийному лицу приходится спешно налаживать новые отношения с предшественницей, губернатором и другими членами партии, из которых кое-кто на самом верху настроен в целом скептически. 

Предстоящие в 2011 году выборы в Государственную Думу добавляют Александру Битарову забот и хлопот: партия проиграла выборы именно там, где проживает большая часть населения области, времени на исправление рейтинга остаётся с каждым днём всё меньше, а тут ещё губернатор совершенно решительно взялся патронировать «дочернюю фирму» – «Молодую гвардию Единой России», которая всегда была первым помощником партии во время предвыборных кампаний. Если в течение следующего года большая часть стимулов к работе МГЕР будет исходить от губернатора – а именно такой вариант и напрашивается, если взять во внимание озвученный Дмитрием Мезенцевым проект создания молодёжного правительства, – то партии придётся как-то делить юных помощников с органами государственной власти региона. 

Исправным поставщиком новостей и кадров стало в 2010 году региональное отделение КПРФ: два её выдвиженца, Виктор Кондрашов и Александр Серов, стали мэрами Иркутска и Братска, кандидаты из списка КПРФ на выборах Ангарской районной Думы получили 11 мест из 15, неплохо выступили коммунисты и на других муниципальных выборах. Примечательно, что заслуги самой партийной организации в этих победах практически не просматриваются: гораздо больше в них нарастающего недовольства граждан теми или иными локальными проблемами, промахов предшественников и даже эффективной работы политтехнологов. Правоту тех, кто объясняет победы выдвиженцев КПРФ внешними для партии факторами, подтверждает поствыборная судьба двух мэров районной Думы: Виктор Кондрашов очень скоро заявил о вступлении в ряды сторонников «ЕР», депутаты Ангарской районной Думы выбрали своим председателем члена «ЕР», а Александру Серову, вступившему в затяжное противостояние с городской Думой, коммунисты помочь ничем не могут. 

Отдельного разговора заслуживает попытка губернатора Мезенцева привлечь к работе с муниципальными образованиями не только политические партии, профсоюзы, предпринимателей и вообще местный актив, но и правоохранительные органы. В масштабах страны это далеко не первый случай, когда глава региона проявляет столь пристальное внимание к работе конкретных мэров и Дум, но для области решение губернатора выслушать в первую очередь оппозицию и лишь потом – главу местного самоуправления внове. Тут важно не столько то, что проверки аудиторов и прокуроров помогут собрать доказательную базу для отрешения мэров от должностей, сколько то, чтобы эти доказательства оказались убедительными для тех, кто некоторое время назад проголосовал именно за этих мэров, – области только противостояния по линии «центр – периферия» не хватало. 

Хорошо хотя бы то, что область убедилась на конкретных примерах: руководителями муниципалитетов могут быть выдвиженцы из разных партий и региональные власти могут работать с ними не менее успешно, чем с партией власти. Достаточно взять пример Усть-Илимска, который под руководством Владимира Ташкинова впервые за многие годы принял бездефицитный бюджет. Яркие инициативы Виктора Кондрашова гарантируют Иркутску очень нескучные годы – а ведь впереди 350-летний юбилей. 

Ещё две парламентские партии в 2010 году не добились таких же громких побед, как КПРФ. Член «Справедливой России» Владимир Ташкинов, победив на выборах, почти сразу заявил о вступлении в движение сторонников «Единой России» и весь год вёл себя скорее как «хозяйственник», чем как «политик». ЛДПР довольствовалась несколькими местами в районных и городских Думах, но у этой партии, как известно, особенная стать и переход от уличных митингов в кресло депутата Государственной Думы для активистов происходит всегда неожиданно для оппонентов. 

Так называемые малые партии, которым по инициативе президента Дмитрия Медведева в следующем году достанутся несколько мест в Государственной Думе почти вне зависимости от результатов голосования, пережили год по-разному. «Правое дело», сменив руководителя региональной организации и сделав предварительную заявку на более активное участие в политической жизни региона, практически сразу ушло в тень. «Яблоко», о существовании которого многие забыли, к концу года, напротив, набралось сил и сейчас готовится к активной работе. 

Им преданный народ

Общественная жизнь в Иркутской области вот уже более 20 лет выглядит бурной даже на фоне общероссийских потрясений, и 2010 год не был исключением. Даже если не принимать во внимание состоявшиеся выборы (в которых общественное мнение о том или ином политике несколько раз сыграло гораздо большую роль, чем поддержка политической партии или прошлые заслуги), то всё равно останется несколько ключевых тем, не дававших покоя ни власти, ни общественным организациям. В первую очередь это был, конечно, Байкал – акции в его защиту стали такими же привычными, как смена сезонов года. Впервые, правда, защитники Байкала вышли на улицы в один день с защитниками БЦБК, и, как и следовало ожидать, обе стороны остались при своём мнении. Немало шума наделали в 2010 году кандидаты в обманутые дольщики из жилого комплекса «Иннокентьевская слобода», организовавшие несколько многочисленных митингов и пикетов. Обманутыми окончательно они, по счастью, не стали благодаря вмешательству губернатора и правительства, которые вывели ситуацию из полного тупика и помогли застройщику сдать хотя бы часть секций. 

Гораздо чаще, чем обычно, в новостях 2010 года упоминались профсоюзы. В начале года они приняли участие в выступлениях работников бюджетной сферы Братска, а в течение всего года руководство областного совета профсоюзов организовало несколько встреч губернатора с активистами нижнего звена – надо полагать, встречи эти были полезны для обеих сторон, хотя до полного согласия даже по ключевым вопросам ещё очень и очень далеко. В следующем году – и это не прогноз, а констатация печального факта – правительству придётся встретиться лицом к лицу с протестами социальной группы, которая до сих пор не выступала единым фронтом: рост налогов уже сейчас вызывает негодование представителей малого и среднего бизнеса, а когда эти налоги придётся платить, протесты перейдут в активную фазу. Нельзя исключать и повторения митингов против роста тарифов на услуги ЖКХ: хотя область остаётся территорией с самым низким тарифом на электроэнергию, проблем с тепло- и водоснабжением более чем достаточно, а усилия, предпринимаемые министерством ЖКХ по реформированию отрасли, приносят плоды не повсеместно. 

Понимая, что общественно-политическая жизнь в области становится сложнее и уже не описывается только противостоянием по линии «партия власти – партии оппозиции», что общественные настроения распределяются по более широкому спектру, чем четыре парламентские и с десяток малых партий, губернатор Дмитрий Мезенцев всё чаще и конкретнее говорит о необходимости создания в области научного центра, который занимался бы исследованиями общественного мнения. Один из первых вопросов, на который должен будет ответить этот институт, звучит так: возможно ли воспроизведение в Иркутской области событий, происходивших в Москве с 11 декабря и практически по сей день? Вопрос этот далеко не праздный: как показал состоявшийся 4 ноября «Русский марш», вся подготовительная работа для этого уже проделана, неуправляемая молодёжь в наличии, а националисты старшего возраста достаточно респектабельны, чтобы защитить своих единомышленников от неизбежного административного преследования. 

Хорошо хотя бы то, что в уходящий год Тигра область, сотрясаемая политическими новостями,  обошлась без крупных аварий и чрезвычайных ситуаций: нас почти не затронул весенний паводок, с меньшими потерями, чем обычно, мы вышли из  лесных пожаров, и даже землетрясение оказалось лишь крайне неудачной шуткой; у нас не случилось ни громких преступлений, ни криминально-коррупционных скандалов. Будем надеяться, что вступающий в свои права Кролик не даст разгуляться даже предвыборным страстям. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры