издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Давайте без оценок»

Депутаты и министры по-разному читают доклад о работе правительства в 2010 году

Около 16,7% составил рост промышленного производства в Приангарье в 2010 году, заявил в минувший вторник замминистра экономического развития правительства Иркутской области Руслан Ким, представляя отчёт о работе «Серого дома» за 2010 год перед парламентариями. Крупный бизнес в прошлом году фактически восстановил докризисные темпы роста, считает правительство. Депутаты тут же поинтересовались: если для основных поставщиков налогов в бюджет кризис закончился ещё в прошлом году, почему до сих пор не видно восстановления урезанных в кризис социальных программ? Ответа у «Серого дома» не нашлось.

Заместитель главы регионального минэкономразвития Руслан Ким «крупными мазками» обозначил итоги работы правительства в 2010 году. Этот чиновник, кстати, приступил к работе в правительстве в начале 2011-го. Доклад он вообще читать не хотел, полагая, что 33 листа отчёта депутаты могли освоить с бумаги и сами. Глава комитета по природопользованию Юрий Фалейчик заметил, что многие парламентарии имеют возможность ознакомиться с документами только на комитете. «Это не есть гут», – заметил Ким. «Давайте без оценок», – ответил замгубернатора Александр Лобаков. 

Руслан Ким заявил, что в 2010 году регион ещё продолжал испытывать последствия кризиса, однако правительству удалось выполнить все социальные обязательства. В 2,1 раза по сравнению с 2009-м в 2010 году был сокращён госдолг. Расходы на его обслуживание сократились с 2 млрд. до 600 с лишним миллионов рублей. При этом общий объём социальных расходов увеличился в 2010 году на 31% и составил 29,7 млрд. рублей. Из федерального бюджета было привлечено дополнительно более 3 млрд. рублей. «Мы говорим о том, что Иркутская область участвует в недостаточном количестве социальных программ, но на то есть своё объяснение, – сказал Руслан Ким. – Некоторые ФЦП требуют софинансирования, наличия дополнительных условий». Он заявил, что в 2011 году число ФЦП, в которых участвует регион, будет увеличено в 1,5 раза. «Эта работа ведётся планомерно из года в год, мы в своём бюджете начинаем использовать элементы программно-целевого метода», – уточнил Руслан Ким. Он добавил, что в 2010 году область улучшила свои результаты «по ряду показателей» в СФО. «Это касается и валового регионального продукта, его роста, и индекса промышленного производства, и инвестиций на душу населения, – сказал замминистра. – Мы выглядим не очень бледно по сравнению с коллегами из Сибирского федерального округа». Рост промышленного производства в 2010 году составил 16,7%. Для крупного бизнеса, судя по росту индекса промышленного производства, уже можно говорить о восстановлении докризисных объёмов. Это касается не только нефтяного бизнеса, в качестве примера Ким привёл ИрКАЗ, ИАПО, а также предприятия лесопромышленного комплекса. В прошлом году инвестиции в основной капитал составили, по предварительным оценкам, более 100 млрд. рублей, что выше, чем в докризисный период. 

«Очевидно, что кризис для реального сектора экономики ещё не закончился, – заявил Руслан Ким. – Мы говорили в отчёте о промышленном росте крупного сегмента реального сектора. Мы не говорили, что средний и малый бизнес стали себя как-то лучше чувствовать». Он подчеркнул, что до сессии 8 июня правительство вряд ли успеет дать отчёт по объёмам налоговых поступлений в бюджет за первые пять месяцев 2011 года. Курилов заметил, что в кризисном 2009-м многие социальные программы, а более всего программы развития села, были серьёзно урезаны. «Если у нас идёт устойчивый рост и мы выходим на 2008 год, то тогда давайте вернёмся к наполнению этих программ в том объёме, в котором они были», – заявил Курилов.

Депутат Сергей Курилов, услышав эти показатели, осведомился, означает ли это, что кризис для региона уже закончился в 2010 году. «Очевидно, что кризис для реального сектора экономики ещё не закончился, – заявил Руслан Ким. – Мы говорили в отчёте о промышленном росте крупного сегмента реального сектора. Мы не говорили, что средний и малый бизнес стали себя как-то лучше чувствовать». Он подчеркнул, что до сессии 8 июня правительство вряд ли успеет дать отчёт по объёмам налоговых поступлений в бюджет за первые пять месяцев 2011 года. Курилов заметил, что в кризисном 2009-м многие социальные программы, а более всего программы развития села, были серьёзно урезаны. «Если у нас идёт устойчивый рост и мы выходим на 2008 год, то тогда давайте вернёмся к наполнению этих программ в том объёме, в котором они были», – заявил Курилов. Однако правительство, похоже, и сейчас не готово отдавать средства. Руслан Ким заговорил о том, что в 2008 году объём затрат на социальную сферу был «не таким» и не надо было думать, как сейчас, о грядущем повышении зарплат. «Скажу конкретно: мы сделали столько ограничений в 2008 году, – сказал Курилов. – На каждом последующем комитете я буду приходить и задавать вопрос: «Когда восстановите, если у вас есть положительная динамика? Если у нас есть соглашения с ФПГ, они успешно выполняются, почему мы тогда не возвращаемся к тем объёмам социальных программ, которые были?» Если мы не сможем найти ответ на этот вопрос, то тогда о каком переходе на программно-целевой метод мы можем говорить». 

Мнение Сергея Курилова поддержал и депутат Антон Романов. «Фактически он (отчёт правительства. – Авт.) изложен рекламным языком, это пиар-проект, – заявил депутат. – Можно сказать, что 90% муниципалитетов не имеют собственных доходов, а можно – что областной бюджет помог 90% муниципалитетов». Если правильно оперировать цифрами, то «классный отчёт получается», заметил парламентарий. 

Неделю назад депутат Госдумы Виталий Шуба привёл данные о динамике консолидированного бюджета Иркутской области за последние четыре года. Оказывается, что, в отличие от большинства субъектов РФ, регион не испытывал  «каких-то провалов» с поступлением  доходов в бюджет. Темпы роста действительно снизились, однако в 2009 году относительно 2008-го рост составил 6,4%, тогда как по большинству регионов России шёл в это время спад на 14%. Более того, и динамика налога на прибыль показала, что в Иркутской области не было такого спада в 30%, как по другим регионам страны. Получается, что доходы у региона за кризисные годы всё же росли, а вот расходы были снижены, как и в других субъектах. Он отказался комментировать такую ситуацию, заметив, что это «дело региональной власти, правительства Иркутской области и депутатов ЗС».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры