издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Без права езды»

  • Автор: Ангелина САЛОМАТОВА

Через две недели исполнится год, как за работу электричек в Иркутской области отвечает Байкальская пригородная пассажирская компания. За это время её акционеры – региональное правительство и РЖД – смогли «сторговаться» и наконец решить, какой объём субсидий областного бюджета нужно выделить на покрытие убытков перевозчика. Однако пока соглашение остаётся лишь устным. Из-за неопределённости в совете директоров компании не утихает конфликт, а необходимые договоры остаются неподписанными. В результате пригородные перевозки в Иркутской области идут с нарушением лицензионных требований, и по требованию надзорных органов электрички могут по-ставить на прикол.

Конфликт в Байкальской пригородной пассажирской компании (50% плюс одна акция принадлежат правительству Иркутской области, остальные – ОАО «РЖД») начался сразу после её создания в апреле 2011 года. Соучредители спорят о размере субсидий из областного бюджета, которые должны резко увеличиться в результате реформирования железнодорожной отрасли. Напомним, с 2011 года РЖД сложили с себя обязанности по финансированию убыточных пригородных перевозок. По задумке законодателя, эти расходы на первом этапе должны компенсировать федеральный и региональные бюджеты. И если в прошлом году федеральный центр с этой задачей справился, то с выполнением обязательств областного бюджета возникли проблемы. 

Осенью прошлого года железная дорога заявила, что пригородные перевозки по территории Иркутской области в 2011 году обойдутся в 2 млрд. 63 млн. рублей, при этом компенсации из областного бюджета подлежат около 750 млн. рублей. Такая сумма для региона, ежегодно выделявшего в несколько раз меньше средств, показалась неподъёмной, и стороны приступили к долгим расчётам и дискуссиям о размере субсидии. Чиновники и железнодорожники отказывались ставить точку в спорах, дожидаясь результата ревизии, которую в течение нескольких месяцев проводила региональная служба по тарифам. Итогов этой работы ждали и депутаты, поскольку без заключения ведомства невозможно принять изменения в бюджет. 

Как выяснилось на заседании профильного комитета Законодательного Собрания Иркутской области, прошедшем в минувший четверг, в конце марта служба по тарифам наконец утвердила сумму, в которую в прошлом году обошлись пригородные перевозки. Она составила 1 млрд. 840 млн. рублей, при этом компенсации из областного бюджета подлежат 636 млн. рублей. «Размер выплаченной субсидии по итогам года составил 233 миллиона. Соответственно, у областного бюджета перед БППК за прошлый год осталась значительная задолженность в 403 миллиона рублей», – сообщил зампред регионального правительства Николай Хиценко.

Представители РЖД с таким результатом согласились, но не успокоились: договорённость остаётся нестабильной до тех пор, пока не будут приняты соответствующие изменения в областной бюджет 2012 года. Однако, опасаются депутаты, на июньской сессии этого может не произойти, так как полного пакета документов, дающего основания к изменениям, пока нет. «Поправки, поступающие в Законодательное Собрание, должны рассматриваться в тридцатидневный срок, но областное правительство часто затягивает с их внесением, и нам приходится нарушать регламент. Как бы нам и на этот раз не прозевать с деньгами», – прогнозирует председатель бюджетного комитета ЗС Сергей Курилов. 

Кроме того, беспокоятся депутаты, не успели стороны разобраться с итогами прошлого года, как наступил нынешний, который принёс новые проблемы. По информации региональной службы по тарифам, в этом году на покрытие убытков БППК из областного бюджета понадобится 602,5 млн. рублей. Однако заключение ведомства на эту сумму пока не готово, тем более что губернатор поручил правительству пересмотреть её в сторону возможного уменьшения. На сегодня областной бюджет предполагает выплатить 448 млн. рублей, соответственно, расхождение во взглядах сторон снова оказывается значительным и составляет более 150 миллионов рублей. 

Из-за такой неопределённости совет директоров не в состоянии одобрить договоры, которые БППК должна заключить с ВСЖД. «Сегодня БППК перевозит пассажиров без права езды. У неё нет своего подвижного состава и нет договора с железной дорогой, которая его предоставляет. Давайте вместе решать, что делать с компанией, – призвал заместитель начальника ВСЖД Александр Парщиков. – Иначе нам придётся по требованию надзорных органов остановить пригородное сообщение». Николай Хиценко ответил, что региональное правительство не может дать «добро» на подписание договоров на сумму, не прописанную в бюджете, поэтому до принятия соответствующих изменений вопрос останется открытым. 

Пока же, пребывая в подвешенном состоянии, БППК пытается доступными ей способами уменьшить убытки, и самым действенным из них оказывается повышение оплаты за проезд в электричках. Планируется, что с июня этого года тарифы вырастут на 10%. По прогнозам генерального директора компании Рината Хабибуллина, это позволит увеличить её доходы на 25 млн. рублей. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры