издательская группа
Восточно-Сибирская правда

От колоссальных ресурсов к колоссальным возможностям

Участники БЭФа искали пути консолидации в энергетике

Развитию электрических сетей и строительству новых электростанций на востоке России мешают противоречия, заложенные в стратегические документы, и отсутствие взаимосвязи между планами развития отдельных регионов и бизнес-структур. К такому выводу пришли эксперты во время круглого стола «Развитие энергетики и энергетической инфраструктуры как фактор экономического роста Сибири и Дальнего Востока», состоявшегося в Улан-Удэ 14 сентября в ходе международной экономической конференции «Новая экономика – новые подходы». Причиной тому отсутствие реально действующей единой структуры, отвечающей за развитие территории, и необязательность исполнения стратегических документов. Однако собравшиеся в Улан-Удэ политики, бизнесмены и учёные считают, что выход из сложившейся ситуации есть.

«Сейчас складывается уникальная ситуация, связанная со смещением центра мирового развития в сторону стран АТР и создающая возможность для развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, – этими словами первый заместитель председателя комитета Совета Федерации ФС РФ по экономической политике Валентин Межевич начал круглый стол. – Основным источником экономического роста Азии является промышленное производство, которое генерирует колоссальный спрос на природные ресурсы и энергию, а мы обладаем колоссальными запасами ресурсов и возможностями развития энергетики». Потенциал велик, и для признания этого факта не нужно быть специалистом в экономике, однако его реализацию существенно ограничивают невысокая плотность и постепенное уменьшение численности населения, дисбаланс между объёмами добычи и переработки углеводородов, слаборазвитая транспортная и энергетическая инфраструктура, наконец, преобладание негативного образа будущего в настроениях общественности.

«Падение в пропасть» или «Новые возможности»?

Эксперты считают, что существует три варианта развития событий, два из которых, впрочем, оптимизма не внушают. Они отражены, например, в аналитическом докладе «Сценарии развития Восточной Сибири и российского Дальнего Востока в контексте политической и экономической динамики Азиатско-Тихоокеанского региона до 2030 года», который был подготовлен группой специалистов под руководством академика, секретаря отделения общественных наук РАН Андрея Кокошина и обнародован в сентябре 2011 года на VII Байкальском международном экономическом форуме в Иркутске. Названия сценариев говорят сами за себя: «От инерции к стагнации», «Падение в пропасть», «Новые возможности». Если кратко, в первом регион ожидает рост добычи ресурсов без развития инфраструктуры и технологий, причём основная экономическая активность будет сосредоточена, как и сейчас, вдоль Транссибирской магистрали, а доступ иностранных инвесторов будет ограничен. Через какое-то время это приведёт к локальному экономическому кризису и, в конечном счёте, к реализации второго сценария – «Падению в пропасть». В этом случае ситуацию усугубит мировой экономической кризис, при котором снизится спрос на ресурсы и упадут цены на них: как следствие, возможностей государственного бюджета для финансового обеспечения Восточной Сибири и Дальнего Востока перестанет хватать и неизбежно придётся допустить иностранных инвесторов к наиболее перспективным месторождениям, смягчить миграционное законодательство, чтобы привлечь рабочую силу для их разработки. Развитие инфраструктуры в этом случае сведётся к проектам, связанным с экспортом ресурсов, а при создании производств по их глубокой переработке, вероятнее всего, будут использоваться экологически грязные технологии. 

Евгений Фёдоров: «Есть повод задуматься над теми ошибками, которые мы допустили в реформе энергетики»

Третий сценарий, как и следовало ожидать, куда более оптимистичен. Он предусматривает создание центров экономического развития – по сути, территориально-промышленных комплексов, идею которых в СССР выдвинули ещё в сороковые годы – на базе горнодобывающих и горно-обогатительных предприятий, а также перерабатывающих заводов и компонентных производств, использующих передовые технологии. Ключевое условие для их появления – сочетание частных инвестиций и целенаправленного государственного финансирования. «Большинство инвестиционных проектов, необходимых для реализации этого сценария, уже неоднократно были отражены в федеральных целевых программах и стратегиях развития отдельных регионов и крупных корпораций, однако разобщённость усилий государства и бизнеса, отсутствие комплексного подхода и хронический недостаток финансирования приводят к тому, что реализация проектов либо откладывается, либо носит неравномерный характер», – отметил Межевич. В качестве примера сенатор привёл трубопроводную систему «Восточная Сибирь – Тихий океан». Когда шла подготовка к проектированию, обсуждалась идея создания энерготранспортного коридора, помимо нефтепровода включавшего в себя газопровод, ЛЭП и автодорогу. В итоге построили только нефтяную трубу, а сейчас, по выражению Межевича, «в догоняющем режиме» приходится строить линию электропередачи, да и в предусмотренной в Восточной газовой программе трубопровод будет проложен вдоль ВСТО, не говоря уже о том, что в итоге придётся строить автомобильную трассу, однако вкупе инфраструктурные затраты существенно превысят сумму на создание единого коридора. 

Стратегии без корреляции 

С точки зрения электроэнергетики, базу для бурного экономического роста, предусмотренного в сценарии «Новые возможности», достаточной пока тоже не назовёшь. По данным, которые привёл генеральный директор ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике» Игорь Кожуховский, на Объединённую энергетическую систему (ОЭС) Сибири приходится около 20% установленной мощности Единой энергосистемы России, тогда как доля ОЭС Востока и вовсе составляет лишь 3,6%. Из рекордных за последние десятилетия 5 ГВт генерирующих мощностей, запущенных в прошлом году по стране, на востоке было введено в строй лишь около 40 МВт. 

При этом действующие на Дальнем Востоке электростанции загружены лишь частично. «КИУМ (коэффициент использования установленной мощности. – «СЭ») не выдерживает никакой критики: крупнейшая на Дальнем Востоке Приморская ГРЭС загружена лишь на 30%», – констатировал глава АПБЭ. Расположенные в Восточной Сибири Гусиноозёрская и Харанорская ГРЭС загружены на 45,6% и 71,5% соответственно, а вот на запущенной ещё в 1936 году Улан-Удэнской ТЭЦ-1 этот коэффициент составляет лишь 19%. При всём том, как рассказал заместитель председателя правительства Республики Бурятия по развитию инфраструктуры Николай Зубарев, инвестпрограммы действующих в регионе энергетических компаний на ближайшие пять лет содержат лишь мероприятия, направленные на поддержание надёжности энергоснабжения территории. Речи о масштабном развитии сетевой инфраструктуры, что позволило бы, например, объединить два изолированных энергорайона Бурятии и начать разработку крупных полиметаллических месторождений, пока нет. «Предложения правительства республики по первоочередным мероприятиям для снижения инфраструктурных ограничений, которые необходимо включить в программу [социально-экономического] развития Дальнего Востока и Байкальского региона [на период до 2018 года], не были поддержаны Минэнерго, – отметил Зубарев. – Выход из сложившейся ситуации невозможен за счёт инвестиционной программы Федеральной сетевой компании, поэтому мы считаем необходимым поднять вопрос о комплексном развитии сетевой инфраструктуры Дальнего Востока и Байкальского региона с преимущественным федеральным финансированием, что позволит нам развиваться в соответствии с задачами, поставленными правительством России». 

Руководство ИЭСК предлагает ряд крупных проектов по развитию электросетей Восточной Сибири

Заместитель председателя Комитета по энергетике Государственной Думы ФС РФ Сергей Левченко в свою очередь справедливо заметил, что существующие в настоящий момент многочисленные целевые программы «между собой не коррелируют и их выполнение не носит обязательный характер». В каких-то случаях реальность и вовсе не соответствует никаким стратегическим планам: достаточно сказать, что Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2030 года исходит из роста электропотребления в ОЭС Востока с 29,9 млрд. кВт-ч в 2011 году до 48,4 млрд. кВт-ч в 2030 году, тогда как данные мониторинга исполнения Генсхемы, на основе которых АПБЭ разрабатывает прогнозный баланс, позволяют говорить о росте до 49,1 млрд. кВт-ч. А в комплексной программе развития электроэнергетики Дальневосточного федерального округа до 2025 года речь идёт о достижении объёма потребления электроэнергии в 52,5 млрд. кВт-ч в 2025 году. «На Дальнем Востоке постоянно завышаются прогнозные уровни электропотребления, и это несколько дезориентирует развитие электроэнергетики, – резюмировал Кожуховский. – Из-за постоянного наличия этих проблем и во многом их недоучёта при формировании перспективных документов ситуация только усугубляется». 

«Достаточно критичный доклад»

Проблема несогласованного развития генерирующих мощностей и потребителей есть и в Восточной Сибири. Один из примеров – Богучанская ГЭС, ввести которую в строй поэтапно предполагается в 2012-2013 годах. Из трёх гигаватт мощности станции полтора окажутся «запертыми» на несколько лет: крупные промышленные производства, в частности, Богучанский и Тайшетский алюминиевые заводы, в ближайшей перспективе запущены не будут, вдобавок не подготовлена сетевая инфраструктура для выдачи мощности БоГЭС. 

«Я хотел бы извиниться, потому что у меня будет достаточно критичный доклад, – взял слово генеральный директор ОАО «ЕвроСибЭнерго» и ОАО «Иркутскэнерго» Евгений Фёдоров. – Мне кажется, отрасль довольно давно живёт по-новому и есть повод задуматься на предмет тех ошибок, которые мы допустили, и, может быть, попытаться их в будущем устранить». Ключевая проблема как раз и состоит в том, что запуск  энергоисточников, строительство сетей и создание потребляющих энергию промышленных производств не синхронизирован: зачастую роль играет не целесообразность, а лоббистские возможности отдельных компаний и регионов. Поэтому запросто могут возникать ситуации, когда при значительных объёмах ввода в целом по стране возникают проблемы энергодефицита на территориях, которые должны выступить своего рода локомотивами экономического развития. В частности, Министерство энергетики РФ уже четвёртый год включает  Бодайбинский и Мамско-Чуйский районы Иркутской области в перечень регионов с высокими рисками нарушения электроснабжения в осенне-зимний период, а в утверждённой в августе схеме и программе развития Единой энергетической системы России на 2012–2018 годы регион отнесён к территориям, на которых «технологически необходимо сооружение генерирующих объектов, отсутствующих в планах каких-либо собственников». Между тем в Бодайбинском районе находится Сухой Лог и ряд других перспективных месторождений, которые не могут развиваться из-за нехватки электроэнергии, более того, по той же причине приходится каждую зиму вводить ограничения на действующих золотодобывающих предприятиях. Причина одна: мощность Мамаканской ГЭС зимой падает с 86 МВт до 6 МВт, пропускной способности существующих ЛЭП из остальной энергосистемы не хватает, поэтому дефицит приходится покрывать за счёт дизельных электростанций.

Валентин Межевич озабочен темпами реализации стратегических инвестпроектов

Решение, казалось бы, было предложено на июньском Санкт-Петербургском международном экономическом форуме: был подписан шестисторонний меморандум о сотрудничестве при строительстве ЛЭП 220 кВ «Пеледуй – Чёртово Корыто – Сухой Лог – Мамакан» с подстанциями 220 кВ «Чёртово Корыто» и «Сухой Лог», которая должна объединить энергосистемы Иркутской области и Республики Саха (Якутия) и заодно решить проблему энергодефицита в Бодайбинском районе. Согласно договору, строить объект стоимостью 18,26 млрд. рублей будет ОАО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания». Однако, по словам Фёдорова, это позволит передавать в Бодайбинский район не более 125 МВт, чего явно недостаточно для разработки Сухого Лога и подключения перспективных потребителей. Оптимальным вариантом, как полагает гендиректор «ЕвроСибЭнерго», является скорейший перевод линии 500 кВ от Усть-Илимска до Усть-Кута на номинальное напряжение и строительство ЛЭП 500 кВ, запитанной от Ленской ТЭС, до подстанции «Чара» в Забайкальском крае. Это позволит отказаться от строительства Удоканской угольной электростанции вблизи одноимённого месторождения меди в Забайкалье. «На наш взгляд, это комплексное решение проблем всех трёх субъектов РФ: Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края, – подчеркнул Фёдоров. – Мы посчитали удельные инвестиции, и порядок цифр на мегаватт присоединяемой мощности в два раза ниже, да и парогазовый цикл априори эффективнее любой технологии на угольной станции». 

Перевод линии от подстанции «Ключи» в Иркутской области до Гусиноозёрской ГРЭС в Бурятии и далее до Читы на номинальные 500 кВ вместо действующих 220 кВ, позволяющий передавать относительно недорогую мощность на восток, оказался бы в пять раз дешевле, чем реализованная концепция ДПМ. За счёт заключённых в Бурятии и Забакалье договоров присоединения мощности было введено 280 МВт, на что потребовалось 26 млрд. рублей – иными словами, каждый мегаватт дополнительной мощности обошёлся примерно в 90 млн. рублей. При этом ЛЭП «Ключи – Гусиноозёрская ГРЭС» в 2015 году всё равно переведут на напряжение 500 кВ, так что в итоге затраты при том же результате окажутся ещё больше.

«Я не верю, что это могло бы происходить, если бы существовало РАО «ЕЭС России», – подчеркнул Фёдоров. – Безусловно, когда существовала единая компания с единым центром управления, наверное, недопустимы были моменты по рассинхронизации ввода генерации и сетевых объектов». Сидевший рядом Кожуховский, долгое время проработавший в РАО ЕЭС и весьма дружный с бывшим гендиректором компании, а ныне главой Роснано Анатолием Чубайсом, закивал в знак согласия.

Решение, которое предлагает глава «ЕвроСибЭнерго», довольно простое: «ещё раз переосмыслить комплекс инвестиционных программ генерирующих и сетевых компаний вместе с потребителями» под эгидой Минэнерго или другого ведомства подобного уровня. В кулуарах форума отмечают, что координатором в данном случае должна стать структура, решения которой будут обязательны для исполнения, – заключений совещательных органов для решения назревшей инфраструктурной проблемы будет недостаточно.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры