издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Советы бабушки Ладушки

Нелли Артёменко призывала читателей «Восточки» радоваться жизни в самые нелёгкие времена

  • Автор: Татьяна МАРКОВА, сотрудница «Восточки» в 1980–1990 годы

Знаю, что сейчас в своём Киеве Нелли Артёменко скучает об Иркутске и в редакции её помнят и любят. Как хозяйка приёмной редактора, Нелли была первым, утренним читателем «Восточки». Начиная рабочий день, сотрудники обычно перекидывались с ней словцом. От Нелли исходили доброжелательность и какое-то уютное тепло. Что бы ни случилось на дворе – землетрясение, кризис, затяжная непогода, – она всегда была безукоризненно одета. Любовь к белым воротничкам – особенность её стиля. Невозможно было представить, что она раздражительно ответит на чей-то сумбурный звонок, неприязненно или сухо поговорит с очередным «странным» посетителем.

Наверняка и предыдущий главный редактор, и нынешний помнят, как изящно Нелли подавала им кофе и чай, нередко с собственной домашней выпечкой. Вершиной её кондитерского искусства был и остаётся торт «Наполеон», совершенно бесподобный. В своё время я поела его много: на все праздники и без праздников. Можно сказать даже так: моя не очень устроенная личная жизнь была в значительной мере «утеплена» этим тортом, превосходно снимавшим стрессы.

Господи, а то ли я пишу о Нелли Артёменко, моей подруге? Так ли важны эти детали – торт, белые воротнички? Надо ухватить суть её характера. И я, кажется, знаю, в чём она заключается. Мне в жизни встретилось несколько сильных женщин, умеющих убеждать, преодолевать препятствия. Они были яркими «ведущими» (что обязательно предполагает «ведомых») и превосходили меня энергетикой. Дружить с ними я не могла, могла только восхищаться.

С Нелей – иное дело. Мы были с ней на равных. Она никогда не подавляла того, кто рядом. Но около неё нужно было проходить одну  редкую «дисциплинарную» науку. Что бы ни случилось – нельзя раскисать, плохо выглядеть, запускать пространство вокруг себя. Поэтому макияжу утром – полчаса, вне зависимости от самочувствия. С Нелей невозможно было попить чай «на облучке» из некрасивых чашек. Углубляться ну в очень откровенные темы, круто выражаться. И унывать, даже когда на душе скребут кошки. Нелли из породы женщин, которые умеют держать себя в руках.

Передо мной уже пожелтевшая вырезка из «Восточки» за 29 декабря 1990 года.  Предновогодний материал назывался «Семь вопросов бабушке Ладушке». Как автор, я вовсе не хотела её состарить. Но к той поре читатель уже полюбил кулинарные рецепты от бабушки Ладушки – так Нелю называл её старший внук. Эти регулярные публикации стали мостиком, который надолго связал её с «Восточно-Сибирской правдой».

Свою пенсию Нелли заработала в сорок пять, отдав энное количество лет сумраку рентгенологического кабинета. А когда она познакомилась с командой «Восточки», то решила, что лучшей работы, чем в этих стенах, ей не найти. Ведь по натуре она была творческим человеком. Ей нравился дух редакции – без особого чинопочитания, с ироничным отношением ко многим вещам. И то, что Нелли недобрала на ниве медицины, появилось у неё здесь.

Я много раз удивлялась её способности дарить людям маленькие радости, когда это сделать было не так просто, скажем, в годы  повального дефицита 1990-х. Помню, все мы (когда ещё давление было в норме) тосковали по хорошему кофе. В свободной продаже тогда не было никакого. Так Неля где-то достала зелёные необжаренные зёрна, сама довела их до кондиции, и мы в отделе писем, где она работала поначалу учётчиком, пили этот настоящий тягучий крепчайший кофе.

Но вернёмся к бабушке Ладушке. Я задала ей тогда вопрос о выживании (прогнозы на 1991 год были у всех плохие). Так вот, Нелли была категорически против самого этого слова: «Выживают во льдах Севера потерпевшие кораблекрушение, с одним коробком спичек за пазухой». А она призывала читателей радоваться жизни в самые нелёгкие времена. Утомляют очереди? Разглядывай людей. Улица серая, люди сумрачные? Создай островок уюта и надёжности в собственном доме. Не хватает ярких красок? На купленном скромном плафоне в прихожей нарисуй масляной краской цветы.

Когда зашёл разговор о старости, с чего она начинается, то Неля ответила: «Не с морщин и даже не с болезней. С душевной усталости. Сегодня не захотелось сделать причёску, завтра – накрыть стол для гостей, рассказать весёлую историю и совершить какую-нибудь маленькую глупость». У неё даже было такое выражение – «фикстульнуть». При всей своей сдержанной элегантности моя подруга нередко позволяла себе неожиданную яркую деталь в одежде, причём эксклюзивную. Вязала и вышивала превосходно. О, сколько раз я пыталась влезть в её вязаные платья – тщетно при разнице в наших фигурах.

Рынок открывался в ту пору хаотично и непредсказуемо. То на нас свалились жёлтые бананы, то фильм «Эммануэль», который мы с Нелей смотрели среди каких-то подозрительных мужиков не где-нибудь, а в областной филармонии. Однажды в командировке в леспромхозовском магазинчике скучающие продавщицы предложили мне примерить канадскую дублёнку. Это было чудо. Но цена – десять месячных окладов. И я предложила её Неле. Она потом носила её много лет. А ещё я вспоминаю, как  в тридцатиградусный мороз Неля приезжала ко мне в больницу с морковным соком. А когда я уезжала в Тверь, то отдала мне целый ворох моих публикаций за много лет. Оказывается, она их аккуратно вырезала. Они и сейчас у меня хранятся. Это всё не бытовые, а драгоценные штрихи нашей дружбы.        

Рассказ о Неле будет неполным без её второй половины – Юрия Дмитриевича Артёменко. Полковник, кандидат наук, любимец всех курсантов разорённого ИВВАИУ. Широкая, чув-ствительная душа, художник, музыкант и певец. В армейской среде и тогда и сейчас такие люди редкость. В молодости молодая чета наездилась по гарнизонам. Иркутск стал для этой семьи самым родным и близким городом, тем более что корни Нели – в Забайкалье.

Юрия Дмитриевича хорошо знала вся редакция. Он много раз приходил на журналистские праздники со своим аккордеоном, и тогда звучали наши песни, которые пела душа, независимо от силы голоса. А сколько своих картин с пейзажами и натюрмортами он раздарил знакомым! Они создают настроение. Как? За счёт чего? Совершенно неуловимое качество художника.

Много песен было перепето под его аккордеон. Среди них – его любимая «Как много девушек хороших». Когда-то я сочинила к ней второй куплет, чтобы пелась дольше. Привожу его здесь, потому что больше, наверное, не будет такой возможности:

Но если сердце скажет: «Хватит!»
И в ночь, как в пропасть, упадёт,
То пусть любовь его подхватит
И в последний раз сожмёт.
И всё, что в жизни согревало,
Пусть оживёт в последний раз,
Ну а про девушек хороших
Споёт уж кто-нибудь без нас,
Уже без нас…

Пусть это случится попозже. Недавно звонила из Твери своим дорогим друзьям Неле и Юре в Киев, где они теперь живут. О болезнях не говорили. Вспоминали Иркутск. Мечтали, как бы там по мановению волшебной палочки оказаться снова всем вместе. Приехать на предстоящий юбилей газеты. Слишком много пройдено вместе. Неля, Юра, вы слышите?

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры