издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Счастье не в профиците бюджета, а в эффективном управлении экономикой»

  • Автор: Алексей Петраков, экономист

Всё в мире относительно. Говорят, что Альберт Эйнштейн, гениальный ум 20 века, придумал свою теорию в трамвае. Именно там он задумался о выводах, которые могут сделать различные наблюдатели, находясь в разных системах отсчёта. Даже такие, казалось бы, незыблемые величины, как время и расстояние, будут зависеть от расположения наблюдателя во времени и пространстве. Последняя в этом сезоне сессия Законодательного Собрания Иркутской области стала одним из наглядных примеров такой относительности, когда в оценке одних и тех же реалий стороны расходились диаметрально.

Основной темой дня, безусловно, стал отчёт о результатах деятельности региональной исполнительной власти по итогам 2016 года, который представил депутатам губернатор Приангарья Сергей Левченко. Лишь с небольшой долей вероятности можно допустить, что кто-то ожидал от докладчика услышать самокритику или указания на недоработки правительства. По оценке исполнительной власти, в области всё хорошо – относительно цифр, представленных в отчёте.

Иркутская область занимает второе место в Сибирском Федеральном округе по объёму валового регионального продукта, который в сопоставимых ценах вырос по сравнению с 2015 годом и составил 1095,1 млрд рублей. За счёт чего обеспечивается рост? Во многом за счёт увеличения добычи полезных ископаемых. В докладе, правда, прозвучало, что и химическая промышленность у нас взяла неплохой темп, ростом отметились и производство одежды и минеральной продукции. Вот только относительно чего этот рост считается? Относительно далеко не самых привлекательных показателей 2015 года? На месте швейной фабрики в Ангарске, к примеру, давно торговый центр, ничего не слышно об успехах подобной фабрики в Черемхове. Достаточно вскользь промониторить рынок труда, чтобы понять – мы по-прежнему мало производим, по сути, эксплуатируя природные богатства региона.

Бюджету вроде как всё равно – лишь бы деньги были, а населению? Нет производства – нет рабочих мест. В общем, отличный показатель, но относительный – смотря для кого. Так же, как и средняя заработная плата, которая в области за год выросла на 6,8% и составила 34907 рублей, позволив региону занять 21 место среди 85 субъектов федерации. Относительно цен в магазинах этот плюс давно превратился в минус. А если говорить относительно разрыва между доходами самых бедных и самых богатых – то и подавно гордиться нечем. В сельских районах региона таких денег в глаза не видели. Мечтают о подобных зарплатах и молодые педагоги. Помните же учительницу из Шелехова Алёну Остальцову, которая рассказала Владимиру Путину о своей зарплате в 16 тысяч рублей?

Когда стороны перешли к формату «вопрос-ответ», выяснилось, что и показатели, которыми располагают депутаты и правительство, разнятся – относительно источника данных и степени доверия к нему. Так, парламентарии, оперируя цифрами о низкой удовлетворённости населения качеством жизни в Приангарье и невысоком уровне одобрения жителями региона работы исполнительной власти, ссылались на данные ФСО – Федеральной службы охраны, которая составляет рейтинги по заказу правительства страны и в исполнение соответствующего указа президента. И это отнюдь не СФО, как решили многие из местных экспертов, по незнанию или по невнимательности перепутав аббревиатуры федеральной службы и Сибирского федерального округа.

У главы исполнительной власти Иркутской области, как выяснилось, свой рейтинг – составленный специалистами БГУ. Не умаляя всех достоинств иркутского вуза, тем не менее констатируем очевидное – данные ФСО будут понадёжнее. Чтобы исключить подобную относительность цифр в дальнейшем, спикер областного парламента Сергей Брилка обоснованно предложил ввести в практику взаимоотношений Законодательного Собрания и правительства Иркутской области правило – пользоваться одинаковыми репрезентативными данными статистики.

Не отрицая объективные данные о падении реальных доходов населения и росте реальной безработицы в 2016 году, губернатор сослался на то, что эти проблемы копились годами, а значит, отвечать за негативные тенденции должны все ветви власти. Думается, депутатский корпус от ответственности и не отказывается, но тогда и заслуги по результатам роста экономики не стоит объяснять только «эффективной» работой команды правительства и реализацией волшебного антикризисного плана. И да, оказывается, есть регионы, где в 2016 году наблюдался рост реальных доходов населения, например, Ленинградская, Нижегородская области и Республика Дагестан. И здесь, как видим, всё относительно.

Когда обсуждение дней минувших – а отчёт был, напомним, за 2016 год – завершилось, перешли к проблемам сегодняшним и, скорее всего, завтрашним. Один из вопросов сессии касался претворения в жизнь планов на этот год по строительству и ремонту социальных объектов. При общении депутатов с министром экономического развития региона Евгением Орачевским вновь в полной мере проявилась относительность в оценке ситуации. Министр бодро докладывал цифры – 96,4% субсидий к настоящему моменту распределено муниципальным образованиям, заключено 1042 соглашения с муниципалитетами о выделении субсидий, или 90% от плана. Вроде бы всё прекрасно? Но относительно того, что на дворе лето в разгаре, хорошего мало. За оставшееся время нужно успеть и торги провести, и работы выполнить, причём на должном уровне.

Обеспокоенность депутатского корпуса выразил спикер Сергей Брилка, обратив внимание правительства на то, что общий инвестиционный потенциал Иркутской области на этот год составляет 28 миллиардов рублей с учётом средств Дорожного фонда. «Сегодня уже июль, а работа по доведению средств не закончена. Что мы скажем людям, если к концу года у нас опять сложится профицит в несколько миллиардов? Каким образом ведётся планирование работы? Мы не зря внесли в региональный закон требования по ограничениям сроков распределения средств и проведения торгов, такие же требования установлены в федеральном законе, – подчеркнул спикер. – Каждый объект, предусмотренный законом о бюджете, находится на контроле депутатского корпуса, и в конце года мы должны увидеть, что все заложенные средства, все взятые нами обязательства перед людьми исполнены».

И два слова о профиците. Казалось бы, хорошо, если бюджет с плюсом. Но это в том случае, если все насущные проблемы в регионе решены. А в области к концу года и в самом деле может сложиться такая ситуация, что деньги не будут освоены, а объекты – не построены. Хуже не придумаешь. Средства есть, а вместо новых школ и больниц – пустыри за строительными заборами, где, как говорится, конь не валялся. Так что не в профиците счастье, а в эффективном управлении экономикой региона, чтобы каждая копейка шла в дело и приносила пользу. Между тем до конца года осталось шесть месяцев, до завершения активного строительного сезона – в два раза меньше. И это уже не относительные, а вполне объективные величины, с которыми нельзя не считаться.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры