издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Кнопка быстрого сохранения

Архитектурные памятники Иркутска фиксируют с помощью компьютерных технологий

Трёхмерная модель, выполненная с точностью до миллиметра и едва отличимая от фотографии высокого разрешения? Создать подобное с помощью современных технологий компьютерного зрения – не вопрос. Поэтому Иркутское региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры выбрало их для того, чтобы зафиксировать современное состояние сотни исторических зданий. Модели последних, сделанные с высочайшей степенью достоверности, в следующем году наложат на карту, доступную в Интернете, и сопроводят подробными историческими справками. Профессиональные реставраторы, в свою очередь, смогут воспользоваться ими при подготовке обмерных чертежей.

Небольшой квадрокоптер, жужжа на высокой ноте, деловито облетает по периметру деревянный двуэтажный дом на улице Горной в Иркутске, позади которого высятся современные кирпичные здания. Зависая в определённых точках на разной высоте, беспилотник беспристрастно фиксирует мельчайшие детали: слегка покосившуюся крышу, оконные рамы с остатками краски, сохранившиеся голубые наличники, затейливую резьбу, в которой не хватает отдельных фрагментов. Оставшуюся часть работы, необходимой для того, чтобы создать трёхмерную модель доходного дома Грейсера, доделывает человек с зеркальной камерой начального уровня. На всё про всё уходит примерно час.

«Фиксируем дома именно в том виде, в котором они есть сейчас»

Признаемся честно: в условиях самоизоляции мы не наблюдали эту сцену вживую, а перебрали снимки на странице Иркутского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в «Инстаграме» и додумали очевидные детали. Но со стороны видимая часть работы по проекту ИРО ВООПИиК «Сохраним наследие», который выиграл первый в 2020 году конкурс Фонда президентских грантов, выглядит именно так. Идея заключается в том, чтобы отснять как минимум 100 исторических зданий в Иркутске, а затем создать их трёхмерные модели и разместить их на карте на общедоступном интернет-портале. Цель двоякая: с одной стороны, сохранить достоверные данные об объектах культурного наследия, с другой – в ещё большей степени донести до местных жителей и гостей города мысль о ценности подлинной исторической деревянной застройки. На это и направлен грант почти в 2,6 млн рублей.

«Мы не создаём красивые модели этих домов, не «реставрируем» ставни и наличники, – рассказывает руководитель проекта «Сохраним наследие» Екатерина Матель. – Мы фиксируем дома именно в том виде, в котором они есть сейчас». Речь идёт в первую очередь о деревянных архитектурных памятниках, риск утраты которых весьма велик. Специалисты, проводившие натурные исследования, перед тем как составить перечень из 100 зданий, руководствовались именно соображениями уязвимости. В итоге в список попали разные категории памятников. «Есть и аварийные дома, уже расселённые, – продолжает Матель. – Есть уникальные памятники. Территории, где активно ведётся современная застройка, которая зажимает историческую, мы тоже учли в списке».

Рисование по точкам

В какой-то степени это относится и к тому участку, где находится доходный дом Грейсера. Его модель, равно как и модели других зданий, создают по уже проверенной технологии стереофотограмметрии. «Дисциплина, в принципе, довольно возрастная, – отмечает GIS-специалист Данил Колтович. – Однако в последнее время она сильно шагнула вперёд ввиду развития компьютерного зрения». Если сильно упрощать, то она заключается в том, чтобы создать 3D-модель на основе множества фотографий объекта с разных ракурсов. Звучит не слишком сложно, однако в процессе есть немало тонкостей: например, на снимках должно быть как можно меньше шумов и прочих искажений. Важно и отсутствие внешних помех вроде снега на козырьках или теней от листвы деревьев. Поэтому съёмку стараются проводить весной и осенью. Созданная по её результатам модель при этом строится по разреженному облаку опорных точек. А текстуры для неё генерируют с тех же фотографий.

Для создания системы координат и определения масштаба служат мишени, или метки, – небольшие листы, которые расклеивают на доме перед съёмкой и убирают по её завершении. «В тот момент, когда мы навешиваем метки, чаще всего появляется кто-то из собственников и спрашивает, зачем мы клеим объявления, – говорит Матель. – Дальше завязывается диалог с объяснением. Но всё же на частную территорию мы стараемся по максимуму проникать летательным аппаратом, чтобы особо там не ходить». Само собой, без съёмки на фотокамеру при этом не обойтись. Как не обойтись и без проникновения на огороженную территорию у частных домов. Многоквартирные здания в этом смысле более открытые. Хотя удивления жильцов вместе с подробными расспросами и здесь не избежать. «Приходится объяснять, что мы делаем и зачем это надо, – замечает руководитель проекта «Сохраним наследие». – Пока нам никто в съёмке не отказал».

С точностью до миллиметра

Сфотографировано уже несколько десятков памятников на Горького, Желябова, Каландаришвили, Марата, Польских Повстанцев, Пролетарской, Свердлова, Степана Разина, Франк-Каменецкого и других улицах в центре Иркутска. Есть готовые модели двух из них: дома Грейсера на Горной, 16, и дома № 30 на Марата. Качество такое, что не отличишь от фотографий высокого разрешения. Габариты зданий и размеры их деталей и элементов декора переданы с точностью до миллиметра. Доказательство тому – аналогичная работа, которую сотрудники ИРО ВООПИиК при финансовой поддержке музея деревянного зодчества «Тальцы» провели в прошлом году в селе Косая Степь Ольхонского района. «Обмерные чертежи являются основанием для того, какие предложения по части реставрации объекта будут приняты, – комментирует консультант отдела государственной охраны памятников архитектуры и оформления охранных обязательств Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Елена Климчук. – Их подготовка – это всегда очень трудоёмкая работа: нужно обмерить здание на всю высоту, все детали. В данном случае это делает компьютер. Исключается и момент опасности, связанной с обмерами аварийных или обгоревших зданий». Конечно, для подготовки полноценного проекта реставрации придётся поднимать архивные снимки, на которых памятник снят в первоначальном виде. Но трёхмерная модель, фиксирующая его современное состояние, станет неплохим подспорьем для реставраторов.

На пилотной серии карты, которая заработает уже в августе, моделей ещё не будет. Дело пока ограничится фильтрами, позволяющими узнать разнообразную информацию о памятниках: этажность, материалы постройки, стиль и период, охранный статус и тому подобное. Таким образом авторы проекта хотят получить обратную связь – отзывы, замечания и предложения пользователей, с учётом которых доработают финальную версию продукта. Последнюю планируют подготовить к февралю следующего года. К тому моменту в открытом доступе появится интерактивная карта, на которую нанесут 80 3D-моделей. Съёмка ещё 20 домов запланирована на следующую весну. «В рамках данного гранта у нас выделены средства на 100 моделей, – заключает Матель. – Конечно, мы опасаемся, что здания на карте будут иметь аварийный вид. Но мы планируем развиваться и в будущем отснять все памятники Иркутска, чтобы они были зафиксированы». Предполагается, что любой желающий помимо модели того или иного дома сможет посмотреть историческую справку о нём. Информацию для профессиональных архитекторов и реставраторов будут предоставлять по запросу.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры